Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 20:19, реферат
Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице-королем Индии лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона – Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли индуисты. При этом территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части – Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы – на востоке, пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи – на западе). При этом по религиозному принципу был разделен даже целый народ – бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а бенгальцы-индуисты составили население индийского штата Бенгалия.
В то же время флайт-лейтенант Трилочан Сингх из 3-й аэ возглавлял вылет четверки "мистэров" на штурмовку целей в Чамбе. Однако уже в районе с земли последовала отмашка, в связи с тем, что пакистанские танки стали выводиться с фронта. Вскорости последовал и приказ возвращаться.
Прикрывали штурмовики пара "нэтов" 23-й аэ (флайинг офицеры Мурдешавар и Янак Капур). После разворота "мистэров" на обратный курс необходимость прикрытия отпала, но тут возникла другая проблема - "мистэр" флайинг офицера Динки Ятара стал быстро терять топливо.
Поэтому вся тройка отправилась на Патханкот. Как только пара "нэтов" и "мистэр" приземлились на базе завыли сирены - это были пакистанцы:. Четверка "сейбров" штурмовала постройки, а прикрывала их пара "страфайтеров".Первым досталось только приземлившемуся Мурдешавару, который только чудом смог избежать гибели, чего не скажешь о его самолете, который превратился в решето.
В этот момент в воздухе был только один "мистэр", пилот -флайинг офицер Мохан - которого совершал тренировочный вылет. Это был "зеленый" офицер, не нюхавший пороха и имевший в своем активе всего 50 проведенных в воздухе часов. Наземный контроллер к счастью успел вовремя предупредить его об опасности и отдал приказ уйти южнее и переждать налет. Благо топлива хватило и Мохан совершил посадку позднее. На земле были повреждены один С-119, четыре "мистэра", пара МиГ-21-х и два "нэта", однако эффективность пулеметного огня "сейбров" оставляла желать много лучшего.
Еще одна цель налета - аэродром Хальвара - располагалась в пригороде города Лудхиана. Здесь базировались две эскадрильи "хантеров". Во время атаки Патханкота четыре "хантера" находились в патруле недалеко от Тарн Тарна. Эта группа под командованием уинг-коммандера Захариаха в радиопереговорах получила кодовое название "серая" и состояла из сквадрон-лидеров Равллея, Синха и флайт-лейтенанта Шарма. Вскоре индийским летчикам удалось обнаружить четверку "сейбров", возглавляемых Аламом. Их целью был Адампур. Пакистанцы, обнаружив противника, сбросили топливные баки и начали набор высоты. Тоже проделали и индусы. В разгоревшемся бою Равллей был сбит и погиб (автор победы - Алам). Выходя из боя, эта группа столкнулась в воздухе с другой четверкой "сейбров" (во главе с сквадрон-лидером Рафикью), и Алам предупредил о "хантерах". "Серые" тем временем из-за малого остатка топлива возвращались на базу. Им на смену поднялась пара "хантеров".
В ее составе были флайинг офицеры Гандхи и Пингал из состава 7-й аэ. Первый летал в составе эскадрильи только с мая 1964 года и был менее опытный чем его напарник. Через 10 минут с базы последовал приказ возвращаться, так как Хальвара атакована пакистанцами. Однако уже при развороте индийцы были атакованы. Двигатель самолета Пингала сразу же захлебнулся и пилот катапультировался. В то же время Гандхи ввязался в маневренный бой и смог расстрелять из нападавших "сейбров", пилот которого поспешил катапультироваться.
Однако долго наслаждаться победой ему не пришлось - оставшиеся три "сейбра" разом навалились на него. После того как от правого крыла стали отлетать крупные фрагменты и самолет стал заметно заваливаться вправо, Гандхи воспользовался катапультой и вскоре приземлился на окраинах Хальвары.
