Лекции по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.

Файлы: 1 файл

лекции по международ[1].праву.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     Чаще  всего лица, входящие в состав того или иного контрольного механизма, действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от своих правительств и не отвечают перед ними за свою деятельность.

  Международные процедуры в области прав человека по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие категории:

  1. Рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области.
  2. Рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств.
  3. Рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушения их прав.
  4. Изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека.
 

     Международные контрольные механизмы в области  прав человека могут быть коллективными  органами (комитеты, группы и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера. Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном счете все зависит от мандата, которым наделен данный орган.

     Международные контрольные механизмы и процедуры  в области прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задачами. Они иногда дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов, приводят к принятию необъективный решений. Но их создание и увеличение числа – отражение объективной тенденции международной жизни. Поэтому на первый план выдвигается необходимость их рационализации и совершенствования. 

3. Система международных органов, занимающихся правами человека.  

     Состоит из ряда всемирных и региональных международных организаций, занимающихся различными спектрами межгосударственного сотрудничества в области прав человека. К таким организациям, в частности, относятся: ООН, ЮНЕСКО, МОТ. Они находятся в поле зрения также и основных региональных организаций, например ОАЕ, ОАГ, СБСЕ.

     В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека. Генеральная Ассамблея принимает по этим вопросам резолюции. Большинство таких вопросов она передает на рассмотрение в свой Третий комитет (по социальным, гуманитарным и культурным вопросам), который готовит по ним проекты резолюций, принимаемые Генеральной Ассамблеей. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации; Специальный комитет против апартеида).

     Экономический и социальный совет ООН принимает  по вопросам прав человека резолюции  либо проекты резолюций (в том  числе деклараций) и договоров, которые направляет для одобрения Генеральной Ассамблее. Для оказания ему помощи в рассмотрении вопросов, относящихся к правам человека, при ЭКОСОС созданы Комиссия по правам человека и Комиссия по положению женщин.

     Комиссия  по правам человека принимает резолюции и проекты резолюций и договоров, направляемые затем в ЭКОСОС, назначает или специальных докладчиков для рассмотрения отдельных проблем (например, по произвольным казням, религиозной нетерпимости и т.д.) и изучения ситуаций в конкретных странах (например, в Афганистане, Иране), или рабочие группы.

     Комиссия  по правам человека создала, в свою очередь, свой экспертный орган –  Подкомиссию по предупреждению дискриминации  и защите меньшинств.

Правами человека занимается также подразделение  Секретариата ООН – Центр по правам человека, возглавляемый заместителем Генерального секретаря. Существует ряд органов, юридически не зависимых от ООН и других международных организаций, которые созданы международными договорами по правам человека. В качестве примера можно назвать:

  1. Комитет по правам человека (состоит из 4 318-ти экспертов), предусмотренный Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
  2. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (состоит из 18-ти экспертов), предусмотренный Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.
  3. Комитет против пыток (состоит из 10-ти экспертов), предусмотренный Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.
  4. Комитет по правам ребенка (состоит из 10-ти экспертов), предусмотренный Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Обычно эти органы рассматривают доклады государств-участников о выполнении ими положений договора, на основании которого создан данный орган.
 

     Иногда  наблюдается своеобразное сочетание  в одном органе контрольных механизмов, предусмотренных договорами по правам человека и созданных международными организациями. Так, согласно Пакту  об экономических, социальных и культурных правах, доклады участников о выполнении ими его положений направляются через Генерального секретаря ООН в ЭКОСОС. Такой контроль реально стал возможен только после согласия ЭКОСОС принять на себя контрольные функции, поскольку ЭКОСОС – орган ООН, а не орган, созданный Пактом. В 1985 г. ЭКОСОС учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Комитет оказывает ЭКОСОС содействие в выполнении им функций по контролю.

     Сходная правовая ситуация возникла при учреждении Группы трех – контрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступлений апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. Согласно Конвенции, Группа трех назначается ежегодно председателем Комиссии по правам человека из числа членов Комиссии.

     Такое сочетание двух различных по своей  юридической природе оснований для создания контрольного механизма в области прав человека – явление сравнительно новое и пока редкое. 

Тема 12. Международное право и преступность. 

Вопросы:

  1. Правовые проблемы в области международного сотрудничества  
    в борьбе с преступностью.
  1. Сферы сотрудничества государств в области борьбы  
    с международными преступлениями.

1. Правовые проблемы в области международного сотрудничества  
в борьбе с преступностью

 

     Главной правовой проблемой сотрудничества государств в борьбе с преступностью является проблема юрисдикции.

     В широком смысле юрисдикция государства  означает исключительное правомочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета.

