Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:51, дипломная работа
Для успешного решения, стоящих перед банком задач руководству необходимо разработать эффективную политику кадров, позволяющую в полной мере использовать имеющиеся у учреждения трудовые ресурсы.
Данная дипломная работа призвана подтвердить вышеизложенное утверждение на примере конкретного предприятия, в данном случае – АК СБ РФ ОАО «Амурский банк» г. Благовещенска.
Политика производственных отношений:
Далеко не для всех проблем существуют определенные процедуры их решения. Поэтому политика производственных отношений нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Политика благосостояния:
Как было сказано выше, проблеме социальной защищенности администрация банка не уделяет должного внимания.
В целом кадровая политика по указанным направлениям осуществляется достаточно эффективно и способствует достижению цели банка, получения прибыли.
Однако, кадровая политика в АК СБ РФ ОАО «Амурский банк» нуждается в целом ряде преобразований, которые помогут персоналу работать более эффективно на благо всей организации.
В следующей главе данной работы предлагается ряд рекомендаций для совершенствования кадровой политики, проводимой в ОАО «Амурский банк» с целью увеличения эффективности его работы.
2.4 Количественная и качественная оценка персонала банка
В целях получения более качественной информации о кадровой политике ОАО «Амурский банк» и о ее влиянии на эффективность работы всей организации, следует произвести качественную оценку персонала банка, которая включает в себя следующие характеристики:
наличие персонала и его изменения;
квалификационный состав кадров;
анализ использования рабочего времени;
оценка производительности труда;
оценка эффективности использования рабочей силы.
Оценку персонала АК СБ РФ ОАО «Амурский банк» необходимо начать с определения среднесписочной численности сотрудников, исходя из данных о числе лиц, состоящих в списке банка за каждый день анализируемого периода. Суммируя эти данные за все календарные дни, получают сумму среднесписочных чисел, которую и делят на число календарных дней анализируемого периода. В итоге получаем среднесписочную численность сотрудников банка.
Следует учитывать тот факт, что среднесписочная численность персонала не бывает постоянной. Поэтому далее необходимо по данным о наличии и движении кадров в целом и по категориям и по группам персонала выстроить баланс движения кадров (баланс ресурсов рабочей силы) по следующей схеме (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Баланс движения кадров
Категории и группы персонала | Наличие на начало периода | Поступило за период | Выбыло за период | Наличие на начало периода | В том числе работавших весь период | ||||||||
всего |
|
|
|
| всего |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе этих данных ОАО «Амурский банк» должен определить показатели, характеризующие интенсивность оборота по приему кадров и детализирующих особенности по этому обороту. Предлагаем следующие показатели:
1. Коэффициент интенсивности оборота по приему (2.1):
Кп = Чп : Чс
где Кп – коэффициент оборота по приему;
Чп – число принятых за период работников;
Чс – среднесписочное число работников.
2. Коэффициент оборота по выбытию (2.2):
Кв = Чв : Чс
где Кв – коэффициент выбытия;
Чв – число выбывших за период работников;
Чс - среднесписочное число работников.
3. Коэффициент текучести (2.3):
Кт = Чвт : Чс
где Кт – коэффициент текучести;
Чвт – число выбывших за период работников по причинам, относящимся к текучести кадров;
Чс - среднесписочное число работников.
4. Коэффициент замещения (2.4):
Кз = (Чп – Чв) : Чс
где Кз - коэффициент замещения;
Чп – число принятых за период работников;
Чв - число выбывших за период работников;
Чс – среднесписочное число работников.
5. Коэффициент постоянства кадров (2.5):
Кпк = Чвп : Чкп
где Кп - коэффициент постоянства кадров;
Чвп – число работников, проработавших весь отчетный период;
Чкп – число работников на конец этого периода.
Данные для анализа движения кадров ОАО «Амурский банк» за 1999 г. представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Данные для анализа движения кадров ОАО «Амурский банк» за 1999 г.
Наличие на 01.01.99 | Поступило за 1999 г. | Выбыло за 1999 г. | Наличие на 01.01.00 | В том числе работавших весь период | ||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
|
|
| Собственное желание | Выход на пенсию | Несоответствие занимаемой должности | |||||
120 | 19 | - | - | - | 13 | 8 | - | 5 | 126 | 101 |
1. Коэффициент интенсивности оборота по приему:
Кп = 19 / ((120+126)/2) = 0,15.
2. Коэффициент оборота по выбытию:
Кв = 13 / ((120+126)/2 = 0,11.
3. Коэффициент текучести:
Кт = 8 / ((120+126)/2 = 0,07.
4. Коэффициент замещения:
Кз = (19-13) / ((120+126)/2) = 0,05.
5. Коэффициент постоянства кадров:
Кпк = 101 / 126 = 0,8.
В итоге, так как Кп больше Кв (0,15 больше0,11),число поступивших сотрудников выше, чем число убывших, что означает увеличение числа персонала в связи с расширением деятельности.
Коэффициент текучести сравнительно низкий (0,07), что свидетельствует о заинтересованности персонала в своей работе.
Положительный результат в числителе коэффициента замещения говорит о том, что число принятых на работу выше числа выбывших и значит часть принятых на работу возмещает убыль ресурсов рабочей силы в связи с увольнением, а часть принятых используется на вновь созданных местах.
