Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия ОАО «Бурятхлебпром»;
предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 5
1.2.Модели управления запасами 12
1.3.Системы контроля за состоянием запасов 24
1.4.Методы оценки эффективности управления запасами 32
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ». 44
2.1.Краткая характеристика предприятия 44
2.2.Общий анализ управления запасами на предприятии. 45
2.3.АВС- и XYZ - анализы запасов. 51
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ». 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
Одной из причин создания запасов является так же возможность повышения спроса. Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности, но прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.
Скидки за покупку крупной партии
товаров также могут стать
причиной создания запасов. В современных
условиях экономики в России одной
из основных проблем финансово-
С другой
стороны, предприятие, сумевшее предвидеть
инфляционные процессы в экономике,
создает запас с целью
Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса [7].
Сезонные колебания
Кроме того,
накопление запасов часто является
вынужденной мерой снижения риска
недопоставки (недоставки) сырья и
материалов, необходимых для
Таким
образом, существует много
1.2. Модели управления запасами.
Модель
управления запасами должна дать ответ
на два вопроса: сколько продукции
заказывать и когда заказывать. Однако
в действительности имеется значительное
число моделей управления запасами,
для решения которых
Основными
признаками классификации моделей
управления запасами являются: спрос (расход),
параметры пополнения запасов, издержки,
связанные с формированием и
поддержанием запасов, ограничения
и стратегия управления. Согласно
предлагаемой классификации различают
детерминированные и
В реальных условиях случай детерминированного статистического спроса встречается редко. Такой случай можно рассматривать как простейший. Так, например, хотя спрос на такие продукты массового потребления, как хлеб, может меняться от одного дня к другому, эти изменения могут быть столь незначительными, что предположение статичности спроса несущественно искажает действительность.
Наиболее точно характер спроса может быть описан посредством вероятностных нестационарных распределений. Однако с математической точки зрения модель значительно усложняется, особенно при увеличении рассматриваемого периода времени. Рисунок 4 иллюстрируют возрастание математической сложности модели управления запасами при переходе от детерминированного статического спроса к вероятностному стационарному спросу.
Рис. 4 - Уровни абстракции описания спроса.
Кроме характера спроса на продукцию при построении модели управления запасами, приходится учитывать и другие факторы [16]:
1) сроки
выполнения заказов, т. е.
2) процесс
пополнения запаса, который может
быть мгновенным (например, при поступлении
заказанной продукции
3) период
времени, в течение которого
осуществляется регулирование
4) число
взаимосвязанных пунктов
5) число
видов продукции, когда
6) наличие
ограничений по оборотным
Чрезвычайно трудно построить обобщенную модель управления запасами, которая учитывала бы все разновидности условий, наблюдаемых в реальных системах. Но если бы и удалось построить достаточно универсальную модель, она едва ли оказалась аналитически разрешимой.
Далее подробно рассмотрим две модели. Одна из них однопродуктовая, а во второй из них учитывается влияние нескольких «конкурирующих» видов продукции. Важным фактором с точки зрения формулировки и решения задачи является также вид функции затрат. Используются различные методы решения, включающие классическую схему оптимизации, линейное и динамическое программирование.
1) Однопродуктовая модель управления заказами - модель простейшего типа, характеризуется постоянным во времени спросом, мгновенным пополнением запаса и отсутствием дефицита. Такую модель можно применять в следующих типичных ситуациях:
На рисунке 5 показано изменение
уровня запаса во времени.
Рис. 5 - Изменение уровня запаса во времени при однопродуктовой системе управления запасами.
Чем меньше размер заказа q, тем чаще нужно размещать новые заказы. С другой стороны, с увеличением размера заказа уровень запаса повышается, но заказы размещаются реже (рисунок 6). Так как затраты зависят от частоты размещения заказов и объема хранимого запаса, то величина q выбирается из условия обеспечения сбалансированности между двумя видами затрат. Это лежит в основе построения соответствующей модели управления запасами.
Рис. 6 - Зависимость размера заказа от частоты поставок.
Пусть CO – затраты на оформление заказа, имеющие место всякий раз при его размещении и предположении, что затраты на хранение единицы заказа в единицу времени равны Ch следовательно, суммарные затраты в единицу времени TC как функцию от q можно представить в виде:
TC = Затраты на оформление заказа в единицу времени + Затраты на хранение запасов в единицу времени
ТС = |
(1). |
Как видно из рисунка 5, продолжительность цикла движения заказа составляет t0=q/D и средний уровень запаса равен q/2.
Оптимальное значение q получается в результате минимизации TC по q. Таким образом, в предположении, что q – непрерывная переменная, имеем:
(2). |
откуда оптимальное значение размера заказа определяется выражением:
(3). |
Формулу (3) обычно называют формулой экономичного размера заказа Уилсона.
Оптимальная стратегия модели предусматривает заказ qопт единиц продукции через каждые t0опт=qопт/D единиц времени. Оптимальные затраты TCопт, полученные путем непосредственной подстановки составляют .
Для большинства реальных ситуаций существует положительный срок выполнения заказа (временное запаздывание) L от момента размещения заказа до его действительной поставки. Стратегия размещения заказов в приведенной модели должна определять точку возобновления заказа. Рисунок 7 иллюстрирует случай, когда точка возобновления заказа должна опережать на L единиц времени ожидаемую поставку. В практических целях эту информацию можно просто преобразовать, определив точку возобновления заказа через уровень запаса, соответствующий моменту возобновления заказа. На практике это реализуется путем непрерывного контроля уровня запаса до момента достижения очередной точки возобновления заказа. Возможно, по этой причине модель экономичного размера заказа иногда называют моделью непрерывного контроля состояния заказа. Следует заметить, что с точки зрения анализа в условиях стабилизации системы срок выполнения заказа L можно всегда принять меньше продолжительности цикла t0опт.
Принятые в рассмотренной выше
модели допущения могут не
соответствовать некоторым
Рис. 8 - Изменение уровня запаса при наличии резерва.