Отношения усыновления в МЧП

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Любые брачно-семейные отношения, так или иначе связанные с иностранным государством, принято называть семейными отношениями с иностранным элементом. Термин "иностранный элемент" законодательно закреплен в п. 1 ст. 1186 ГК РФ. Данная статья предусматривает применение права "к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей" . Таким образом, иностранный элемент гражданского правоотношения может выражаться:
1) в иностранном гражданстве его участников;
2) в нахождении объекта гражданских прав за границей;
3) в иных характеристиках.
Данный перечень не является исчерпывающим. В частности, в качестве иностранного элемента может выступать то обстоятельство, что юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение отношения, имел место за границей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие семейных отношений с иностранным элементом и методы их правового регулирования
§1.1 Понятие иностранного элемента
§1.2 Правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом
Глава 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация
§2.1 Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления
§2.2 Унификация норм в области усыновления
§2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ
Глава 3. Особенности регулирования международного усыновления в России. Защита прав ребенка при усыновлении
§3.1 Российское, законодательство, регулирующее порядок усыновления детей иностранными гражданами
§3.2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3.3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

Курсач Ебаный.docx

— 82.40 Кб (Скачать)

Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных30.

Второй этап - судебное усыновление - регулируется положениями гл. 29 ГПК РФ и гл. 19 СК РФ.

Специально установлена подсудность таких дел - заявление об усыновлении постоянно проживающие за границей российские граждане, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить российского ребенка, подают соответственно в областной или другой суд "второго звена" по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ)31.

Родовая подсудность определена здесь иначе, чем при усыновлении в обычных случаях, когда заявления подаются в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК РФ). В связи с упоминавшимся выше правилом абз. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ, согласно которому усыновление в России российских детей иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в порядке, установленном кодексом для российских граждан, в судебной практике возник вопрос о подсудности упомянутых в этом абзаце дел об усыновлении. Пленум Верховного Суда РФ в названном выше постановлении от 20 апреля 2006 г., исходя из того, что подсудность в данном случае должна определяться нормами ГПК РФ, разъяснил, что иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе в случаях, когда они постоянно проживают на территории России, должны подавать заявления об усыновлении в суды "второго звена"32, "поскольку частью 2 статьи 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка - гражданина Российской Федерации, то учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ)" (п. 1 Постановления)33.

Вопрос о родовой подсудности возникает и применительно к делам об отмене усыновления российских детей иностранцами или российскими гражданами, постоянно проживающими за границей (в законе этот вопрос прямо не урегулирован). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. разъяснил, что такие дела должны рассматриваться теми же судами, которые в соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК РФ компетентны по соответствующим делам об усыновлении, т.е. судами "второго звена" (п. 20 постановления).

Некоторые особенности имеют процедура рассмотрения дел об усыновлении и требования к оформлению документов. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. рекомендовал судам уже при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать от органа опеки и попечительства:

- документы, подтверждающие невозможность  передачи ребенка на воспитание  в семью граждан Российской  Федерации или на усыновление  родственникам ребенка независимо  от гражданства и места жительства  этих родственников;

- документ, подтверждающий наличие  сведений об усыновляемом ребенке  в федеральном банке данных  о детях, оставшихся без попечения  родителей;

- документы, содержащие информацию  о принятых органами опеки  и попечительства, региональным  и федеральным оператором мерах  по устройству (оказанию содействия  в устройстве) ребенка, оставшегося  без попечения родителей, на воспитание  в семьи граждан Российской  Федерации, постоянно проживающих  на территории Российской Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 Федерального  закона "О государственном банке  данных о детях, оставшихся без  попечения родителей")34.

Эти документы суд исследует с целью установления, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке, предлагался ли он на воспитание в семьи российских граждан, проживающих в России, либо на усыновление его родственникам и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью. Суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка и других лиц.

После вынесения судебного решения и в течение трех дней со дня вступления его в законную силу суд направляет выписку из решения в орган записи актов гражданского состояния для государственной регистрации усыновления. Регистрация усыновления производится в соответствии с правилами Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

3 этап – постановка на учет. После выезда ребенка - гражданина  РФ в государство гражданства  усыновителя он ставится на  учет в консульском учреждении  РФ в соответствующем государстве. 29 марта 2000 г. Правительством России  утверждены Правила постановки  на учет консульскими учреждениями  Российской Федерации детей, являющихся  гражданами Российской Федерации  и усыновленных иностранными  гражданами или лицами без  гражданства. На консулов возложена  гарантированная Конституцией РФ (ч. 2 ст. 61) защита прав и законных  интересов детей, являющихся гражданами  РФ и усыновленных иностранными  гражданами.

