Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия ОАО «Бурятхлебпром»;
предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 5
1.2.Модели управления запасами 12
1.3.Системы контроля за состоянием запасов 24
1.4.Методы оценки эффективности управления запасами 32
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ». 44
2.1.Краткая характеристика предприятия 44
2.2.Общий анализ управления запасами на предприятии. 45
2.3.АВС- и XYZ - анализы запасов. 51
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ». 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
Для номенклатурных позиций класса A рекомендуются следующие правила:
1) Частая
оценка прогноза и метода
2) Частый
циклический подсчет запасов
с жесткими допусками.
3) Ежедневное
обновление информации в базе
данных. То есть для таких
4) Частое
рассмотрение требований
5) Тщательное
отслеживание и сокращение
Для номенклатурных позиций класса B применяются те же меры, что и для номенклатурных позиций класса A, но реже и с большими приемлемыми допусками.
Для номенклатурных позиций класса C сформулированы следующие правила:
1) Основное
правило: изделия должны быть
в наличии. Будет обидно
2) Простая
фиксация данных или вообще
отсутствие фиксации данных в
базе данных; возможно использование
для контроля объема запасов
процедуры периодического
3) Большие
размеры партий (заказов) и большой
страховой запас. Крупные
4) Хранение
на территориях, немедленно
5) Нечастый
(редкий) подсчет запасов (раз
в год или в полгода) с
большими приемлемыми
Анализ запасов не ограничивается одним методом. За ABC-анализом следует применять анализ XYZ. Именно после его проведения составляется итоговая матрица, оценка которой позволяет оптимальным образом сформировать запас на складе
Управление товарными ресурсами в любой компании предполагает осуществление ежедневного анализа большого количества информации по истории продаж, товарных запасов, поставок, возвратов и т. д. Если внимательно анализировать информацию по каждому товару, то на это просто не хватит рабочего времени. Поэтому всегда стоит вопрос, по каким товарам проводить анализ ежедневно, а какие достаточно проверять раз в неделю или даже месяц. XYZ-анализ позволяет получить ответ на этот и многие другие вопросы.
Основная
идея XYZ-анализа состоит в
В качестве объектов анализа можно выбрать товар, товарную группу, поставщика и т. п. Затем необходимо определить параметр, по которому будет проводиться анализ. Как правило, анализ проводится по продажам товара или по отгрузке комплектующих со склада. Выбор единиц измерения при проведении данного анализа не имеет принципиального значения.
Следующий шаг - это группирование товаров по величине коэффициента вариации:
В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%.
В группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%.
В группу Z - товары с коэффициентом вариации более 25%.
Данные границы групп являются рекомендуемыми. На практике часто встречаются ситуации, когда все товары компании попадают в группу Z. Этому может быть несколько причин. Самая распространенная из них - сезонность продаж. Сезоны, когда происходят изменения продаж, известны и заранее учитываются при планировании работы компании.
Таким образом,
применение XYZ-анализа позволяет
разделить весь ассортимент на группы
в зависимости от стабильности продаж.
По полученным результатам целесообразно
провести работу по выявлению и устранению
основных причин, влияющих на стабильность
и прогнозируемость продаж. При комплексном
анализе состояния системы
Совмещение АВС- и XYZ-анализов происходит по следующей схеме:
Сначала проводится ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по сумме отгруженного товара за весь учетный период (например за год). Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь этот же период (например по ежемесячным продажам за год). После этого результаты совмещаются.
При совмещении определяется девять групп товаров:
A |
B |
C | |
X |
АХ |
ВХ |
СХ |
Y |
AY |
BY |
CY |
Z |
AZ |
BZ |
CZ |
Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.
Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары
группы AY и BY при высоком товарообороте
имеют недостаточную
Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличиться. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов. Часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, расположенных близко к вашему складу (и снизить тем самым сумму страхового товарного запаса), повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.
Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы
По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.
В группу
товаров CZ попадают все новые товары,
товары спонтанного спроса, поставляемые
под заказ и т. п. Часть этих
товаров можно безболезненно
выводить из ассортимента, а другую
часть нужно регулярно
Итак, использование совмещенного АВС и XYZ - анализов позволит:
Кроме описанных выше анализов АВС и XYZ, существует множество разнообразных методов оценки запасов. В таблице 2 приведены и описаны наиболее распространенные их них.
Таблица 2 - Прочие методы оценки материальных запасов
Название метода |
Содержание метода |
Порядок расчета |
Метод средневзвешенных цен |
Устанавливается средняя цена для данного учетного периода по каждому наименованию материального запаса |
Находит частное отделения общей
себестоимости запасов |
Метод LIFO (Last-In-First-Out) |
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов |
Запасы рассчитываются по фактической себестоимости ранних по времени приобретения партий, а себестоимость реализации продукции – по себестоимости поздних партий |
Метод FIFO (first-in-first-out) |
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов |
Запасы оцениваются по фактической себестоимости последних по времени приобретения партий, а себестоимость реализации продукции – по себестоимости ранних партий |
Метод нормативных затрат |
Устанавливается нормативная стоимость каждого наименования материалов |
Рассчитывают на основе стандартов, включающих целевые затраты, планируемые в начале отчетного периода, и показывающих будущую стоимость материалов |
Метод трансфертных цен |
Принимается цена, используемая для определения стоимости продукции, полуфабрикатов, передаваемых одним центром ответственности другому |
1. Рыночная цена – устанавливают органы управления предприятия, ориентируясь на внешние рыночные цены 2. Затратная цена –
рассчитывают на основе |
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ».
2.1. Краткая характеристика предприятия.
Открытое акционерное Общество «Бурятхлебпром» – одна из крупнейших торгово-производственных компаний кондитерского рынка Бурятии и регионов.
ОАО «Бурятхлебпром» – современная, прогрессивно развивающаяся компания. Большинство производственных площадок оснащено новейшим оборудованием, что позволяет сделать производство экологически чистым и уменьшить его зависимость от человеческого фактора.