       В зависимости от категории дел различают гражданскую, административную, уголовную и иную юрисдикцию.

Уголовная юрисдикция государства определяется в основном его национальным законодательством и в некоторых случаях – нормами международного права, которые признаны данным государством.

     В основу определения уголовной юрисдикции положен территориальный принцип, согласно которому преступления, совершенные  на территории данного государства, подлежат юрисдикции его судов. Однако этот принцип не является абсолютным.

     Различный подход национального законодательства к определению юрисдикции ведет к коллизии юрисдикции двух или более государств в отношении определенных преступлений (например, государство места совершения преступления придерживается территориального принципа, государство гражданства преступника – национального). Подобные коллизии могут решаться с помощью соглашений между государствами.

     Уровень и формы сотрудничества зависят  от того, в какой мере преступления затрагивают интересы международного сообщества. В этом плане выделяют международные преступления, преступления международного характера и общеуголовные преступления.

     Международные преступления государств. Комиссия международного права определяет их как международно-противоправные деяния, возникшие в результате нарушения государством такого обязательства, которое имеет основополагающее значение для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества. За совершение таких преступлений ответственность наряду с государством несут и индивиды.

     Преступления  международного характера, помимо того, что они посягают на национальный правопорядок, затрагивают существенные интересы международного сообщества. Иногда эти преступления называют конвенционными, поскольку сотрудничество государств в борьбе с конкретными преступлениями международного характера осуществляется в рамках многосторонних международных договоров.

     Общеуголовные преступления не посягают на международный правопорядок и не затрагивают интересы международного сообщества, но иногда отправление правосудия по ним невозможно без помощи других государств.

2. Сферы сотрудничества государств в области борьбы  
с международными преступлениями

 

Государства сотрудничают в борьбе с такими видами преступлений международного характера, как пиратство, рабство и работорговля, торговля людьми, терроризм и т.д.

     Пиратством признается преступный промысел, связанный с насильственным захватом судов и грузов. Конвенция 1958 г. определяет пиратство как любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершенный в открытом море или в месте, находящемся за пределами юрисдикции любого государства, в личных целях экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту.

Положения Конвенции 1958 г., касающиеся борьбы с  пиратством, вошли в Конвенцию  ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 100 – 107).

     Рабство и работорговля. Современное сотрудничество государств в борьбе против рабства и работорговли регулируется следующими актами: Конвенцией относительно рабства 1926 г., Протоколом 1953 г. о внесении изменений в Конвенцию относительно рабства 1926 г. и Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.

     Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются отдельные или все полномочия, присущие праву собственности. Работорговлей являются действия, связанные с захватом, приобретением лица или распоряжением им с целью обращения его в рабство, приобретением для продажи или обмена, продажа или обмен и всякое действие по торговле или перевозке рабов.

     Борьба  с торговлей людьми регламентируется в Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. Она устанавливает обязанность государств-участников подвергать наказанию лиц, которые для удовлетворения похоти другого лица сводят, склоняют или совращают в целях проституции третье лицо, эксплуатируют проституцию третьего лица даже с его согласия.

В отношении  борьбы с терроризмом в 1937 г. в Женеве была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма. Определение терроризма в ней дано путем перечисления деяний, которые подлежат наказанию. К ним отнесены, в частности, покушения на жизнь глав государств и других государственных деятелей, диверсионные акты, действия, создающие опасность для многих лиц, подготовка и подстрекательство к террористическим актам, снабжение средствами терроризма, изготовление, ввоз, передача, сознательное использование фальшивых документов. Преступления, содержащиеся в Конвенции, подлежат включению в список преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче между государствами-участниками. Если выдача обусловливается наличием договора о выдаче, а таковой между государствами не заключен, то Конвенция может рассматриваться в качестве правового основания для выдачи.

     Захват  заложников. В последние десятилетия получила значительное распространение практика взятия заложников. Ее используют в различных странах и борющиеся группировки, и отдельные отряды национального освобождения, и организованные преступные структуры. В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с захватом заложников. Преступлением является захват или удержание лиц, сопровождаемые убийством, нанесениями повреждений, или дальнейшее удержание таких лиц (заложников) для того, чтобы заставить третью сторону совершить любой акт или воздержаться от совершения такового в качестве прямого или косвенного условия освобождения заложников.

     Преступными являются попытка и соучастие.

Государства-участники  Конвенции предусматривают в  своем национальном законодательстве наказание за это преступление как за преступление тяжкого характера. Государства-участники обязуются сотрудничать в вопросах предупреждения подобного рода преступлений, а также в оказании помощи в борьбе с ними и наказании преступников.

Информация о работе Лекции по "Международному праву"