Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:25, контрольная работа
Хараппская цивилизация: период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н.э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 г. Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По дисциплине «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
Выполнил студент
Заочной формы обучения
Направление юриспруденция
1 курса , группы ЮР-5-12/1
номер студенческого билета №12-0524
(зачетной книжки)_____________ ____________ _______________________
Проверил преподаватель
______________________________
(ученая
степень, звание) (подпись)
4.Общественный и государственный строй Древней Индии.
Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.
Периодизация истории хараппской и ведической цивилизаций Индии
Два крупных периода:
Хараппская цивилизация: период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н.э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 г. Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.
Ведическая цивилизация связана с экспансией и расселением в этом районе арийских племен с середины 2-го тысячелетия до середины 1-го тысячелетия до н.э., когда были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под названием Веды (от слова с тем же корнем, что и русское "ведать", т.е. знать).
Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока.
Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. - II в. до н.э.) Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).
Правовое положение отдельных групп населения
Процесс социального расслоения древнеиндийского
общества начался в недрах разрозненных
племенных общин. В результате разложения
родоплеменных отношений выдвигались
более сильные и влиятельные роды, которые
сосредоточивали в своих руках общественные
функции управления, военной охраны, жреческие
обязанности. Это привело к развитию социального
и имущественного неравенства, рабовладения,
к превращению племенной верхушки в родовую
аристократию. Способствовали развитию
социального неравенства и войны, в ходе
которых возникали отношения зависимости,
подчинения между отдельными племенами
и общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии
привело, однако, не к формированию классов
(рабовладельцев и рабов), а к возникновению
особых сословных групп − варн:
По мере консолидации высших варн
- брахманов и кшатриев складывался особый
порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного
продукта доли, получившей название боли
(налог).
Налог шел на содержание брахманов и кшатриев.
Он все время возрастал, став со временем
своеобразной формой государственной
эксплуатации рядовых общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной
и эксплуатируемой варны шудр связаны
процессы завоевания аборигенных племен,
но не меньшую роль играло и развитие социального
неравенства внутри самого арийского
общества; разряд шудр пополнялся представителями
не только коренного населения, но и беднейшей
части арийской общины, тех ее членов,
которые отрабатывали долги, находились
в услужении, попадали в зависимость, иногда
и в рабскую.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства):
Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными.
В дхармашастрах в одних случаях проводятся
различия между рабами и шудрами, между
рабами и лицами, находящимися в услужении,
в других - эти различия отсутствуют. В
Древней Индии широко были представлены
многочисленные переходные социальные
формы, промежуточные социальные состояния
(от свободных, но неполноправных беднейших
слоев населения-крабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые
границы между брахманами, кшатриями,
вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных
религиозно-ритуальных ограничениях,
запретах, предписаниях.
На определенном этапе развития древнеиндийского
общества по мере углубления процесса
разделения труда, неравенства стали складываться
новое, кастовое деление. Кастами становились
обособленные группы лиц с наследственным
характером их деятельности, складывающиеся
по профессиональному, родовому, религиозному
и другим признакам. Кастовое деление
в Индии существует и в настоящее время
наряду с традиционным делением на четыре
варны.
Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.
Владельческие права общин в
Индии отличались исключительной прочностью.
Община имела почти неограниченное право
распоряжения общинной землей: продавать,
сдавать в аренду, дарить ее, особенно
храмам.
Общинное землевладение сосуществовало
с частным крестьянским землевладением
или землевладением большой семьи, которое
также было связано с широкими правомочиями
— продажей, сдачей в аренду, дарением
земли. Основное ограничение землевладения
свободного общинника-крестьянина выражалось
в обязанности платить налог в пользу
государства и частных лиц, если государство
передавало им свои права.
Полноправный общинник-землевладелец,
чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором.
В хозяйствах богатых общинников трудились
безземельные наемные работники, представители
"неприкасаемых" каст, которые в основном
и создавали прибавочный продукт, присваиваемый
различными категориями эксплуататоров,
рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим
в Древней Индии даже в царском хозяйстве.
В наиболее распространенном мелконатуральном
хозяйстве общинника в использовании
труда рабов не было нужды. Невелико было
число рабов и в ремесле.
