Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 16:55, курсовая работа
Целью и задачей данной работы является анализ электромобилей представленных на мировом рынке.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- определение основных показателей, характеризующих потребность региона в данном оборудовании;
- определение параметров конкурентоспособности;
- прогнозирование динамики изменения спроса;
- охарактеризовать основные направления маркетинговых исследований.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Исследовательская часть…………………………………………………….4
1.1 Анализ Рынка автозапчастей России ………………………………..……4
1.2 Автомобильный рынок Красноярска ..…………………………………....5
1.3 Дилерские предприятия по продаже запасных частей …………………..8
1.4 Интернет магазины по продаже запасных частей …………...…………...9
1.5 Магазины по продаже запасных частей……………..……………………12
2. Обзор ранка запасных частей…………………...………………………….17
2.1 Определение параметров конкурентоспособности………………………17
2.2 1 этап………………………………………………………………………..18
2.3 2 этап………………………………………………………………………..18
2.4 3 этап………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемых источников…………………………………………….24
В настоящее время в России наблюдается
активный рост количества автомобилей
и, в первую очередь - иномарок. Вследствие
этого увеличивается спрос на автозапчасти,
который официальные дилеры производителей
автомобилей не в состоянии удовлетворить.
Наиболее быстро растет розничный рынок
автозапчастей в Москве, темпы роста составляют
не менее 20% в год. В столице сегодня реализуется
около пятой части от объема продаж автозапчастей
в России. Примечательно, что рост российского
рынка автозапчастей наблюдается на фоне
снижения объёмов мирового рынка автокомпонентов,
в первую очередь связанного с жёсткими
экологическими требованиями (Емкость
рынка автомобильных материалов, компонентов
и запчастей в России по итогам 2007 года
составила 32,7 млрд. долларов США.
Рынок автомобильных запчастей подразделяется
на первичный, включающий компоненты,
используемые для производства автомобилей
на конвейере, и вторичный – это запчасти
для продажи через сервис и магазины. В
России вторичный рынок автомобильных
запчастей занимает приоритетное положение
по отношению к первичному рынку, на его
долю приходится 76% от общего объема рынка
в стоимостном выражении (или 24,8 млрд.
долларов США), доля первичного рынка составляет
24% от общего объема рынка (или 7,9 млрд.
долларов США) (см. рисунок 1).
Рисунок 1.3 -Доли первичного и вторичного
рынков на российском рынке автомобильных
запчастей, % от объема в стоимостном выражении
На вторичном рынке автозапчастей приоритетную долю составляют запчасти для отечественных автомобилей - 58% от объема рынка в стоимостном выражении (или 14,4 млрд. долларов США), на долю запчастей для иномарок приходится 42% от объема вторичного рынка (или 10, 4 млрд. долларов США) (см. рисунок 2).
Рисунок 1.4- Соотношение компонентов
для отечественных автомобилей и для иномарок
на вторичном рынке запчастей, % от объема
в стоимостном выражении
Среди различных товарных сегментов
рынка автозапчастей наибольший процент
в настоящее время составляет сегмент
шин – 22%. Шины являются одновременно и
товаром оптового рынка продукции промышленного
назначения, и рынка потребительских товаров.
Далее следует сегмент аккумуляторов
– 5%.
На российском рынке автомобильных запчастей
действует около двух тысяч игроков, лидирующие
позиции среди которых занимают отечественные
производители. Однако одной из основных
тенденций современного российского рынка
автомобильный запчастей выступает изменение
структуры автомобильной промышленности,
приход на отечественный рынок иностранных
производителей и, как следствие, рост
спроса на более качественные компоненты.
Сегодня российские производители автозапчастей
действуют в условиях выраженной конкуренции,
отечественные бренды активно вытесняются
более качественной продукцией из Европы
и более дешевыми автокомпонентами из
Китая, Турции и Индии.
Одним из важных факторов роста конкуренции
между участниками российского рынка
автозапчастей является процесс унификации
автомобильных компонентов, активно развивающийся
в современной мировой автоиндустрии.
