Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций
Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.
Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах международного права.
Наличие императивных норм ставит на повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им соответствовать. Выступая на международной арене, государства, безусловно, должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.
Партикулярные нормы должны соответствовать универсальным. В силу ст. 103 Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-нибудь договору.
Термин «источники права» употребляется в двух значениях – материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права – это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права.
Статья 38 Статута Международного суда ООН содержит перечень источников международного права:
Международным
обычаем, составляющим норму международного
права, может стать такое правило
поведения субъектов
Вопросы:
2.1. Простые и сложные государства. Их правосубъектность.
Принципы международного права – это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Принцип международного права – это прежде всего норма международного права.
От принципов права следует отличать принципы правосознания – субъективные представления людей, общественных движений, политических партий и т.п.
Принцип права в широком смысле слова – это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития.
Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.
Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений.
Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность. Это значит, что все субъекты международного права обязаны строго соблюдать принципы, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Это значит также, что принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами.
Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения.
Различаются первичные и производные субъекты международного права. Их появление – объективная реальность, результат естественно-исторического процесса. Это прежде всего государства и в некоторых случаях народы и нации. Возникнув как социальные организмы, они неизбежно вступают в контакт друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.
Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государственно-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени.
Государство представляет собой сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и власти. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Различают простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные) формы государственного устройства.
Унитарные
государства представляют собой систему
(единую) высших органов государственной
власти, которой полностью подчинены органы
власти на местах. Территория унитарного
государства подразделяется на административно-
Федерация представляет собой тесное сложное государственное образование. В отличие от унитарного государства члены федерации (штаты, земли, провинции, народные названия, которые они могут носить) обладают определенной самостоятельностью. Вместе с тем самостоятельность членов федерации не доходит до того, чтобы они могли признаваться субъектами международного права. Субъектом международного права признается федерация как единое государственное образование.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности и другие). Как таковая, конфедерация не признается субъектом международного права, полноправными субъектами признаются лишь ее члены – суверенные государства.
Раскрывая данный вопрос, в принципе можно сказать, что нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права. Практически такими структурами являются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командование, которое чаще всего одновременно выступает и как политическое руководство.
К ним, в первую очередь, относят так называемые вольные города и определенные районы (в прошлом – Венеция, Гамбург, Новгород, в настоящее время – Триест).
Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Мальтийского ордена, который в 1889 г. был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена – Рим. Его официальная цель – благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность – правовая фикция. Таким образом, не все подобные образования признаются субъектами международного права.
Международные учреждения включают как классические межправительственные организации, так и межгосударственные механизмы и органы, члены которых действуют в личном качестве (международные арбитражи, комитеты, группы экспертов и т.п.).
Временным
международным учреждением
Тема
4. Международно-правовое
признание и территория
Вопросы:
Признание – односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.
Обязанности признания не существует. Это право государства.
Существуют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure).
Признание de facto буквально выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание de facto может в некоторых случаях повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.
Признание de jure – полное, окончательное. Оно, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений.
В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. По основным видам правового режима все территории подразделяются на три типа:
Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства. Принадлежность государству определенной территории и верховенство на этой территории являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.