Лекции по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.

Файлы: 1 файл

лекции по международ[1].праву.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     К территориям с  международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего, открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

     К территориям со смешанным  режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих полномочий определяется международным правом.

     Особый  международно-правовой режим установлен в Антарктике.Так, по Договору 1959 г., Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства.

     Космическое пространство находится за пределами  земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и  нормами международного космического права, в частности Договором  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению и открыто для исследования и использования всеми государствами.

3. Юридический статус  государственной территории

 

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной  территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., относятся:

  1. Морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря.
  2. Воды портов.
  3. Воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морские мили, а также исторические заливы.

     Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 г., не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.

     Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств. Верховенство государства означает, что власть данного государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории.

     Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами.

Согласно  современному международному праву, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и, соответственно, природных ресурсов.

Государственная территория, в частности земля  с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена.

Высшие  органы государственной власти и  управления, выступающие в международных  отношениях от имени своего государства, имеют полномочия на распоряжение территорией в международных отношениях. Эти полномочия законны лишь тогда, когда они соответствуют конституционным установлениям страны. Осуществление же этих полномочий в международных отношениях правомерно лишь в том случае, если оно соответствует основным принципам и нормам международного права.

Тема  5. Государственная граница и международные споры

Вопросы:

  1. Государственная граница.
  2. Изменение границ.
  3. Территориальный спор.

1. Государственная граница

 

     Государственные границы определяют пределы государственной  территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость.

     Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

     Водные  границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных – посередине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема.

     Морскими  границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль.

     Воздушными  границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору, заключаемому между граничащими государствами.

     Прохождение линии сухопутной границы (отчасти  и водной) подробно описывается в  международном договоре и соответствующее  этому описанию положение линии  границы наносится на карту. Такого рода процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация).

     Сопредельные  государства в договорном порядке  устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения ее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы на местности, а также определен порядок ее пересечения. Договоры о режиме границы обычно содержат положения о происхождении и обозначении линии границы на местности, об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях по проверке границы, порядке пользования пограничными водами, пересекающими границу железными и шоссейными дорогами, а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизи государственной границы. Важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон. В международной практике для этого применяют институт пограничных комиссаров. 1 апреля 1993 г. был принят Закон о государственной границе Российской Федерации, который вступил в действие 4 мая 1993 г. Закон содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы и другое.

2. Изменение границ

 

Современное международное право дает для  изменения границ два основания:

  • Во-первых, это осуществление народами и нациями права на самоопределение, при котором происходит разделение или воссоединение государств или народов, естественным следствием чего является установление новых государственных границ или ликвидация старых.
  • Во-вторых, это обмен небольшими участками территории между сопредельными государствами.

3. Территориальный  спор

 

     Территориальный спор возникает из-за различных позиций  сторон (разногласий) относительно существования или действия норм международного права (договорных или обычных), определяющих юридическую принадлежность того или иного участка территории. При этом следует подчеркнуть, что признание территориального спора есть и признание существования определенной территории, юридическая принадлежность которой окончательно не установлена.

     Не  все разногласия образуют территориальный  спор. При демаркации границы нередко  возникают разногласия относительно установления линии границы на местности, которые разрешаются смешанными комиссиями сторон по демаркации границы.

     Территориальные споры, как и все международные  споры вообще должны разрешаться согласно принципу мирного разрешения споров. 

Тема  6. Международные организации.

 

Вопросы:

  1. Международные организации, их классификация.
  2. Правовая природа международных организаций.
  3. Компетенция, полномочия и функции международной организации.
  4. Органы международной организации.
  5. Порядок принятия решений международными организациями.
 

1. Международные организации, их классификация. 

     В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств. Характерной тенденцией является дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры.

Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 – межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций.

     Термин  «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям.

  Для межгосударственной (межправительственной) организации характерны следующие признаки:

  • членство государств;
  • наличие учредительного международного договора;
  • постоянные органы;
  • уважение суверенитета государств.

  Такие организации являются субъектами международного права.

     Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических или юридических лиц (например, Ассоциация международного права).

     По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на:

  1. универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения);
  2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства).

     Межгосударственные  организации подразделяются также  на организации общей и специальной  компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Информация о работе Лекции по "Международному праву"