Анализ факторов разработки конкурентной стратегии туристической фирмы ООО «Виктория Тревел»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ факторов разработки конкурентной стратегии туристической фирмы ООО «Виктория Тревел», направленной на обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА ТУРФИРМЫ
1.1 Основные понятия стратегии развития бизнеса
1.2 Факторы, влияющие на выбор стратегии развития бизнеса
1.3 Анализ потребительских предпочтений. Метод идеальной точки
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВИКТОРИЯ ТРЕВЕЛ»
2.1 Сегментирование рынка, SWOT-анализ деятельности ООО «Виктория Тревел»
2.2 Анализ потребителей
2.3 Анализ метода идеальной точки
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

факторы выбора стратегии турфирмы-12.2012.doc

— 780.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

С.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ бизнеса турфирмы

1.1 Основные понятия  стратегии развития бизнеса 

1.2 Факторы, влияющие  на выбор стратегии развития бизнеса

1.3 Анализ потребительских предпочтений. Метод идеальной точки

глава 2. АНАЛИЗ факторов стратегического развития ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВИКТОРИЯ ТРЕВЕЛ»

2.1 Сегментирование рынка, SWOT-анализ деятельности ООО «Виктория Тревел»

2.2 Анализ потребителей

2.3 Анализ метода идеальной точки

глава 3. мероприятия по совершенствованию стратегии туристического бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

приложение

3

 

5

5

9

9

 

15

21

25

31

34

 

37

37

41

44

46


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С постепенным выходом  из экономического кризиса в нашей  стране широко развивается туристический бизнес.

Туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Туризм – отрасль  экономики, включающая в себе деятельность туристических организаторов, агентов и посредников. Большинство из нас периодически путешествуют, кто-то раз в год, кто-то реже или чаще. Но всех нас объединяет желание увидеть своими глазами египетские пирамиды, которые мы видели только в учебнике по истории, Эйфелеву башню, коралловые рифы, которые видели по телевизору. Те люди, в которых присутствует дух путешественника, романтика и являются постоянными клиентами туристических фирм.

По всей России туризм настолько раскинул свои сети, что, кажется, не осталось ни одного забытого уголка земли. В каждой области, в каждом городе работают множество фирм, и все они стремятся привлечь как можно большее количество клиентов. Каждая из туристических фирм осуществляет ряд мероприятий: это маркетинговые исследования, применение факторного анализа для разработки конкурентных стратегий. Конкуренция вынуждает постоянно искать новые методы для завоевания и удержания своего положения в этой сфере бизнеса.

Целью данной работы является анализ факторов разработки конкурентной стратегии туристической фирмы ООО «Виктория Тревел», направленной на обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке.

Задачами работы являются:

– анализ теоретических подходов к разработке стратегии;

– анализ конкурентного окружения предприятия ООО «Виктория Тревел»;

– разработка мероприятий по совершенствованию стратегического развития бизнеса для ООО «Виктория Тревел».

В работе был проведен анализ туристического рынка г. Екатеринбург, анализ цепочки ценностей, анализ сильных и слабых сторон ООО «Виктория Тревел», анализ потребителей. В качестве основных направлений анализа в работе были использованы данные предприятия за 2012 год.

 В ходе работы  был выявлен ряд недостатков  в деятельности предприятия. Разработаны  основные направления по устранению  этих недостатков, а также разработаны  мероприятия для привлечения  большего числа клиентов.

Рекомендации, содержащиеся в работе, можно применить на практике для улучшения финансового состояния  ООО «Виктория Тревел». Методика проведения анализа может применяться практически для любой туристической фирмы.

Данный анализ на предприятии был проведен впервые. В работе использовались анкетирование и телефонный опрос, а также новый метод оценки работы организации – метод идеальной точки. Этот метод основан на использовании анализа результатов анкетирования потребителей, которые пользовались туристическими услугами.

Мероприятия, которые  будут предложены в процессе работы, должны обеспечить положительный экономический эффект для туристической фирмы и рост потенциальных клиентов. Увеличение числа потребителей данного вида услуг будет способствовать росту финансового состояния фирмы.

