Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:13, курсовая работа
Любые брачно-семейные отношения, так или иначе связанные с иностранным государством, принято называть семейными отношениями с иностранным элементом. Термин "иностранный элемент" законодательно закреплен в п. 1 ст. 1186 ГК РФ. Данная статья предусматривает применение права "к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей" . Таким образом, иностранный элемент гражданского правоотношения может выражаться:
1) в иностранном гражданстве его участников;
2) в нахождении объекта гражданских прав за границей;
3) в иных характеристиках.
Данный перечень не является исчерпывающим. В частности, в качестве иностранного элемента может выступать то обстоятельство, что юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение отношения, имел место за границей.
Введение
Глава 1. Понятие семейных отношений с иностранным элементом и методы их правового регулирования
§1.1 Понятие иностранного элемента
§1.2 Правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом
Глава 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация
§2.1 Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления
§2.2 Унификация норм в области усыновления
§2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ
Глава 3. Особенности регулирования международного усыновления в России. Защита прав ребенка при усыновлении
§3.1 Российское, законодательство, регулирующее порядок усыновления детей иностранными гражданами
§3.2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3.3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Несколько норм в Конвенции стран СНГ 1993 Г. посвящено вопросам усыновления (ст. 37).
Как уже было сказано, основным принципом при выборе права, регулирующего усыновление или его отмену, является закон гражданства усыновителя. В данной Конвенции закрепляются также положения выбора права в ситуациях, когда усыновитель и усыновляемый имеют различное гражданство: для этого дополнительно необходимо соблюдать требования законодательства государства, гражданином которого является усыновляемый (например, получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, также согласие самого ребенка, если это вытекает из закона государства, гражданином которого является ребенок)23.
В случае, если супруги-усыновители имеют различное гражданство (речь идет об усыновителях - гражданах государств - участников этой Конвенции), необходимо соблюдать условия законодательства гражданства обоих супругов (п. 4 Ст. 37).
Еще одним актом, содержащим нормы об
усыновлении, заключенным в рамках СНГ
является Минская Конвенция о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам
от 22 января 1993 г.). Ст. 37 данной
Конвенции посвящена усыновлению и его
отмене.
В этой Конвенции опять же действует принцип гражданства усыновителя: усыновление или его отмена определяется по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 1. ст. 37). По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 4 ст. 37)
Если один из
супругов-усыновителей
При усыновлении ребенка-гражданина другого государства-члена Конвенции необходимо также получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству государства, гражданином которого он является (п. 2 ст. 37).
Начиная с 1997 года, в Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. Российская Федерация не ратифицировала в Гаагскую Конвенцию 1993 г, но некоторые нормы этой Конвенции нашли отражение в действующем российском законодательстве.
19 сентября 1997 г. Государственной
Думой было принято
Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации в частности, определяют порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:
- умерли;
- неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
- признаны судом
- лишены судом родительских прав;
- дали в установленном порядке согласие на усыновление;
- по причинам, признанным судом
неуважительными, не проживают более
6 месяцев совместно с ребенком
и уклоняются от его
Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.
Кроме того, данные правила регулируют контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, и постановку на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Правила запрещают посредническую деятельность
по усыновлению детей. К таковой относится
любая деятельность других лиц в целях
подбора и передачи детей на усыновление
от имени и в интересах лиц, желающих усыновить
детей, в том числе сбор, передача, размещение
в средствах массовой информации, информационно-
Усыновления иностранцами российских детей производится судом по месту жительства усыновляемого ребенка. В соответствии с Правилами иностранным гражданам при усыновлении ребенка - гражданина РФ, но проживающего за пределами РФ, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории РФ.
Кандидаты в усыновители обязаны лично:
ознакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка (п.12)25
Усыновление или удочерение (в том числе и его отмена) российских детей, осуществляемые в России иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяются законом гражданства усыновителя или законом постоянного места жительства для лиц без гражданства. Дополнительно при усыновлении российских детей на территории Российской Федерации должны соблюдаться соответствующие положения СК РФ 1995 г., определяющие материально-правовые условия усыновления (обеспечение интересов ребенка, соблюдение судебного порядка усыновления и др.).
При усыновлении в России российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а в отдельных случаях, предусмотренных иностранным законодательством, - и согласие самого ребенка. В случае, если усыновление производится иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими В браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан РФ (п. 4 ст. 165 СК РФ)26.
Усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами России, произведенное в соответствии с законом гражданства усыновителя, признается в России действительным. При этом одним из условий для признания иностранного усыновления действительным является получение разрешения на усыновление от компетентных органов Российской Федерации.
Порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление иностранным гражданам регламентируется, как уже ранее отмечалось, Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Согласно СТ. 24 Правил усыновление российских детей иностранцами допускается только при соблюдении двух условий:
1) если не представляется
2) невозможно передать детей
на усыновление родственникам
независимо от гражданства и
места жительства последних. Разъяснение
отдельных положений, затрагивающих
вопросы усыновления, дается в
постановлении Пленума
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. значительное внимание уделено вопросам порядка усыновления с участием иностранцев. Так, Пленум указал: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)" (п. "е" ст. 14)27.
При решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами российские суды часто ограничиваются применением абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства (такие заключения представляются заявителями в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства28 (п. "в" ст. 14).
Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами:
- подготовительном (подготовка потенциального
усыновителя, регистрация его в
качестве кандидата в
- судебном (рассмотрение заявления
об усыновлении конкретного
- постсудебном (регистрация усыновления,
постановка усыновленного
Первый этап – подготовительный - в случае, когда потенциальный усыновитель - проживающий за границей иностранец, начинается с подачи лицом, желающим усыновить российского ребенка, ходатайства в компетентные органы своего государства (в США - в службу иммиграции и натурализации, во Франции - в службу социальной помощи детству и т.д.). Эти органы после соответствующей проверки утверждают кандидатуру усыновителя. В то же время в России осуществляется подбор ребенка. Банк данных о детях создан в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Принято также Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору (Министерство образования и науки РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ).
Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях. Для обеспечения соблюдения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 4 ст. 124 СК РФ) устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (имеется в виду усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Данные ограничения соответствуют положениям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.