Коэффициент постоянства кадров высокий, следовательно, наибольшее число принятых работников необходимо доучивать, что снижает затраты на обучение в общем числе затрат банка.
Анализ профессионально-
Рср.т. =
где Рср.т. – средний тарифный разряд работ (рабочих);
М – количество разрядов по профессии;
n – количество рабочих, необходимых для выполнения работ (или фактическое количество) определенного разряда.
Проведем анализа профессионально-
Таблица 2.8
Данные для анализа
Отдел кассовых операций | 1998 | 1999 | ||
по штату | фактически | по штату | фактически | |
Всего, в том числе: | 8 | 8 | 9 | 9 |
Ведущие специалисты | 4 | 5 | 5 | 5 |
Специалисты 1 категории | 2 | 1 | 2 | 2 |
Специалисты 2 категории | 2 | 2 | 2 | 2 |
Средний разряд работ 1998 г. – 1,75; средний разряд работ 1999 г. – 1,67; средний разряд работников 1998 г. – 0,63; средний разряд работников 1999 г. – 0,67.
В итоге средний разряд работ в 1999 г. увеличился на 0,08, что говорит о повышении требований к квалификационному уровню затрат. Если в 1998 г. средний разряд работников был выше, чем требовалось, то в 1999 г. это соответствие было приведено в норму. Это избавило банк от дополнительных затрат на оплату труда высококвалифицированным сотрудникам вследствие повышения квалификации персонала требуемого квалификационного уровня работ.
Материалом затрат рабочего времени являются общепринятые единицы времени вообще: минуты, часы, сутки, месяцы и годы. Основными единицами учета рабочего времени являются показатели: человеко-час и человеко-день.
Показателями использования рабочего времени являются:
1. Средняя продолжительность рабочего периода (2.7):
Тср.п. = tср. : Чср
где Тср.п. – число дней, отработанных одним работником за период;
tср. – общее число человеко-дней, отработанных работниками за период
Чср – среднесписочное число работников за период.
2. Фактическая продолжительность рабочего дня (2.8):
Тф.д. = tср.ч. : Чф
где Тф.д. – фактическая продолжительность рабочего дня;
tср.ч. – общее количество отработанных работниками человеко-часов за период
Чф – фактическая численность работников за период.
3. Среднее число часов работы одного списочного работника за период (2.9):
Тср = Тф.д. * Тп.
где Тср – среднее число часов работы;
Тф.д. – фактическая продолжительность рабочего дня;
Тп – средняя продолжительность рабочего периода.
Показатели использования рабочего времени ОАО «Амурский банк» в 1999 г.:
1. Тср.п. = 28625 / ((120+126)/2 = 232,7 (человеко-дней отработано одним сотрудником за 1999 г.).
2. Тф.д. = 232700 / 29455,7 = 7,9 час (средняя продолжительность рабочего дня, при норме в 8,0 час, следовательно, каждый сотрудник недорабатывал в среднем 0,1 часа в день).
3. Тср. = 7,9 * 232,7 = 1883,3 час в среднем отрабатывал работник в 1999 г.
Под производительностью живого труда понимают его способность производить в единицу времени определенное количество продукции. Производительность труда можно охарактеризовать либо прямым показателем – выработка продукции в единицах затраченного рабочего времени, либо обратным показателем – трудоемкостью.
Для разных подразделений следует использовать различные измерители результата:
1. Натуральный (2.10):
где q – объем услуг в натуральном выражении;
Т – затраты труда, времени;
0, 1 – обозначение двух сравнительных периодов;
I - объем услуг в натуральном выражении на единицу времени.
2. Трудовой (2.11, 2.12):
а. индекс производительности труда по трудовому методу:
(2.
б. индекс производительности труда по нормативной трудоемкости:
(
где I – индекс производительности;
q – объем услуг;
Т – затраты труда (времени);
0, 1 – обозначение двух периодов;
n – нормативный показатель;
ф – фактический показатель.
в. экономия фактических затрат труда (2.13):
Эт = Σq1t0 - Σq1t1 = Σq1 * (t0 - t1) (
3. Стоимостной. Объем произведенного результата оценивается в денежном выражении через цену или добавленную стоимость (2.14, 2.15).
где I – индекс производительности труда;
q – объем услуг;
р – денежные оценки соизмерителей объема услуг, стабильные для обоих периодов;
0, 1 – обозначение двух периодов.
где Iw – сводный индекс производительности труда;
iw – индивидуальные индексы производительности труда по каждому подразделению;
Т1 – фактические затраты труда в подразделениях в отчетном периоде.
Расчет средней выработки и трудоемкости проведем на примере ОАО «Амурский банк», данные для анализа представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Данные для анализа
Показатели | Обозна-чение | 1998 | 1999 | Коэффициент динамики | Абсолютное изменение |
Стоимость услуг в сопоставимых ценах, тыс. руб. | Q | 25000 | 22000 | 88,0 | -3000 |
Отработано человеко-дней, тыс. | T | 10,0 | 10,5 | 105,0 | 0,5 |
Средняя дневная выработка (стр. 1 / стр. 2), руб./чел.-день | W | 2500 | 2095,24 | 83,8 | -404,76 |
Средняя трудоемкость услуг (стр. 2 / стр. 1), чел.-дней/руб. | t | 0,0004 | 0,000477 | 119,25 | 0,00007 |