Усиление имущественной
В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим
в своих руках военную, политическую и
экономическую власть, стали относить
в основном тех, кто принадлежал непосредственно
к царскому роду и к категории привилегированных
наемных воинов. Расцвет городов и расширение
торговли вызвали появление зажиточной
торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев,
включающей крупных купцов, ростовщиков,
преуспевающих ремесленников. Они объединялись
в корпорации, выполняли роль торговых
агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.
Таким образом, внутри каждой варны развивалось
социальное неравенство, деление на эксплуатируемых
и эксплуататоров, но кастовые, общинные,
большесемейные границы, скрепленные
правом, религией, сдерживали их слияние
в единую классовую общность. Это и создавало
особую пестроту сословно-классовой социальной
структуры Древней Индии.
Государственный строй
Примитивные государственные образования
складывались в Древней Индии
в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных
племен или союза племен в форме
так называемых племенных государств.
Они представляли собой небольшие
государственные образования, в
которых племенные органы перерастали
в органы государственного управления.
Это были монархии, в которых главенствующую
роль играли брахманы, или олигархические
кшатрийские республики, в которых политическое
господство осуществлялось непосредственно,военной
силой кшатриев.
Правители первых государственных образований
(протогосударств) раджи выполняли простейшие
функции управления, обеспечивали внешнюю
безопасность, вершили суд, распоряжались
как военачальники фондом земель, наделяя
землей храмы, брахманов, знать, собирали
ренту-налог.
В некоторых государственных образованиях
власть раджи была выборной, лишь со временем
утвердился наследственный принцип получения
царственности. При выборных монархах
вся полнота власти сосредотачивалась
в руках совета старейшин. По мере укрепления
власти правителя, формирования административных
органов совет старейшин теряет свои былые
полномочия, превращается в совещательный
орган при монархе - паришад. Но зависимость
правителей от брахманской ученой верхушки
и военной кшатрийской аристократии, как
и соперничество между представителями
правящих варн, была неизменной.
Примерно в IX-VIII в. до н.э. в Древней
Индии на базе старых племенных государств,
растущих вместе с развитием ремесла и
торговли городских центров, складываются
первые более или менее крупные государства,
которые ведут между собой непрекращающиеся
войны, истощая друг друга. С этого времени
и ведет свое начало традиция слабых и
кратковременных государственных образований,
возникающих, возвышающихся и быстро приходящих
в упадок, как и невостребованность централизации,
сильной государственной власти, ставшая
характерной чертой древнеиндийской цивилизации.
Данная цивилизационная особенность Древней
Индии связана с рядом исторических причин,
главнейшие из которых заключались в варново-кастовом
строе и крепости общинной организации.
Жесткая варново-кастовая система с раз
и навсегда определенным местом человека
в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным
следованием, соблюдением религиозно-нравственных
установок поведения человека была своеобразной
альтернативой принудительного характера
государственной власти. Бесспорно, способствовала
этому замкнутость, автономность индийской
общины с ее натуральным хозяйством, с
патриархально-патронажными межкастовыми
взаимосвязями земледельческой части
общины с ее ремесленниками, слугами, получившая
название "джаджмани". Самодостаточная
устойчивость и одновременная адаптивность,
вариабельность индийской общины сделали
ее в определенном смысле внеисторичной.
Система внутриобщинных, межкастовых
экономических взаимосвязей "джаджмани",
консервирующая относительно высокую
степень застойности социальной жизни
в индийской деревне, продолжает существовать
в отдаленных от городов и индустриальных
центров районах в современной Индии.
Дальнейшие процессы политической консолидации,
ускоренные внешней угрозой, привели в
V в. к возникновению относительно сильных
древнеиндийских государств Кошалы и
Магадхи, соперничество между которыми
привело в IV в. до н.э. к победе Магадхи,
занимающей выгодные географические,
стратегические и торговые позиции в северо-восточной
части страны. Упрочение позиций новой
правящей династии в Магадхе после разгрома
ставленника Александра Македонского
привело к созданию обширной империи Маурьев.
С завершением периода феодальной
раздробленности государство
•
укрепились социально-
Информация о работе Общественный и государственный строй Древней Индии