Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть принципы и методы построения системы управления персоналом в отделе делопроизводства прокуратуры субъекта РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить место и роль управления персоналом в системе управления организации (теоретическая часть работы).
2. Изучить литературу по теме цели принципы и методы построения системы управления персоналом в организации (нормативные документы, периодическую и классическую литературу);
3. Систематизировать информацию в виде концентрированного текста, схем, таблиц и рисунков;
4. Предложить рекомендации по улучшению действия системы управления персоналом в организации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом
1.1. Понятие и сущность управления персоналом: определение, проблемы, функции, задачи
1.2. Принципы и методы построения системы управления персоналом организации
1.3. Функциональная структура системы управления персоналом
Глава 2. Анализ системы управления
2.1. Характеристика организации и численность персонала
2.2. Анализ кадрового потенциала
2.2. Диагностика проблем в системе управления персоналом в организации
2.3. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Приложение
- принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом;
- принципы, определяющие направление развития системы УП, которые представлены в таблицах 1 (см.Приложение) и 1.2.
Наука и практика управления разработали методы изучения состояния действующей системы УП организации, обоснования и реализация новой системы. Рассмотрим эти методы.
Наибольший эффект и качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Это позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчётов.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие (рис. 1.5). В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения используются закономерности, принципы и методы, разработанные наукой и апробированные практикой12.
Рисунок 1.5 – Укрупненное дерево целей системы управления персоналом организации
Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные.
Упрощенный вариант базового дерева целей системы управления организацией представлен на рис. 1.6. Он ограничен целями, выделенными по понятийному (аспектному) признаку декомпозиции (1-й и 2-й уровни), и одним уровнем целей, выделенным по факторному признаку (3-й уровень).
Рисунок 1.6 – Базовое дерево целей системы управления организацией
1. Организация перспективных научно-технических разработок.
2. Сокращение длительности цикла «исследование – производство».
3. Техническое сопровождение
и перевооружение
4. Обеспечение высокого качества труда.
5. Маркетинг научно-технических разработок.
6. Соответствие плана
разработок научно-
7. Маркетинг продукции или услуг.
8. Соответствие производственной программы и производственной мощности.
9. Полнота и своевременность материально-технического снабжения.
10. Обеспечение эффективного
технического состояния
11. Ритмичность сбыта продукции или своевременность оказания услуг.
Все перечисленные общие функции управления в неразрывном единстве присутствуют в деятельности руководителей подразделений всех уровней.
Функциональная структура отраж
Функция управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку. Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления фирмой.
Комплекс задач – часть функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, анализ и т.д.).
Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением. Например, как на рис. 1.7.
Рисунок 1.7 – Комплекс задач по функции «управление персоналом»
При построении функциональной структуры, как правило, используется матричный метод распределения функций управления (табл. 1.2).
Таблица 1.2 – Функциональная структура организации
Наименование функций отдела |
Функциональные подразделения и должностные лица | |||||
1. Подбор и расстановка кадров |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
….. |
2. Составление плана потребности в персонале |
||||||
3. Оформление приема, перевода, увольнения работников |
||||||
4. Изучение причин текучести кадров |
||||||
5. Осуществление контроля за правильным использованием персонала |
||||||
и т.д. |
Строки таблицы – это конкретные функции управления, а столбцы – структурные подразделения аппарата управления. На пересечении столбцов и строк отмечаются основные операции управления по конкретной функции, за реализацию которой отвечает структурное подразделение. Матрица распределения функций управления позволяет четко распределить их между руководством организации и подразделениями аппарата управления, определить технологическую последовательность операций за конкретными руководителями или служащими.
Таким образом, изучив проблемы управления персонала в теоретических источниках, можно прийти к выводу, что ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.
