Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций
Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.
Борьба за безопасность гражданской авиации и морского судоходства. Участившиеся в 60-е гг. случаи захвата воздушных судов привели к принятию в 1963 г. в Токио Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов.
В 1970 г. была принята Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Конвенция считает преступлением незаконные действия любого лица на борту воздушного судна, направленные на захват судна или установление над ним контроля путем насилия или угрозы его применения, или иной формы запугивания.
В 1971 г. принята Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, а в 1988 г.– Протокол, касающийся незаконных актов насилия в международных аэропортах.
В конечном счете все три конвенции предусматривают универсальную юрисдикцию, когда предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников Конвенции. Кроме того, специально предусмотрены юрисдикция государства регистрации воздушного судна или государства флага морского судна, территориальная юрисдикция (Конвенции 1971 и 1988 гг.), гражданства (Конвенция 1988 г.), юрисдикция государства, на территории которого совершает посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту (Конвенции 1970 и 1971 гг.).
Выдача регулируется на основе принципа aut dedere aut punere (или выдавай, или наказывай). Государство, на территории которого находится преступник, заключает его под стражу. Если государство не выдает преступника, то оно обязано передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования.
Каждое государство-участник в своем уголовном законодательстве предусматривает наказание с учетом тяжкого характера преступлений, предусмотренных во всех трех конвенциях.
Борьба с незаконным распространением наркотических средств. Первый международный договор был заключен в Гааге в 1912 г. Принципы этой Конвенции были восприняты и развиты в последующих международных актах, в том числе в действующей ныне Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (заменившей для ее участников все предшествующие), Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Указанные международные договоры признают необходимость использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских и других законных целях и недопустимость злоупотребления такими средствами и веществами.
Органами международного контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами являются Комиссия по наркотическим средствам ЭКОСОС и Международный комитет по контролю за наркотиками.
В 1990 г. XVII специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Политическую декларацию и Всемирную программу действий по международному сотрудничеству в борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ. Декларация провозглашает Десятилетие ООН по борьбе против злоупотребления наркотиками на период 1991 – 2000 гг.
Борьба с вербовкой наемников нашла правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. В соответствии с Конвенцией преступлением являются действия как самого наемника, так и лица, которое занимается вербовкой, использованием, финансированием или обучением наемника. Попытка и соучастие тоже наказуемы. Государства-участники предусматривают в национальном законодательстве соответствующие наказания с учетом серьезности этих преступлений.
Наемником признается лицо, которое специально завербовано для участия в вооруженном конфликте или в совместных насильственных действиях, направленных на подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государства.
Основной мотив участия наемника в вооруженном конфликте или насильственных действиях – желание получить личную выгоду в виде значительного материального вознаграждения. Наемник не является гражданином государств, находящихся в состоянии вооруженного конфликта, или государства, против которого направлены насильственные действия. Кроме того, наемник не входит в состав вооруженных сил воюющих государств.
В Конвенции содержится распространенная формула определения юрисдикции: территориальный принцип, принцип гражданства и универсальный принцип.
Вопросы:
Международное
экономическое право как
Объектом регулирования международного экономического права являются межгосударственные экономические отношения, с повышением роли международных экономических отношении в жизни мирового сообщества возрастает заинтересованность государств в совершенствовании правового регулирования этого комплекса отношений на универсальной основе. Объем договорной практики государств и практики функционирования международных организаций чрезвычайно велик. Произошло становление международного экономического права как отрасли, но процесс формирования еще продолжается и нуждается, несомненно, в кодификации на универсальной основе. Формы регламентации отношений государств в экономической сфере отражают общее состояние современного международного права. Необходимо отметить главную (преимущественную) роль международного договора как источника международного экономического права. Большая роль в формировании и становлении норм международного экономического права принадлежит резолюциям международных организаций, а также заключительным документам международных конференций и совещаний.
В связи с этим следует отметить значение обычных норм международного экономического права, возникших на основе содержания резолюций международных организаций.
Базу
международно-правового
Весь комплекс основополагающих специальных принципов международного экономического права можно разделить на две группы.
К первой группе относятся получившие широкое признание специальные принципы, которые непосредственно вытекают из основных принципов международного права и соблюдение которых обязательно для всех или подавляющего числа государств.
Вторая группа принципов – это договорные принципы, т.е. принципы, действующие во взаимоотношениях между государствами лишь тогда, когда они взяли на себя конкретные договорные обязательства.
Принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами представляет собой конкретизацию принципа суверенного равенства государств.
Принцип
свободы выбора формы
организации
Принцип экономической недискриминации, вытекающий из принципа равноправия государств, имеет характер общепризнанной обычной нормы.
Принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях вытекает непосредственно из принципа суверенного равенства государств.
Принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники базируется на основных принципах международного права – принципе сотрудничества и принципе суверенного равенства. Следующие принципы имеют договорный характер.
Принцип
наибольшего
Принцип национального режима заключается в том, что иностранные граждане, иностранные предприятия и иностранные товары уравниваются в правах с собственными гражданами данной страны, национальными предприятиями и национальной продукцией.
Принцип взаимности выражается в предоставлении иностранному государству, его физическим и юридическим лицам определенных прав, привилегий или льгот при условии, что предоставляющее государство, его физические и юридические лица пользуются аналогичными правами.
Основной международно-правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений являются двусторонние и многосторонние договоры.
Торговые договоры (их называют также договорами о торговле и мореплавании, о дружбе и торговле и т.д.) устанавливают правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении таможенного обложения, регулирования ввоза и вывоза товаров, торгового мореплавания, транспорта, транзита, деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой. Положение о торгово-политическом режиме и, как правило, обязательство сторон содействовать развитию и укреплению экономических отношений – центральные положения торгового договора. Современная тенденция состоит в заключении торговых договоров на длительный срок (пять и более лет) и бессрочных.
Основное содержание торговых договоров составляют правила о применении к экономическим отношениям специфических договорных принципов регулирования (принципа наибольшего благоприятствования, принципа национального режима). Торговые (контингентные) соглашения регулируют товарооборот между странами (именуются также соглашениями о поставках товаров или соглашениями о товарообороте). Они заключаются, как правило, на краткосрочные периоды (6 – 12 месяцев), однако в последние десятилетия стали получать все большее распространение долгосрочные (обычно на пять лет) соглашения.
Согласованные
между правительствами
Кредитные соглашения – это международные договоры, по которым одни государства (кредиторы) предоставляют другим государствам (должникам) определенную сумму денег или же поставляют им товары, а другие дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга на предусмотренных договорами условиях (золотом, иностранной валютой, поставками товаров и др.) и уплатить определенное вознаграждение за пользование кредитом.
С правовой точки зрения межправительственное кредитное соглашение есть обязательство о погашении долга, при заключении которого нередко возникает необходимость прибегать к дополнительным гарантиям. Наиболее распространены в международной практике следующие формы обеспечения погашения кредита: ратификация кредитного соглашения; выдача заемщиком правительственных долговых обязательств; выдача заемщиком долговых обязательств казначейства или векселей национального банка.
Соглашения о международных расчетах – межгосударственные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, предоставленные услуги и прочие торговые и неторговые операции в международных экономических отношениях. Условия о порядке осуществления платежей часто включаются в другие соглашения, например в соглашения о товарообороте. В таких случаях характерно название договора – «соглашение о товарообороте и платежах».
В практике международных отношений встречаются следующие виды соглашений по международным расчетам.
Платежные соглашения, в которых государства дают согласие на то, что платежи между ними будут осуществляться в свободно или ограниченно конвертируемых валютах.