Для снижения себестоимости разработки
и производства автомобилей компании
объединяются при проектировании новых
моделей. В результате одни и те же модули
и системы сегодня можно встретить на
автомобилях совершенно разных систем
и марок. Унификация компонентов позволяет
производителям выходить на нужный объем
производства отдельных узлов даже при
достаточно небольших объемах выпуска
конкретных моделей. Характеризует тенденцию
унификации, в частности, пример создания
в конце 90-х годов трех моделей минивэнов
на одной платформе: Ford Galaxy, Seat Alambra и VW
Sharan. Модульным стратегиям подвержены
многие автопроизводители, среди них:
PSA (Peugeot, Citroen), VW, Renault, Nissan, BMW и другие. В
России тенденция унификации автокомпонентов
только зарождается. Первые заходы были
предприняты между АВТОВАЗом и «ИжАвто»
благодаря Группе «СОК» (см. Маркетинговый
отчет «Рынок автомобильных компонентов
и запчастей в России», подготовленный
аналитическим агентством «Автостат»,
2007 г.).
С распространением на российском рынке
автозапчастей дешевой продукции из стран
Азии связана актуальность проблемы ценового
демпинга, что, в частности существенно
затрудняет развитие отечественных производителей
автомобильных компонентов. Проблема
демпинга связана прежде всего с обострением
ценовой конкуренции, основными факторами
которого выступают присутствие на рынке
значительного числа сходных или одинаковых
товаров различных производителей, а также
повышение осведомленности потребителей
о ценовой ситуации на рынке, в частности,
посредством распространения сети Интернет.
Демпинговые действия преимущественно
проявляются среди автозапчастей невысокого
уровня качества, о чем свидетельствует,
в частности, тот факт, что среди продавцов
и импортеров американских запчастей
на российском рынке, как отмечают эксперты,
проблема демпинга в настоящее время не
имеет выраженного характера. Рынок американских
запчастей по сравнению с 90-ми годами,
стал гораздо более цивилизованным. Сегодня
в рознице разброс цен на американские
запчасти составляет от 3 до 10%.
Наиболее жесткая конкуренция наблюдается
в секторе оптовой торговли, для которого
в большей мере характерно и снижение
цен. Продавцы, пытаясь привлечь клиентов,
используют различные бонусы, отсрочки
по платежам, вплоть до кредитования и
консигнации. Наиболее сильно противостояние
между импортёрами американских запчастей
ощущается в нестоличных регионах, тогда
как московский рынок уже поделен между
основными игроками. Одной из основных
тенденцией рынка является укрупнение
компаний, являющихся его участниками
и постепенный выход из игры малых фирм.
Другой актуальной проблемой современного рынка автомобильных запчастей в России является проблема поддельной продукции. Результаты исследований свидетельствуют о том, что объемы продаж поддельных запчастей на российском рынке не уступают по величине рынку пиратской аудиопродукции. Доля незаконных автомобильных компонентов на рынке запчастей в России составляет от 30 до 90% в зависимости от наименования. А согласно сообщению финансовой газеты «Известия», каждая вторая автомобильная запчасть является поддельной. Ущерб от реализации контрафактной продукции весьма значителен, в денежном эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов долларов США в год. Примечательно, что преимущественную долю в объеме продаж поддельной продукции составляют запчасти к автомобилям отечественного производства. Контрафактные компоненты наносят значительный урон репутации автопроизводителей и поставщиков оригинальных запчастей. Как правило, чаще всего подделывают быстроизнашивающиеся детали. В их числе: подвески, рулевые тяги, штанги, тормозные колодки и естественно всевозможные машинные масла. Размах пиратской деятельности, по мнению оригинальных производителей запчастей, связан в первую очередь с отсутствием в России адекватной законодательной базы. По существующему на данный момент российскому законодательству практически невозможно привлечь недобросовестных производителей автомобильных деталей к уголовной ответственности.
В контексте рассмотрения проблемы поддельных
автозапчастей необходимо отметить, что
в общемировой практике рынок запасных
частей состоит из двух сегментов: рынка
оригинальных запасных частей и рынка
неоригинальных запасных частей. Оригинальные
запчасти в классическом понимании имеют
торговую марку автокомпании и должны
продаваться исключительно через компанию.
Оригинальные запасные части изготавливаются
в строгом соответствии с предусмотренными
характеристиками материалов под жестким
контролем качества. Неоригинальные запчасти
выпускают фирмы-имитаторы без гарантии
соответствия техническим требованиям
автозаводов.
Неоригинальные запчасти могут быть изготовлены
с нарушением стандартов безопасности,
надежности и долговечности. Цены на неоригинальные
запчасти значительно ниже, а качество
существенно хуже стандартов автокомпаний.
Однако необходимо отметить, что между
двумя крайностями – оригинальными и
неоригинальными запчастями, существует
достаточно большой рынок запчастей-аналогов,
которые по качеству достаточно близки
к «оригиналу», а по цене значительно ниже.