 

1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ бизнеса турфирмы

 

1.1 Основные понятия стратегии развития бизнеса

 

Понятие конкуренции, как  и маркетинга, многозначно, поэтому  универсального ее определения не существует. Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства [2].

Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает  из рынка и одновременно служит непременным  условием его существования и развития.

Конкурентные тенденции  на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции оказываются и крупные, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого – в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция  имеет более сложную основу. Каждому  типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий – это сила, у мелких фирм – гибкость, у специализированных организаций – приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов – преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

Деятельность любой  хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному

контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что, в конечном счете, эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента [8].

Конкуренция – это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цен, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.

Однако не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка – недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п. [9].

С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность (КСП) товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения КСП не существует. Обычно под КСП понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

Важнейший показатель КСП  экономического объекта любого уровня – наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

КСП фирмы (предприятия) – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умении эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал [9].

Иначе говоря, показатель КСП для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом, особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.

Конкурентная стратегия определяет, каким образом бизнес собирается конкурировать на рынке, который он выбрал для обслуживания. Такая стратегия обеспечивает общий концептуальный подход, который придает значимость всем отдельным функциональным видам деятельности и программам, реализуемым компанией. В этом отношении эффективные стратегии должны быть хорошо выражены, как по намерениям действовать, так и по общему направлению развития. Если же стратегия излишне изощрена и усложнена, ее основные составляющие не будут хорошо поняты и, следовательно, правильно реализованы в подразделениях этой организации. Естественно, это отрицательно скажется на ее показателях деятельности на рынке, так как в этом случае она посылает потребителям противоречивые сигналы [8].

Стратегии – это фактически заявления о направлениях деятельности, а не подробные, шаг за шагом, планы действий. Направление задается тремя выборами:

– сферы деятельности: рынков, которые предполагается об 
служивать, и потребительских сегментов, которые необходимо заполучить;

– преимущества: позицией, которая отличает данный бизнес 
от конкурентов;

– доступа: коммуникациями и каналами дистрибуции, применяемыми для выхода на заданный рынок [13].

Первая  ключевая концепция Портера выявляет пять основных конкурентных сил, которые, по его мнению, определяют интенсивность конкуренции в любой отрасли. «Цель стратегии конкурентной борьбы для предприятия, действующего в какой-либо отрасли, состоит в том, чтобы найти в данной отрасли такую позицию, заняв которую компания сможет наилучшим образом защищаться от действия конкурентных сил или влиять на них с пользой для себя» (рис.1) [4].

Факторы конкуренции  Майкла Портера

Возможность появления

товаров – заменителей:

- насколько  реальна угроза

появления заменителей;

-какова будет цена перехода.




 

 

 

 

Способность покупателей 

диктовать условия  и 

торговаться:

- насколько  сильны наши

 покупатели;

- уровень зависимости  от 

покупателей;

- насколько  жестко они могут

вести переговоры




Интенсивность конкуренции в отрасли:

- уровень цен;

- использование  мощностей;

- препятствие  для ухода с рынка





Способность поставщиков

диктовать условия  и 

торговаться:

- насколько сильны наши

 поставщики;

- зависимость  от поставщиков;

- насколько  жестко они могут

вести переговоры.





 


Возможность появления

 новых конкурентов:

- насколько  легко новые 

конкуренты  могут начать

свою деятельность




 

 

 

Рис. 1

Вот эти пять конкурентных сил:

  1. Угроза появления в отрасли новых конкурентов;
  2. Способность покупателей добиваться снижения цен;
  3. Способность поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию;
  4. Угроза появления на рынке заменителей ваших продуктов и услуг;
  5. Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.

Последующий раздел посвящен рассмотрению одного из этих факторов.

1.2 Факторы, влияющие на выбор стратегии развития бизнеса

 

Сегмент рынка – группа существующих или потенциальных  покупателей, имеющих общую характеристику по отношению к их ответной реакции  на рыночные стимулы поставщика [2].

Основные характеристики сегмента:

Информация о работе Анализ факторов разработки конкурентной стратегии туристической фирмы ООО «Виктория Тревел»