Отдел делопроизводства возглавляет
начальник отдела, который непосредственно
подчиняется прокурору субъекта. Начальнику
отдела в свою очередь подчиняются руководители
– начальники отделов делопроизводства
прокуратур районов субъекта. Отдел действует
на основании Положения, утвержденного
прокурором субъекта, и руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации», конституционными
и другими федеральными законами, организационно-
Основные задачи и функции:
- обеспечение
- методическое руководство
и контроль за состоянием
- комплектование, обеспечение
сохранности, учет и
- обеспечение режима
секретности в прокуратуре субъ
- организация и ведение секретного делопроизводства;
- прием, обработка,
регистрация и учет входящих
документов в
- обработка и отправка исходящей корреспонденции;
- учет и анализ
Численность персонала на начало 2011 года составляла 267 человек.
Рисунок 2 – Динамика численности персонала за 2007-2010 гг.
Как видно из рисунка 2 численность персонала за период с 2007 по 2010 года постоянно увеличивалась, в 2010 году произошло сокращение численности персонала на 17 человек, в связи с оптимизацией численности структурных подразделений.
Таблица 2.1 – Численность персонала за 2009-2011 гг.
Структура персонала |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Удельный вес, % |
Изменения численности, чел. |
Изменение удельного веса, % | |||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | |||||
Руководители |
40 |
44 |
45 |
42 |
15,5 |
15,5 |
15,8 |
15,7 |
4 |
1 |
-3 |
0,0 |
0,3 |
-0,1 |
Специалисты |
203 |
218 |
218 |
207 |
78,7 |
77,0 |
76,8 |
77,5 |
15 |
0 |
-11 |
-1,7 |
-0,3 |
0,8 |
Служащие |
15 |
21 |
21 |
18 |
5,8 |
7,4 |
7,4 |
6,7 |
6 |
0 |
-3 |
1,6 |
0,0 |
-0,7 |
Итого |
258 |
283 |
284 |
267 |
100 |
100 |
100 |
100 |
25 |
1 |
-17 |
- |
- |
- |
Как видно из таблицы 2.1 основной прирост в 2009 году был осуществлен за счет роста специалистов, в 2011 году сокращение произошло именно в этой категории госслужащих.
Рисунок 2.2 – Динамика численности персонала за 2009-2011 гг.
На протяжении всего исследуемого периода в структуре персонала происходят следующие изменения:
1) наибольший удельный вес в
структуре персонала в 2007 году
занимали специалисты – 78,7%, а
к 2010 году удельный вес
2) наименьший удельный вес
Можно сделать вывод, что кадровая политика в отделе делопроизводства прокуратуры субъекта в области найма персонала по категориям направлена на найм специалистов.
Численность специалистов повышается, за счет сокращения доли сотрудников, имеющих общее и среднее специальное образование и увеличения доли персонала с высшим образованием. Это является положительным показателем и свидетельствует о заинтересованности руководства в грамотных специалистах. Кроме того, данная динамика показывает, что кадровая политика организации направлена на образование и развитие персонала.
Таблица 2.2 – Динамика численности персонала по образованию за 2009-2011 гг.
Уровень образования |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменения 2008/2007 гг. |
Изменения 2009/2008 гг. |
Изменения 2010/2009 гг. | |||||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел |
% | |
Средне- специальное |
52 |
20,2 |
41 |
14,5 |
39 |
13,7 |
27 |
10,1 |
-11 |
-5,7 |
-2 |
-0,8 |
-12 |
-3,6 |
- профильное |
18 |
7,0 |
18 |
6,4 |
21 |
7,4 |
12 |
4,5 |
0 |
-0,6 |
3 |
1,0 |
-9 |
-2,9 |
Высшее |
206 |
79,8 |
242 |
85,5 |
245 |
86,3 |
240 |
89,9 |
36 |
5,7 |
3 |
0,8 |
-5 |
3,6 |
- профильное |
166 |
64,3 |
185 |
65,4 |
194 |
68,3 |
198 |
74,2 |
19 |
1,0 |
9 |
2,9 |
4 |
5,8 |
- 2 и более высших образования |
8 |
3,1 |
9 |
3,2 |
10 |
3,5 |
14 |
5,2 |
1 |
0,1 |
1 |
0,3 |
4 |
1,7 |
Итого |
258 |
100 |
283 |
100 |
284 |
100 |
267 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |