Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций
Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.
Клиринговые соглашения предусматривают взаимный зачет долгов и требований по внешнеторговым и другим операциям между договаривающимися странами.
Платежно-клиринговые соглашения (смешанного типа), по которым кредитор имеет право потребовать от другой стороны оплаты задолженности по клирингу золотом или путем перевода свободной валюты в части, превышающей определенный, установленный в соглашении лимит. Долгосрочные комплексные соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве определяют общие перспективы, новые направления и сферы торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества и указывают организационные формы, призванные содействовать его осуществлению в намеченные сроки.
Международные товарные соглашения заключаются между странами-экспортерами и странами-импортерами сельскохозяйственного и минерального сырья. Основная цель товарных соглашений – предотвращение резких колебаний цен на такие сырьевые и продовольственные товары, как олово, каучук, пшеница, сахар и др.
Международные
товарные соглашения – важная составная
часть Интегрированной программы для
сырьевых товаров, которая была принята
на
IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Программа предусматривает
широкий комплекс мероприятий по реорганизации
и нормализации международной торговли
сырьем, включая разработку товарных соглашений,
чтобы стабилизировать мировые сырьевые
рынки.
Вопросы:
1. Международное морское право.
Это отрасль современного международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.
Морское право является одной из старейших отраслей, нормы которой создавались в результате многовековой практики государств по освоению и использованию морских пространств и ресурсов, прежде всего для мореплавания и рыболовства. Истории морского права известны международные соглашения, заключенные еще в рабовладельческую эпоху. Создание ООН и ее Комиссии международного права дало мощный толчок кодификационному процессу. Комиссией международного права, а затем I Конференцией ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 г., были разработаны и приняты четыре конвенции: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. С 1973 по 1982 гг. состоялось одиннадцать сессий Конференции, в которых участвовали представители 164-х стран. Такое беспрецедентно широкое участие осложняло поиски компромиссов между интересами различных по своему экономическому развитию и географическому положению групп государств.
Конференция увенчалась принятием 10 декабря 1982 г. новой Конвенции ООН по морскому праву. Из крупных морских держав Конвенцию не подписали Великобритания, США и ФРГ. Не ратифицировала Конвенцию и Россия. Подобное положение сохранится, вероятно, и в ближайшем будущем, так что, когда Конвенция будет иметь 60 ратификаций и вступит в силу, создастся весьма своеобразная ситуация.
Конвенция об открытом море 1958 г. дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря.
Принцип
свободы открытого моря, возникший
и сложившийся как обычно-
В отношении вопроса о юрисдикции в открытом море конвенции 1958 и 1982 гг. закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море.
Исключения из юрисдикции государств флага предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему. Прежде всего это право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах.
Конвенция 1982 г. к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не имеет национальности или занимается несанкционированным радиовещанием, а также по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в незаконной торговле наркотическими средствами или психотропными веществами. Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.
К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование «по горячим следам» (hot pursuit, droit de poursuite). Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными.
Обеспечение безопасности мореплавания к обязанностям государства флага в открытом море относит принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море, в частности:
1)
в отношении конструкции,
2) комплектования,
условий труда и обучения
3) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.
Исключительная экономическая зона является новым институтом международного морского права.
В Конвенции 1982 г. исключительная экономическая зона определена как район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему.
Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль.
Если государство имеет ширину территориального моря 12 миль и устанавливает исключительную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территориальному морю 188-мильной полосе.
Права и юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне сводятся к следующему.
Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими, производство энергии путем использования воды, течений и ветра.
Кроме
перечисленных суверенных прав, прибрежное
государство имеет право
1) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
2) морских научных исследований;
3) защиты и сохранения окружающей среды.
Что касается искусственных островов, установок и сооружений, то прибрежному государству принадлежит исключительное право на их сооружение, а также право разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование, как и исключительная юрисдикция над ними. Прибрежное государство может создавать вокруг этих искусственных сооружений зоны безопасности.
В отношении прав и обязанностей других государств по отношению к исключительной экономической зоне можно сказать, что все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции 1982 г. Другие свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в исключительной экономической зоне.
Вопросы:
1. Международное воздушное право.
Представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.
Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты, вторая – коммерческую деятельность воздушного транспорта – международные сообщения.
Основным
специальным принципом является
принцип полного и
С точки зрения юридической природы воздушного пространства его можно поделить на два вида: суверенное воздушное пространство и международное воздушное пространство. К первому виду относится пространство, находящееся над территорией суверенного государства; второй вид – воздушное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой.
В отношении этих территорий действует принцип свободы полетов воздушных судов всех государств. Однако принцип свободы полетов воздушных судов всех государств предусматривает и определенные обязанности государств, суть которых состоит в воздержании от каких-либо действий, могущих неблагоприятно отразиться на пользовании свободой.
Третьим
специальным принципом
Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 г. и национальным законодательством. Каждое государство устанавливает порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство.
Разрешение необходимо как для регулярных, так и для нерегулярных (разовых, эпизодических) международных полетов. Международным считается такой полет, при котором воздушное судно должно пересечь границы более чем одного государства.
Международное воздушное право не содержит единообразных правил относительно порядка влета на территорию государства или вылета с его территории воздушных судов иностранных государств. Такие вопросы относятся к внутренней компетенции государства.
Каждое
воздушное судно, занятое в международной
навигации, должно иметь такие документы,
как свидетельство о
При бедствии воздушного судна государство, на территории которого это произошло, принимает меры к оказанию помощи данному воздушному судну. В случае происшествия с воздушным судном на территории иностранного государства последнее назначает расследование обстоятельств такого происшествия.
Чикагская конвенция подтверждает принцип недискриминации в отношении применения правил о воздушных передвижениях к судам всех государств без исключения.