Однако для пакистанцев злоключения на этом не закончились. Зенитчикам удалось завалить одного "пирата", который упал невдалеке. Но оставшиеся два "сейбра" настойчиво продолжали штурмовку базы. Они так увлеклись, что прозевали атаку пары "хатеров". Эти машины возвращались после штурмовки и были направлены контроллером на Хальвару. Флайт-лейтенант Ратхор браво атаковал одного противника и вскоре уже F-86 догорал в шести милях от Хальвары. Не упустил своей возможности и его ведомый, расстреляв уже уходящий "сейбр".
Пакистанцы признали потерю только двух самолетов (причем погибли сквадрон лидер Рафикью (ранее сбивший "вампир" над Чамбом) и флайт-лейтенант Йоунус). Третий самолет же под управлением флайт лейтенанта Цесила Чоудари смог вернуться на свой аэродром. (Этот летчик был сбит в войне 1971 года и катапультировался).
Последний рейд в этот день совершили шесть В-57. Им удалось сбросить свой груз, но вернуться не всем. Один бомбардировщик был сбит огнем ПВО и упал недалеко от Джамангара. Индийцы захоронили тела летчика и штурмана. В найденных записках летчика Сиддикью были найдены свидетельства того, что пакистанцы готовили нападение с марта. В дневнике были расписаны и тренировки по конкретным индийским целям, которые он выполнял в течение всего апреля.
Таким образом, к концу дня 6 сентября пакистанцы владели ситуацией в воздухе. Несмотря на провал рейдов на Хальвару и Адампур и потерю пяти самолетов, они уничтожили 11 самолетов на земле и три в воздухе. Однако анализ послевоенных источников заставляет пересмотреть эти цифры. Особенно это касается потерь индусов на Патханкоте. Некоторые исследователи говорят о шести унитчоженных самолетах, включая два "мистэра" и по одному "нэту", "вампиру", МиГ-21 и С-119. Автору также встречались и другие цифры - 9 самолетов (пять "мистэров", два "нэта" и два МиГ-21). В то же время эйр маршалл Арьян Сингх на послевоенной конференции демонстрировал всем собравшимся восемь полученных перед войной МиГов (а пакистанские летчики в ходе войны бодро докладывали об уничтожении их всех!).
Когда опустилась ночь, индийские офицеры принялись за планы ответной атаки на следующий день. Однако пакистанцы выложили не все свои карты.
Вскоре после того как первый В-57 пересек границы в воздух поднялись три "Геркулеса", которые взяли тот же курс. В их чреве находились 60 парашютистов элитной Группы Специального Назначения. Стоит сказать, что сразу после получения независимости пакистанские военные создали это подразделение для заброски в тыл врага и диверсионных действий. И теперь пришло время пустить их в дело.
По плану парашютисты должны быть выброшены недалеко от индийских аэродромов Хальвара, Патханкот и Адампур и атаковать их, уничтожив максимальное количество самолетов врага. Затем предполагалось мелкими группами вернуться через Пенджаб. Однако гладко было только на бумаге:
Для группы (60 человек) под командованием майора Халида Батта, выброшенной под Патханкотом, все пошло наперекосяк. Ветром их разнесло в разные стороны и до наступления утра они не смогли собраться. Зато уже утром была организована операция по их поимке и за следующие два дня большинство "коммандос" во главе с майором попали в плен.
Еще хуже получилось под Хальварой. Сброс был неточным и некоторые пакистанцы приземлились прямо на аэродроме и недалеко от города. Только командир отряда майор Хазур Хаснайн и один из его бойцов смогли уйти, захватив джип. Точно такая же судьба постигла и отряд, назначенный для захвата Адампура. Они были сброшены далеко от цели, не смогли собраться и стали мишенью для групп фермеров, полиции и армии.
Некоторых парашютистов ждала незавидная судьба - они были просто растерзаны местными жителями. Пакистанский план полностью провалился: из 180 человек 136 попали в плен. Еще 22 погибли в столкновениях. И только 22-25 парашютистов смогли вернуться на базы (в основном это были бойцы из отряда, направленного под Патханкот, который находился всего в 10 милях от границы).
