Лекции по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.

Файлы: 1 файл

лекции по международ[1].праву.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области: политической, экономической, социальной и т.д.

     Классификация по характеру полномочий позволяет  выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, чьей целью является организация межгосударственного сотрудничества, решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридических лиц государств-членов.

2. Правовая природа международных организаций

 

     В основе правовой природы международных  организаций лежит наличие общих  целей и интересов.

Принцип суверенного равенства государств является руководящим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется в основном следующими чертами:

  • договорная основа создания международной организации, добровольность членства;
  • в основном рекомендательный характер решений организации;
  • ее межгосударственный характер, сохранение суверенности и равноправия государств.

     Для правовой природы международной  организации существенным является то, что её цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.

     Конечно, наделение международных организаций правами и обязанностями не означает их приравнивания к государствам-основным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

     Чтобы выполнять свои функции, международные  организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что «Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции.

     Договорная  правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации, либо в специальном положении.

     Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями между собой.

     15 июня 1993 г. было заключено Соглашение  между Правительством РФ и  ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов, программ и фондов в целях поддержки и дополнения национальных усилий по решению наиболее важных проблем экономического развития, содействию социальному прогрессу и повышению уровня жизни. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

     Как субъекты международного права международные  организации несут ответственность  за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут  выступать с претензиями об ответственности.

     Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные  лица, подчиняющиеся исключительно  международной организации и действующие от ее имени.

     Международные организации действуют также  со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебные дела.

3. Компетенция, полномочия и функции международной организации

 

     Компетенция международной организации представляет собой объект или сферу ее предметной деятельности и проявляется в компетенции ее органов.

     В компетенцию международной организации  включаются и предоставленные ей полномочия.

     Что касается функций международной  организации, то под ними следует  понимать, например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

     Компетенция международной организации так  же, как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками.

     Государства не только устанавливают компетенцию  организации, но и договариваются о распределении ее между органами организации. Так, согласно п. 2 ст. 11 Устава ООН, любой вопрос, по которому необходимо предпринять действия, т.е. применить санкции против государства-агрессора, входит в исключительную компетенцию Совета Безопасности.

4. Органы международной организации

 

     Органы  международной организации –  это составная часть международной  организации, ее структурное звено. Орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.

     Органы  международных организаций можно  классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп.

     Наиболее  важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей.

     Административные органы являются важным структурным звеном во всех без исключения международных организациях. Они состоят из должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ними.

     Исходя  из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации. За ним резервируются решения по наиболее фундаментальным вопросам: определение общей политики организации и ее принципов; принятие проектов конвенций и рекомендаций; бюджетные и финансовые вопросы; пересмотр устава и принятие поправок к нему; вопросы, связанные с членством в организации.

     Вместе  с тем в деятельности ряда международных  организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).

     Эти органы должны быть укомплектованы таким  образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп. В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы: справедливого географического представительства; специфических интересов; равного представительства групп государств с несовпадающими интересами; наибольшего финансового вклада; политического представительства.

5. Порядок принятия решений международными организациями

 

     Решение международной организации можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта, правил процедуры, состава органа, расстановки политических сил.

     Процесс формирования решения начинается с  проявления инициативы. Она может исходить от государства, группы государств, органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения.

     В международных организациях широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком много стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта.

  Следующий этап формирования решения – внесение проблемы в повестку.

     В большинстве международных организаций  решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где, по существу, и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники.

     Важное  место в процессе формирования решений  международных организаций занимает этап обсуждения. Это обсуждение имеет непосредственное политическое значение и конкретный юридический результат. Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений голоса государств разнятся в зависимости от принятых в организации критериев. Например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу.

     В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений.

     Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством.

     Простое и квалифицированное большинство  может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство – только присутствующих, и в некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации (одобрения или неодобрения) или без возражений.

     В практике деятельности международных  организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств-членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. 
 

  Тема  7. Организация Объединенных Наций.

Вопросы:

  1. Общая характеристика.
  2. Специализированные учреждения ООН.
 

1. Общая характеристика. 

     ООН – универсальная международная  организация, созданная в целях  поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу в 1945 г.

     Устав ООН является единственным международным  документом, положения которого обязательны для всех государств. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

     Главными  органами ООН являются Генеральная  Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Секретариат и Международный суд.

     Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

     По  некоторым важным вопросам, таким  как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по опеке, прием новых членов в  ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

Информация о работе Лекции по "Международному праву"