Это обусловлено тенденцией «молчаливого
согласия» компаний-производителей автомобилей
уступить часть объемов торговли запасными
частями, изготовленными независимыми
специализированными заводами, самим
этим заводам. Кроме того, перенос производства
компонентов в страны Юго-Восточного региона
помог значительно снизить конечную цену
изделий (см. Маркетинговый отчет «Рынок
автомобильных компонентов и запчастей
в России», подготовленный аналитическим
агентством «Автостат», 2007 г.).
Неоригинальные автозапчасти, представленные
на российском рынке, условно можно разделить
на две группы. Первая – это компоненты
солидных зарубежных и отечественных
производителей, не учтенные и не прошедшие
таможенный контроль. Продукция такого
рода в большинстве случаев опасности
для здоровья автомобиля не представляет.
Вторая группа – это контрафактные запчасти,
произведенные в Китае и на территории
других развивающихся стран. Именно эта
низкокачественная продукция может стать
угрозой для технического состояния автомобиля.
В сложившейся ситуации российские правоохранительные
органы собираются серьезно взяться за
автомобильные рынки, которые, как правило,
являются пунктами реализации контрафактной
продукции. В частности, журнал «Бизнес»
сообщает о том, что вслед за мобильными
телефонами и бытовой техникой таможня
намерена активно бороться с «серым» импортом
автомобильных запчастей. По оценкам участников
рынка, в настоящее время на нем доминируют
именно «серые» импортеры. Так, на долю
«серого» импорта приходится более 70%
от объема продаж запчастей к иномаркам
в стоимостном выражении (или 1,8 млрд. долларов
США) (см. рисунок 3).
Рисунок 1.5 -Структура продаж запчастей
к иномаркам на российском рынке, % от объема
в стоимостном выражении (по данным компании
«Рольф ПДК»)
Эксперты рынка автомобильных запчастей
полагают, что если российские таможенники
всерьез возьмутся за проблему «серого»
импорта, доля официальных импортеров
должна вырасти до 80-85%. Достижение данных
показателей является минимальным для
того, чтобы легальные импортеры могли
конкурировать с «серым» и «черным» ввозом.
Усиление таможенного контроля может
способствовать повышению цен на запчасти
для иномарок. Однако эксперты полагают,
что крупные официальные импортеры запчастей,
вероятно, будут готовы снизить цены, если
смогут увеличить объемы продаж Наряду
с намерениями таможенных служб по борьбе
с «серым» импортом автомобильных запчастей,
контроль на рынке запчастей усиливают
российские автопроизводители. Так, АВТОВАЗ
с 2007 года планировал существенно увеличить
объемы централизованных поставок запчастей,
производимых изготовителями комплектующих,
через собственную сервисно-сбытовую
сеть. Соответствующие изменения были
внесены в условия договоров с заводами-поставщиками
комплектующих. Ожидается, что реализация
запчастей внешнего производства через
вазовскую торговую сеть позволит минимизировать
риск получения дилерами контрафакта
и избежать применения поддельных комплектующих
при гарантийном и послегарантийном обслуживании
автомобилей LADA.Характеризуя современную
ситуацию в сфере потребления автомобильных
запчастей на российском рынке необходимо
отметить, что сегодня два основных сегмента
рынка запчастей – сегменты запчастей
к отечественным автомобилям и иномаркам
– развиваются с разной степенью интенсивности.
Рынок отечественных автозапчастей отличается
стабильностью и балансом спроса и предложения,
здесь практически не наблюдается дефицита
автомобильных запчастей. В сегменте автозапчастей
для иномарок наблюдается превышение
спроса над предложением и дефицит товара.
Примечательно, что основная часть контрафактной
и некачественной продукции представлена
в сегменте запчастей к отечественным
автомобилям, среди запчастей к иномаркам
доля такой продукции существенно ниже.
Однако в сегменте иностранных автозапчастей
много запчастей, бывших в употреблении,
они создают конкуренцию оригинальным
автомобильным запчастям, поскольку стоят
значительно дешевле, а качеством могут
практически не уступать оригиналам. Применительно
к запчастям для иномарок необходимо отметить,
что спрос на бывшие в употреблении запчасти
связан также с тем, что доставка оригинальных
запчастей может занимать довольно значительное
время – от недели до 2-3 недель, в зависимости
от региона поставки. Для осуществления
эффективной деятельности компаниям,
реализующим запчасти на иностранные
марки автомобилей, необходимо налаживать
эффективную сеть поставок, обеспечивающую
оперативность доставки автозапчастей
под заказ.