На 7 сентября основной целью для атак индийских ВВС был назначен аэродром Саргодха. Саргодха представляла собой комплекс аэродромов, состоящий из основного аэродрома, Чота Саргодха, примыкавший с запада, Ваговал - с севера и Бхагтанвала - с востока. Основной целью для "мистэров" 1-й эскадрильи был определен основной аэродром.
Сам аэродром находится в 300 км от границы, что составляет полчаса лета от Адампура и весь полет планировался примерно час. Индийские военные запланировали три налета на 7 сентября. Первая волна из шести самолетов, возглавляемая уинг коммандером Танея, поднялась в 05:00 с Адампура. Однако несмотря на то, что индусы шли на малой высоте вскоре после взлета они были обнаружены пакистанскими радарами и на Саргодхе их ждал "теплый прием". Они сбросили свои бомбы и расстреляли ракеты, заявив о об одном сгоревшем "старфайтере".
Когда шестерка уже отходила от пакистанской базы, в атаку стал заходить одинокий "мистэр", взлетевший позднее основной группы и поэтому запоздавший, в кабине которого сидел флайт лейтенант Девайя. Именно он попал в прицел Амджада Хуссейна, ранее поднятого по тревоге, но прозевавшего основной налет. Саргодха находилась на пределе дальности полета "мистэров" и топлива для воздушного боя у индийского пилота просто не было. В таком положении любой другой попытал бы счастья, уходя на свою базу. Но Девайя был из той категории летчиков, которые вступают в бой, не раздумывая.
Сам бой был скоротечным. Пакистанец смог зайти в хвост и выпустил оба "сайдвиндера", но промахнулся. Тогда в ход пошел шестиствольный "вулкан" его "старфайтера". Хуссейн, отметив попадания своих снарядов, удовлетворенный успехом стал разворачиваться в поисках новой цели. Но Девайя вполне контролировал поврежденный самолет и имел все шансы благополучно катапультироваться или даже довести машину на базу.
Однако в его прицел уже попал уходящий F-104, секунда и очередь поразила врага. Пакистанский летчик не стал испытывать судьбу и сразу катапультировался. Он не имел ни малейшего представления кто его сбил..
Что случилось с храбрым индусом доподлинно неизвестно. Он погиб либо в результате того, что самолет потерял контроль, либо неудачно катапультировавшись. Катапультные кресла SNCASO были гораздо хуже Martin Baker (которые стояли на "хантерах") и на малых высотах парашют не всегда успевал набраться воздухом.
Почему он погиб тоже непонятно. Может быть летчик был ранен, а может быть самолет так быстро стал неуправляемым, что он просто не успел среагировать. Флайт л-т Амджад Хуссен благополучно приземлился и в своем послеполетном отчете записал себе сбитый "мистэр", а причиной сбития назвал атаку другого индийского истребителя. Это стало официальной версией на долгие годы.
Индийцы по возвращении записали Девайя в "пропавшие без вести" с надеждой, что он смог катапультироваться и попал в плен. Только в 1966 году появились сведения о том, что он погиб, а в апреле 1988 года его посмертно наградили за храбрость Маха Вир Чакрой.
В тоже время пока разворачивались события над основным аэродромом Бхагтанвала стала объектом атаки восьмерки "мистэров" 8-й аэ, ведомой сквадрон лидером Ятаром. Им удалось расстрелять пару взлетающих "сейбров". Благодаря этому они получили некоторое преимущество и пока пакистанцы смогли поднять в воздух истребители, индусы уже на форсаже уходили домой.
