Лекции по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 21:09, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии.
Тема 2. Источники международного права
Тема 3. Принципы и субъекты международного права
Тема 4. Международно-правовое признание и территория
Тема 5. Государственная граница и международные споры
Тема 6. Международные организации
Тема 7. Организация Объединенных Наций.
Тема 8. Международно-правовая ответственность.

Файлы: 1 файл

лекции по международ[1].праву.doc

— 338.50 Кб (Скачать)
">
  • Понятие «международный спор».
  • Правовое содержание принципа мирного разрешения  
    международных споров.
  • Мирные средства разрешения международных споров.
  • 1. Международный спор

     

         Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий  между государствами, в том числе  тех, что могут поставить под  угрозу международный мир и безопасность.

         С момента возникновения спора  и в течение всего периода  его развития и существования  должен действовать принцип мирного  разрешения международных споров как общепризнанный императив международного права.

         В Уставе ООН для квалификации конфликтных  отношений используются понятия «спор» и «ситуация».

         Согласно  доктрине международного права и  практике Совета Безопасности, а также  Международного суда ООН, спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. «Ситуация» – более широкое понятие, чем «спор». Устав ООН не устанавливает критериев разделения споров и ситуаций на две указанные категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. Во всяком случае несомненно то, что принцип мирного разрешения международных споров распространяется на все международные споры и ситуации, независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности.

         Международные споры классифицируются по различным  основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для  международного мира, по географии  распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

         Какого-либо четкого разграничения между  юридическими (правовыми) и политическими  спорами в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем в п. 2  
    ст. 36 Статута Международного суда ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера.

    Так, правовыми (юридическими) спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства.

         Особое  место среди всего разнообразия международных споров занимают территориальные  споры, то есть споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

    2. Правовое содержание принципа мирного разрешения  
    международных споров

     

         В современном международном праве  в качестве общепризнанного императива сложился принцип мирного разрешения споров.

    Государства обязаны разрешать свои международные  споры исключительно мирными средствами. Декларация о принципах международного права  
    1970 г. гласит: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения в качестве средства разрешения международных споров. Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов. Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор, создать угрозу для поддержания международного мира и безопасности, изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон и нанести ущерб интересам другой стороны.

         Государства обязаны урегулировать свои споры  на основе международного права и  справедливости. Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает применение:

    1) международных  конвенций, как общих, так и  специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими государствами;

    2) международных  обычаев как доказательства всеобщей  практики, признанной в качестве правовой нормы;

    3) общих  принципов права, признанных цивилизованными  нациями;

    4) судебных  решений и доктрин наиболее  квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

    3. Мирные средства  разрешения международных  споров

     

         Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств  мирного урегулирования споров и конфликтов, возникающих между ними.

         Механизм  реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров. Это обусловлено тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.

         Позитивный  исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства разрешения спора. Однако если переговоры не привели к определенному соглашению, стороны обязаны продолжить поиск путей взаимоприемлемого урегулирования разногласий.

         Консультации  сторон как средство мирного урегулирования споров стали применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для их предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования.

         Обследование представляет собой средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

         Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.

         Выводы  согласительной комиссии носят факультативный характер, добрые услуги могут оказываться  как в ответ на соответствующую  просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружелюбного акта по отношению к спорящим сторонам. Оказывающий добрые услуги в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимает. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

         Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. 

    Тема  11. Права человека в международном праве.

    Вопросы:

    1. Классификация прав человека.
    2. Международные механизмы и процедуры межгосударственного  
      сотрудничества в области прав человека.
    3. Система международных органов, занимающихся правами человека.

    1. Классификация прав человека

     

         Согласно  принятой в международных документах классификации, права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Возможны и иные варианты классификации. Приблизительно с начала 70-х гг. в международной практике получила распространение концепция «трех поколений» прав человека.

         Такой хронологический подход мотивируется тем, что вначале под правами человека имели в виду только гражданские и политические права (первое поколение).

         Под влиянием СССР и его союзников  в понятие прав человека стали  включаться социально-экономические  и культурные права (второе поколение). И наконец, предлагается как вклад развивающихся стран рассматривать право на мир, право на разоружение, право на развитие, право на здоровую окружающую среду (третье поколение, или права «солидарности»).

         Перечень  прав третьего поколения пытались продолжить на неправительственном уровне. Но главная проблема, которая в связи с этим возникла и продолжает обсуждаться на межгосударственном и научном уровнях, – это проблема связи прав человека и прав народов.

         Очевидно, нельзя отделять права человека от прав народов. Права народов (коллективные права) также могут рассматриваться как права человека. Кроме того, не все права народов можно относить к третьему поколению прав человека. Оба Пакта о правах человека, принятые еще в 1966 г., начинаются с права народов на самоопределение. Права народов, бесспорно, коллективные права, но понятие коллективных прав человека не исчерпывается правами третьего поколения и правами народов. Они шире. Например, права профсоюзов также могут считаться коллективными. В некоторых случаях сочетание различных индивидуальных прав образует новое, синтетическое право, принадлежащее уже коллективу. В таком плане можно, например, рассматривать право на проведение мирных собраний.

         Постановка  вопроса о третьем поколении прав человека и дискуссии, разворачивающиеся вокруг него, принятие международных документов, включающих в себя эти права или раскрывающих содержание некоторых из них, например Декларации о праве на развитие от 4 декабря 1986 г., свидетельствуют о том, что перечень прав человека не представляет собой что-то застывшее и может быть продолжен.

    2. Международные механизмы и процедуры межгосударственного  
    сотрудничества в области прав человека

     

    Все механизмы  и процедуры можно разделить  на консенсусные и неконсенсусные.

         Консенсусные  – это такие, которые основаны на общем согласии участников. Так, создаваемые в рамках общеевропейского процесса механизмы и процедуры основаны на консенсусе, но не являются договорными, так как документы, предусматривающие их создание, носят политический характер. В основном же консенсусные механизмы и процедуры возникают на основе договоров (например, Комитет против пыток, предусмотренный Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).

         Неконсенсусные  механизмы и процедуры создаются резолюциями международных организаций, которые не предполагают единогласия.

         Не  следует отождествлять международные  контрольные механизмы и процедуры. Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т.д.), а процедуры – порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения. В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры. Процедуры, применяемые международными организациями, могут использоваться без какого-либо особого контрольного механизма, например Комиссией ООН по правам человека на ее пленарных заседаниях.

    Информация о работе Лекции по "Международному праву"