В сегменте запчастей к иномаркам наиболее
востребованными на российском рынке
являются запчасти для японских автомобилей.
Данный факт связан с популярностью относительно
недорогих и качественных марок японских
автомобилей. Наиболее популярными марками
являются Honda, Mazda, Nissan и некоторые другие.
Розничные продажи автомобильных запчастей
в России в настоящее время осуществляют
более 7 тысяч сервисных центров по техническому
обслуживанию автомобилей, при этом значительную
часть розничного товарооборота продолжают
удерживать рынки и небольшие магазины.
Некоторые сервисные центры реализуют
автозапчасти для отечественных автомобилей,
другие - для иномарок. На российском рынке
представлены и специализированные сервисы,
которые занимаются заменой автозапчастей
в грузовых автомобилях, поставляют только
автозапчасти на японские автомобили,
на американские или германские марки
автомобилей, а также компании, которые
реализуют одновременно автозапчасти
оптом и в розницу, или по отдельности
.
В целом торговля автозапчастями и комплектация
автосервиса необходимыми автозапчастями,
аксессуарами и автохимией в настоящее
время в России является выгодным бизнесом.
Согласно результатам исследований, более
90% компаний, работающих в данном секторе,
считают собственную рентабельность выше,
чем при инвестировании аналогичных сумм
в другие рынки .
Однако в настоящее время на рынке автозапчастей
наблюдается процесс специализации и
укрупнения компаний, тенденция к поглощению
крупными игроками более мелких конкурентов.
Данный процесс связан с тем, что не многие
компании могут себе позволить держать
излишние оборотные средства «замороженными»
на складах в необходимом ассортименте
запасных частей и автотоваров. Вероятно,
именно эти тенденции во многом будут
характеризовать динамику российского
рынка автомобильных запчастей в ближайшем
будущем, и их необходимо принимать в расчет
как действующим игрокам рынка, так и инвесторам
в данный сектор автомобильной отрасли.
Основные выводы по итогам обзора:
• Рынок автомобильных запчастей в России
активно развивается. Емкость российского
рынка автомобильных материалов, компонентов
и запчастей по итогам 2007 года составила
32,7 млрд. долларов США.
• На рынке автомобильных запчастей выделяются
два основных сектора: первичный рынок,
включающий компоненты, используемые
для производства автомобилей на конвейере,
и вторичный рынок, где представлены запчасти
для продажи через сервис и магазины. В
России на долю вторичного рынка автомобильных
запчастей приходится 76% от общего объема
рынка в стоимостном выражении (24,8 млрд.
долларов США), доля первичного рынка составляет
24% от общего объема рынка (7,9 млрд. долларов
США).
• На рынке автомобильных запчастей в
России действует около двух тысяч игроков,
лидирующие позиции занимают отечественные
производители. Однако сегодня российские
производители автозапчастей действуют
в условиях выраженной конкуренции - отечественные
бренды активно вытесняются более качественной
продукцией из Европы и более дешевыми
автокомпонентами из Китая, Турции и Индии.
• Одной из наиболее актуальных проблем
современного рынка автомобильных запчастей
в России является проблема поддельной
продукции. Доля незаконных автомобильных
компонентов на рынке запчастей в России
составляет от 30 до 90%, в зависимости от
наименования. Ущерб от реализации контрафактной
продукции весьма значителен, в денежном
эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов
долларов США в год.
• Российские правоохранительные органы
намерены серьезно бороться с «серым»
импортом автомобильных запчастей, в частности
– усилить контроль автомобильных рынков,
которые, как правило, являются пунктами
реализации контрафактной продукции.
Для создания условий, позволяющих легальным
импортерам конкурировать с «серым» и
«черным» импортом автозапчастей, доля
официальных импортеров должна возрасти
минимум до 80-85%.
• На потребительском рынке автозапчастей
сегменты запчастей к отечественным автомобилям
и иномаркам развиваются с разной степенью
интенсивности. Если рынок отечественных
автозапчастей в целом характеризуется
стабильностью и балансом спроса и предложения,
то в сегменте автозапчастей для иномарок
наблюдается активный рост спроса и существенное
превышение спроса над предложением, дефицит
товара.
• В целом торговля автозапчастями и комплектация
автосервиса необходимыми автозапчастями
в России является выгодным бизнесом.
Одними из основных тенденций, характеризующих
рынок автозапчастей в ближайшем будущем,
будут выступать тенденции специализации
и укрупнения компаний, поглощения крупными
игроками более мелких конкурентов.