Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций
Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.
Вопросы:
Международное право возникло вследствие реальных общественных процессов. Так, уже на ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали обособленно, а были объединены неписаными родовыми законами. Первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
Если же понятие «международное право» толковать как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности.
Международное право – результат общественной практики. Появившись как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов. На протяжении всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них.
Именно
поэтому международное право
имеет естественно-объективное
Международное право является надстроечной категорией.
Это надстройка особого рода, вырастающая над международными отношениями в их полном объеме – экономическими, политическими, военными и пр.
При всем разнообразии существующих в отечественной и зарубежной литературе определений международного права можно выделить общее: большинство авторов рассматривает международное право как особую правовую систему, включающую принципы и нормы, регулирующие отношения между его субъектами.
В международно-правовых
нормах находит отражение сложный
процесс взаимодействия государств.
Складывающееся на их основе правосознание
находит отражение в
Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего отвечает тезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отношения.
Сущность международного права невозможно раскрыть, не затрагивая функций, выполняемых им.
В этой связи следует сказать, что международное право выполняет в международных отношениях следующие функции:
1. Координирующая функция. С помощью норм международного права государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.
2. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
3. Обеспечительная функция. Выражается в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения, установившимся в процессе их многолетнего общения.
4. Наконец,
в международном праве
Отличительной особенностью международного права является то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, оказывает немаловажное влияние на национальное законодательство.
Сами по себе нормы международного права создают права и обязанности лишь для его субъектов, то есть, прежде всего, для государств. Официальные же органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются, т.к. не являются его субъектами, и всё же, чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила. И, наконец, в законах многих государств, в частности в РФ, устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями внутригосударственного закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Такое положение вещей принято называть «приматом» положений международного права над внутригосударственными.
Поскольку международное публичное право – это особая система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения, особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный, координирующий характер.
В процессе нормообразования не участвуют какие-либо «внешние» по отношению к системе субъекты, заданной правовой системой отрицается субординарный характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной системы вопреки их согласию. Соответственно неверно употреблять применительно к международному праву такие понятия, как «законодательство», «международная законность» и т.п.
Нормообразование
в международном праве
Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).
Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли международного права (морское право, дипломатическое право, право международных договоров и т.д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.
Вопросы:
По-латыни «норма» – правило, руководящее начало, образец. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права.
Субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном поведении других субъектов международного права.
Урегулированные
международно-правовыми
Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу значимости их роли в международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принципы, которые носят общий характер и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.
Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.
Международные
отношения характеризуются
Под международно-правовым институтом понимается группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, тесно связанные между собой общим объектом этих отношений (например, институт международной ответственности за правонарушения).
Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например право международных договоров, право международных организаций, международное морское право, дипломатическое право, международное атомное право, космическое право.
В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы в связи с этим. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Единственным способом их создания является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.
Исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.
По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников).
Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право.
По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные.
Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять своё поведение, взаимные права и обязательства в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств.
К императивным относятся нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей.
Международная практика XX столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. под нормой jus cogens понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными.