Общественный и государственный строй Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Хараппская цивилизация: период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н.э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 г. Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории и государства права зарубежный стран.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

 •  вокруг королевской власти сплотились  основные группы среднего и  мелкого дворянства в надежде  защитить свое привилегированное  положение силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей;  

 •  страна нуждалась в сильной  королевской власти для борьбы  с внешним врагом. 

 В  XIV - XV вв. французское общество разделилось  на три наследственныхсословия:

• сословие духовенства

были привилегированными, освобождались от повинностей и  государственных налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям.

• сословие дворянства

• третье сословие - купцы, ремесленники, свободные крестьяне

 

было податным





 

   

 

 

С развитием  товарно-денежных отношений часть  натуральных повинностей и платежей крестьян заменяют денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования - серваж вытесняетсяцензивой.  

 Цензивой  называлось наследственное земельное  держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину  ценз - твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Государственное управление сословно-представительной Франции  

 Началом  периода сословно-представительной  монархии во Франции (XIV - XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. высшего органа сословного представительства - Генеральных штатов.   

 Предшественниками  Генеральных штатов во Франции  были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало отдельно от других: 

 •  в первой палате - высшее духовенство; 

 •  во второй - депутаты от дворянства; 

 •  в третьей - выборные депутаты  от верхушки горожан, "третьего сословия".   

 Каждая  палата имела только один голос  независимо от числа представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.   

 Значение  Генеральных штатов возросло  во время Столетней войны, когда  королевская власть особенно  нуждалась в деньгах. Центральными  органами управления в этот  период были:  

= Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления; 

=  Счетная палата, ведавшая финансами.  

 К  наиболее значимым должностным  лицам относились:            

• канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов; 

 • коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;  

 •  камерарий - казначей; 

 • палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.

Судебное устройство   

 В  системе судебных учреждений  произошли следующие изменения: 

= королевская  юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значительно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда; 

= хотя  судебные органы по-прежнему не  были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирование судебной системы.  

 При  Людовике IX был создан специальный  судебный орган - Парламент,в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королевства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над местными судами.  

 Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел.Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанционную систему: 

 •  низшая инстанция - суд официалов,  специальных уполномоченных епископа;  

 •  вторая инстанция - суд архиепископа;  

 •  следующая инстанция - суд кардинала;  

 •  высшая инстанция - суд римской  курии, который рассматривал наиболее важные дела.  

 В  XIV в. был создан специальный  орган уголовного преследования  и обвинения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии ("интересы короны").  

 В  ходе военных реформ второй  половины XIV в. и первой половины XV в.королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой системой. К этому времени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворянство.

 

24. Брачно-семейные отношения в средневековой Европе.

 

 

Брачно-семейные отношения складывались под влиянием канонического права. Единственной формой брака был церковный.

Церковь создала сложную систему условий  действительности брака. Кроме достижения определенного возраста, необходимо бы" учитывать степень родства  и свойства между будущими супругами.

Недействительным  был брак, заключенный после помолвки с другим лицом или с лицом, не получившим крещения.

Семейные  отношения строились на принципе власти мужа " отца, хотя в разное время и в разных местностях эта  власть имела различный характер.

Так, на севере Франции взаимоотношения  между супругами, а также между  родителями и детьми были свободнее. Имущественные отношения строились  на общности имуществе которым управлял и распоряжался муж как глава семьи.

На  юге Франции сохранялась власть домовладыки, общности имуществе не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял в течение брака и которое возвращалось жене после его смерти.

В Англии в высших слоях общества жена полностью  находилась под властью мужа, в  низших - пользовалась относительное свободой. В ряде местностей за женой признавалось прав на управление своим имуществом.

В Германии отношения супругов строились на общности имущества, которое с прекращением брака подлежало разделу; доля жены при этом составляла треть или  половину.

Церковь категорически отвергала развод, но в некоторых случаях (например, при супружеской измене) допускала  раздельное жительство.

Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

Феодальное  право знало наследование и по закону, и по завещанию. Однако в  некоторых местностях свобода завещания  ограничивалась, запрещалось устранять  от наследования законных наследников.

В отношении земельной  собственности повсеместно утвердился принцип майората. Во избежание дробления  феодала переходил по наследству к старшему сыну, а при его отсутствии - к старшему в роде.

 

  1. .Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Декларация прав человека и гражданина 1793 г.: сравнительная характеристика.