Следующий рейд был назначен на 06:15, но пакистанские источники говорят о том, что второй налет произошел в 05:47 по местному времени. Перед самым взлетом над Хальварой появились В-57, который сбросили бомбы, правда, без особого результата. Зная, что противник ждет второго налета, четыре "хантера" обвешали бомбами и ракетами, а два оставили для прикрытия (они несли только дополнительные топливные баки). Однако после взлета оказалось, что один из "истребителей" не смог подняться по техническим причинам. Времени для подготовки еще одного самолета не было и решили идти в таком, сокращенном, составе. Таким образом, только один самолет (пилот флайт-л-т Ратхор) мог вести на равных воздушный бой с противником.
При подлете в районе появилась патрульная пара "сейбров". Сразу был атакован Ратхор и один из его соратников. Все произошло стремительно и вскоре "хантеры" снова остались в одиночестве - пакистанцы атаковав один раз ушли.
Один из "хантеров" был поврежден зенитным огнем и стремительно терял керосин. После того как замигала аварийная лампочка флайинг офицер Какер дернул ручку катапульты. По всей видимости, он попал в плен.
Однако наиболее драматично развивался налет следующей шестерки "хантеров" из 27-й эскадрильи. Еще не дойдя до цели группа была атакована парой "сейбров", которые имели значительное превышение по высоте. Ведущий - уинг коммандер Торик Зачариах - отдал приказ рассредоточиться
Тем временем пара прикрытия (Бхагват и Брар) вступили в бой. В результате оба летчика были сбиты и погибли. Остальные "хантеры", поспешно сбрасывая бомбы и баки, поспешно уходили домой. Но еще три самолета были сбиты буквально за несколько минут.Потеря пяти самолетов и трех летчиков за 24 часа была довольно чувствительной для одной эскадрильи.
Следующий рейд состоялся только через 3 часа. Шесть "мистэров", возглавляемых сквадрон лидером Судхаршаном Хандой, ушли без истребительного прикрытия, чтобы было следствием тяжелых потерь. После успешной атаки (они подожгли несколько баков с горючим) индусы обнаружили стоящими на земле тройку "сейбров", ведущий расстрелял один из них.
Гораздо лучших результатов достиг его ведомый - флайт лейтенант Кахай. Его бомбы накрыли оставшиеся "сейбры" и одинокий "старфайтер". На следующем заходе он же огнем из пушки поразил и еще три самолета. Все шесть "мистэров" вернулись на базу, оставив семь уничтоженных или поврежденных вражеских машин на Саргодхе. Ханда и Кахай были награждены после войны.
Последний налет на Саргодху состоялся в 15:40. Его совершили два "мистэра" из 1-й эскадрильи. Правда, на отходе они были атакованы парой "сейбров". Флайинг офицер Бабул Гуха был сбит сразу "сайдвиндером", выпущенным флайт-л-том Маликом. Поначалу индийский летчик был занесен в списки пропавших без вести, но после стало известно, что он погиб.
По индийским данным за день было совершено 33 вылета, при этом потеряно 5 самолетов и столько же летчиков. Уровень потерь составляет 16%.
Одновременно индусы заявили о просто фантастических результатах этих налетов. По их данным на земле было уничтожено 15 пакистанских самолетов - три F-104, два C-130 и остальные "сейбры". Пакистанцы приводят гораздо более скромные цифры своих потерь -один "старфайтер" и один "сейбр".
По официальным данным потери индийцев составили 10 самолетов. В тоже время известный исследователь Джонн Фрикер говорит о 11 сбитых.Пакистанские источники говорят о четырех сбитых в первом налете, в то время как было два разных налета (#1 и #8 эскадрильи), которые они приняли за один. В третьем налете пакистанцы претендуют на пять сбитых "хантеров", которые сбиты сквадрон лидером Аламом. В четвертом налете пакистанцы говорят только о четырех "мистэрах", хотя в реальности их было шесть. В пятом и последнем налете данные сторон сходятся на том, что был сбит один самолет.В этот день кроме налетов на Саргодху были и еще вылеты. так "мистэры" 3-й аэ провели вылет на уничтожение радара в Гуджранвале. Хотя цель была унитчожена, но огнем с земли был сбит и погиб сквадрон лидер Джасбир Сингх.