Учет информации о постановке детей на консульский учет ведут органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ.

 

 

Заключение

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что институт усыновления с участием иностранного элемента – явление довольно сложное. Несмотря на тенденции к международной унификации норм семейного права, коллизионный метод регулирования по-прежнему актуален и будет таковым впредь. При этом следует иметь в виду, что международный договор по усыновлению в принципе не может и не должен решать вопросы, относящиеся к "компетенции" внутреннего законодательства. Только российское законодательство (и практика его применения) может решить многие "болезненные" вопросы, связанные с передачей российских детей за границу. Хотя Российская Федерация не ратифицировала Гаагскую Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г., но российское законодательство в области усыновления придерживается принципов и  положений данной Конвенции.

В настоящее время усыновление детей иностранцами вопрос достаточно проблемный: с одной стороны проблемы возникают с предоставлением необходимой документации и применением коллизионных норм права, с другой стороны проблемы возникают с личностью усыновителей – к сожалению, имели место случаи жестокого обращения иностранных родителей с усыновленными детьми вплоть до их убийства.  Но в большинстве случаев только иностранные родители могут обеспечить нормальные условия жизни детям, ведь усыновляемые ими дети как правило, инвалиды, которых отказываются усыновлять российские граждане. Таким детям требуются квалифицированный уход и дорогостоящая медицинская помощь, которые не могут обеспечить в полной мере учреждения, где они содержатся.

Для разрешения проблем иностранного усыновления необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, к ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления. Усыновление ребенка в России должно стать более распространенным и престижным.

Во избежание негативных последствий предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Предлагается также запретить усыновление детей лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией, установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия35.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Источники

  1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  2. Конвенция «O гражданских аспектах международного похищения детей» 1980 г. Конвенция «O защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления»1993 г.
  3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями от 28 марта 1997 г.)
  4. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.)
  5. Конвенция стран СНГ 1993 г.
  6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.(с изменениями от 14.10.2005, 12.07.2006, 30.12.2006, 21.07.2007, 30.12.2008). – текст и справочные материалы. – М.: Эксмо. 2009. – 64с.
  7. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. .№ 223-ФЗ
  8. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 3. № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г.
  9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ (по состоянию на 20 сентября 2008 г.).//Кодексы. Законы. Нормы. – выпуск 59 (92). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2008. – 158с.
  10. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
  11. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275)(с изменениями от 4 апреля 2002 г., 10 марта 2005 г., 11 апреля 2006 г.)
  12. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"
  13. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"(с изменениями от 2 августа 2007 г., 8 декабря 2008 г.)
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"
  15. Европейская конвенция об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.) (утратила силу)

 

 

Литература

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Раздел VI "Международное частное право". Комментарий и постатейные материалы / Отв. ред. Н.И. Марышева. М., 2004. С. 12
  2. Дюжева О.А.: Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. 1995. N 6. С. 40-47.
  3. Кабатова Е.В. Изменение роли коллизионного метода в международном частном праве // Международное частное право: современная практика. Сборник статей. М., 2000. С. 14-15.
  4. Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Законность. 2006. N 9. С. 37-39.
  5. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации./ отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: ЮРАЙТ. 2009. – 548с.
  6. Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект. 2009. – 688с.
  7. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев - правовое регулирование в России// система ГАРАНТ
  8. Нечаева А.М. Усыновление детей иностранцами в Российской империи // Российская юстиция. 2002. N 10. С. 63-65.
  9. Федосеева Г.Ю.: Международное частное право, учебник. 4-е изд., перераб. и доп., М.: изд-во Эксмо, 2007. -432с.

# Здесь и далее под усыновлением следует понимать усыновление или удочерение

1 Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев - правовое регулирование в России// система ГАРАНТ

2 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 3. от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ

3 Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев - правовое регулирование в России// система ГАРАНТ

4 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Раздел VI "Международное частное право". Комментарий и постатейные материалы / Отв. ред. Н.И. Марышева. М., 2004. С. 12.

5 Марышева Н.И. Указ. соч.

6 Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. .№ 223-ФЗ

7 Марышева Н.И. Указ. соч.

8 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.(с изменениями от 14.10.2005, 12.07.2006, 30.12.2006, 21.07.2007, 30.12.2008).

9 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 3. № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г.

 

10 Кабатова Е.В.: Изменение роли коллизионного метода в международном частном праве // Международное частное право: современная практика. Сборник статей. М., 2000. С. 14-15.

11 Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. , 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 585.

12 Федосеева Г.Ю.: Международное частное право, учебник, М., 2007. С. 254-255.

Информация о работе Отношения усыновления в МЧП