Общественный строй Древней Индии по законам Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..………3
2. Общественный строй Древней………………………………………….…….5
3. Сословно-представительная монархия во Франции: особенности становления и развития…………………………………………………..…………10
4. Задача………………………………………………………………….............16
5. Заключение……………………………………………………………………17
6. Список используемой литературы……………………………..……………19

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

  1. Введение………………………………………………………………..………3
  2. Общественный строй Древней………………………………………….…….5
  3. Сословно-представительная монархия во Франции: особенности становления и развития…………………………………………………..…………10
  4. Задача………………………………………………………………….............16
  5. Заключение……………………………………………………………………17
  6. Список используемой литературы……………………………..……………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Индияодна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

В Древней Индии  понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману мифический бог). Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в  форме двустиший (шлок). Непосредственно  правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в  главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн. 

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов. 

Свод законов  Хаммурапи(или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 19011902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов (37 уничтожено) представляет собой чёрный базальтовый столб.

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Законы Хаммурапи  непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общественный  строй Древней  Индии по законам Ману 

Разложение  первобытнообщинного строя и  развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению  сословий - варн. Все свободные стали  делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и  обязанностям. 

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: 

брахманы - члены  жреческих родов;

кшатрии - военная  аристократия;

вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. 

Образ жизни  каждой варны был сформулирован  в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило  государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. 

С течением времени  сословия становились все более  замкнутыми. Этому способствовали: 

строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;

определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам. 

Переход из одной  варны в другую строго запрещался. Ограничивалась зозможность смешанных  браков, устанавливалось разное материаль- 

ное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену  низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших. 

Важнейшим компонентом  социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. 

В общине сохранялись  черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни. 

Вначале глава  общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной  властью, постепенно превращаясь в  ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения: 

верхушка, эксплуатировавшая  рабов и наемных работников;

общинники, которые  сами работали на своих участках;

разорившиеся  общинники, которые лишались земли  и орудий труда и были вынуждены  работать в качестве арендаторов. 

Деревенские ремесленники также занимали различное  положение: 

ремесленники, которые работали самостоятельно и  имели собственные мастерские;

ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату. 

Рабство Древней  Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. 

Рабский труд не играл значительной роли в экономике  Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и  рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов: 

захваченные под знаменем (военнопленные);

рабы за содержание;

рабы, рожденные  в доме хозяина;

купленные;

подаренные;

доставшиеся по наследству;

рабы в силу наказания. 

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного  на ограничение произвола хозяина  по отношению к рабам.  

В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при этом. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а так же получение милостыни. Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. 

Обязательственные отношения получили в законах  ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения и т.д. 

Для древней  Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку ,в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы ману определяют положение женщины следующим образом : в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо "женщина ни когда непригодна для самостоятельности". 

Муж мог иметь  несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. 

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте  стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций. 

Среди имущества  преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, отрубить обе руки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй - руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. 

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное  над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию  относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин не наказывалось. 

Среди видов  наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах : посажение на кол, сожжение на кровати  или костре, утопление ,затравливание  собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сословно-представительная монархия во Франции: особенности становления и развития 

Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей – условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков – крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов – во Франции; парламента – в Англии; кортесов – в Испании; риксдага – в Швеции; имперского сейма – в Германии; сеймов – в Польше, Чехии и Венгрии; земских соборов – в Русском государстве.  

Информация о работе Общественный строй Древней Индии по законам Ману