Следующая важная веха в истории идей прав человека —  Французская Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Она открыла первую страницу нового ускорения, которое получил мир с конца XVIII в. Это сжатое, концентрированное выражение политической платформы нового господствующею строя, время которого наступило. Как известно, Французская революция 1789 г. поставила перед человечеством вопросы, многие из которых, по-видимому, принадлежат к числу вечных. Таким предстает вопрос о правах человека или о том, что есть человек в обществе себе подобных. Уничтожив сословные привилегии и перегородки, революция провозгласила: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В этом основа Декларации ценностей, установившей, что цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». Рожденная в итоге революции Декларация стала (наряду с документами периода борьбы за независимость США) величайшим документом, подчеркнувшим значение человека в истории, «формулировавшим проблему прав человека и предложившим ее прогрессивное решение. По содержанию она представляет собой компактный, структурно достаточно четкий документ, состоящий из небольшой вводной части и 17 статей. Вот некоторые их них: «Статья 1. Люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми. Статья 2. Источник суверенности заключен по своей сути в самом народе Статья 3. Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим. Статья 4. Закон обладает лишь правом запрещать такие действия, которые вредны для общества. Статья 5, Закон является выражением всеобщей воли. Статья 16. Свободное выражение мыслей и мнений является одним из наиболее ценных прав человека. Каждый может свободно говорить, писать и печатать с учетом ответственности за злоупотребления этой свободой в случаях, установленных законом. Статья 17. Никто не может быть лишен собственности, коль скоро она является священным и нерушимым правом». Эти и другие статьи составили документ такой силы влияния и такого содержания, который далеко вышел за пределы интересов одной части общества, воплощал общечеловеческие нравственные и правовые императивы. Центральная идея Декларации — обеспечение свободы. Этой идеей пронизаны как содержание всех статей, так и внутренняя логика документа. Декларация провозглашает свободу, одновременно пытаясь определить ее пределы (ст.ст. 1, 4, 5). В ней перечисляются конкретные виды прав и свобод (ст.ст. 2, 10, 11, 17); фиксируются основные принципы организации и функционирования государственной власти, призванные гарантировать провозглашенную свободу (ст.ст. 3, 13—16); регламентируются принципы судебной защиты прав и свобод (ст.ст. 7—9). Она провозгласила принцип разделения властей, ответственность и подотчетность должностных лиц. В ней признана и подчеркивается самостоятельная ценность человеческой личности, внимание к личности возведено в ранг государственных интересов. Более того, Декларация определила гарантии прав человека и принципы законности, включая презумпцию невиновности. В числе естественных и неотъемлемых прав человека Декларация провозгласила свободу, собственность, безопасность и сопротивление насилию. Декларация прав человека и гражданина встретила разное отношение и во Франции, и за ее пределами.  
 

Новая декларация Декларация прав человека и гражданина 1793 года прежде всего провозглашает, что целью общества является общее счастье, а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Декларация дает определение собственности как права каждого гражданина пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами труда и промысла (ст. 16). Декларация допускает свободу собраний

и более определенно говорит  о свободе совести (ст. 7), но умалчивает о свободе союзов.

Очень важным является провозглашение права граждан заниматься любым  трудом, промыслом и торговлей. Новым  было в декларации право коллективных петиции, «которое не может быть отменено, приостановлено или ограничено». Декларация признает за народом и даже отдельной частью общества право сопротивления угнетению, называя священным право и даже обязанность народа и каждой его части на восстание, когда правительство нарушает права народа (ст.ст. 33, 34, 35).Декларация прямо говорит об обязанностях общества давать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать народному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.Повторяются положения декларации 1789 года о принципах уголовного права, процесса и гарантиях неприкосновенности личности. Однако при этом делаются существенные дополнения. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, объявляется тираническим, и само придание закону обратной силы считается преступлением (ст. 14). Нарушение закона и форм, предписанных им при обвинении, задержании или заключении, рассматривается как тиранический акт, и, граждане, против которых направлены такие акты, имеют право оказывать им сопротивление силой.Декларация дает более подробное определение суверенитета, указывая на его свойства: суверенитет един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем (ст. 25). Посягательство на присвоение принадлежащего народу суверенитета карается смертью. Народу принадлежит право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. «Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие» (ст. 28). Государственные должности по существу временные и рассматриваются не как отличия, не как награда, а лишь как обязанности;преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными.Новая декларация более радикальна по своему характеру. Но и она остается буржуазной по своей сущности, что особенно ярко обнаруживается в статьях о частной собственности, отвечающих коренным интересам всего класса буржуазии.

Информация о работе Общественный и государственный строй Древней Индии