Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 20:19, реферат

Краткое описание

Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице-королем Индии лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона – Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли индуисты. При этом территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части – Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы – на востоке, пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи – на западе). При этом по религиозному принципу был разделен даже целый народ – бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а бенгальцы-индуисты составили население индийского штата Бенгалия.

Файлы: 1 файл

Индо-пакистанский конфликт.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

 

Пакистанцы тоже не сидели сложа руки. Целью их налетов были объекты в восточной и северной Индии. Самым "посещаемым" местом была авиабаза Амристара, где индийцы располагали всего несколькими связными самолетами.

 

Другой целью стал аэродром Сринагара. Этот аэродром был важным перевалочным пунктом в переброске войск в Лех. По соглашению 1948 года индусы не могли базировать тут реактивные самолеты. ПВО авиабазы была представлена всего несколькими зенитками и практически отсутствовала система оповещения. Не было тут и радаров, прежде всего из-за особенностей горного рельефа, который сводил на нет последние достижения научной мысли того времени.

 

Для атаки такого пункта пакистанское командование выделило четыре "сейбра". Понятное дело они появились внезапно. Пара сразу же расстреляла одинокую "дакоту", стоявшую в конце летного поля, а остальные занимались уничтожение "Карибу". Пока зенитчики успели открыть огонь пакистанцы успели расстрелять и другую "дакоту". За такой успех они заплатили одним поврежденным F-86, который смог благополучно уйти.

 

Интересно, что "Карибу" принадлежал UN Military Observer Group in India and Pakistan и был взят из состава ВВС Канады. На этой машине в августе прибыл в Сринагар командующий UNMOGIP австралиец генерал-лейтенант Ниммо. Благодаря любезности пакистанского летчика генерал до конца войны застрял в Кашмире.Несмотря на просьбы наземного командования на Сринагар не базировалось ни одного боевого самолета до самого окончания боевых действий.

 

Всего за день индусы потеряли шесть самолетов в воздухе (все, кроме одного при налете на Саргодху) плюс еще один самолет был поврежден при налете пакистанцев на Сринагар. Такой уровень потерь был вполне приемлемым и не слишком болезненным для индийских ВВС.

 

8 сентября  стал днем ожесточенных боев, продолжавшихся на фоне контратаки пакистанцев в районе Лахора. Индийцы смогли вплотную приблизиться к городу, причем в зоне досягаемости огня артиллерии оказался и международный аэропорт. По мере приближения зоны боевых действий началась эвакуация иностранцев, прежде всего американцев. Для эвакуации своих граждан американский Госдеп официально обратился к Индии о временном перемирии в районе Лахора. Естественно, просьба была удовлетворена.

 

Южнее индийская 4-я горная дивизия под командованием генерал-майора Гурбакша Сингха попыталась взять Касур. Однако пакистанцы, стянув дополнительные силы из-за канала Ичогила, смогли отбросить наступавших индусов. В ответ были переброшены отдельная танковая бригада и последующие два дня здесь разгорелась танковая битва, получившая название "Битва под Ассал Уттар").

 

Немалую роль в этом сражении могли бы сыграть индийские ВВС. Для их эффективного применения были все предпосылки: растянутые линии снабжения пакистанцев, малая насыщенность зенитными средствами. Однако пилоты не смогли эффективно действовать непосредственно на линии соприкосновении кампанию здесь (и причины были объективные - это прежде всего большие потери как в матчасти, так и в личном составе, которые требовали изменения тактики) и фактически 4-я горная дивизия осталась без поддержки с воздуха.

 

Начиная с 8-го числа основные усилия индийские летчики сосредоточили на уничтожении танков, конвоев, артиллерийских позиций, а также составов с подкреплениями и мостов. Главной целью стал Райвинд (к северу от Лахора). Дело в том, что все подкрепления в Лахор перебрасывались именно через эту стратегическую базу снабжения. Налетов было очень много, стоит остановиться только на самом типичном для этого сектора.

 

20-я эскадрилья  индийских ВВС "Молнии", вооруженная "хантерами" до 8-го числа в  боях не участвовала. Она была переброшена на Хальвару с Палама только недавно. Первый их боевой вылет был на штурмовку. Истребительного прикрытия не было и в случае атаки "сейбров" каждому из пилотов предлагалось выкручиваться самому. В 18:00 первый из четверки поднялся в воздух.

 

На Райвинд они зашли с севера, проходя над ж\д станцией летчики обнаружили стоящий грузовой состав. Заходя в атаку пилоты "хантеров" разделились, для того чтобы устроить настоящую карусель. В первом же заходе флайт лейтенант Менон смог поразить неуправляемыми ракетами локомотив, который взорвался попутно перекинув и три вагона, которые взорвались. По всей видимости, в них были боеприпасы.

 

После полного разгрома, четверка "хантеров" взяла южнее и расстреляла весь боезапас своих бортовых пушек по обнаруженному скоплению танков и бронемашин. Несмотря на интенсивный огонь с земли, все четыре летчика благополучно приземлись на базе.

 

В этот же день индийским зенитчикам над столицей удалось сбить С-130, который пакистанцы превратили в "бомбардировщик". Интересно, что в этот день ни одного налета на пакистанские авиабазы не было запланировано (прежде всего из-за достаточно высокого уровня потерь).

 

Между индийскими и пакистанскими ВВС установилось некоторое равновесие сил - обе стороны не могли сорвать планы друг и другу, но и не могли одержать решающей победы. Интересно, что в этот день потерь не было, хотя пакистанцы совершили 22 вылета на патрулирование.

 

Зато день затишья с лихвой компенсировался событиями следующего дня. С утра на Касур были отправлены четыре "хантера" из 27-й аэ, которые повел сквадрон лидер Бишной. Их основной задачей стала борьба с танками противника. Поначалу им удалось уничтожить 7 танков и несколько бронемашин. Однако плотным огнем с земли были серьезно повреждены два "хантера". Флайт л-ты Парулькар и Шарма, несмотря на тяжелые ранения, смогли привести свои машины на Хальвару.

 

Во время второго налета (уже после обеда) погиб флайт-лейтенант Ахуя. Это была вторая потеря 27-й эскадрильи с момента начала боевых действий.

 

Огромный успех сопутствовал летчикам 31-й аэ. "Мистэры", ведомые уинг коммандером Гудманом смогли уничтожить на Райвинде поезд с танками. Всего по индийским данным только за этот налет было унитчожено или повреждено 26 пакистанских танков. "Мистэры" 1-й и 3-й эскадрилий были вовлечены в активные боевые действия в районе Сиалкота. Самым удачливым тут был флайт лейтенант Трилочан Сингх, на счет которого записали 8 танков.

 

10 сентября  отмечено макисмальным напряжением  сил. На ограниченном пространстве  столкнулись сразу несколько десятков новейших танков ("Паттоны" с пакистанской и "Центурионы" с индийской). Военная удача была на стороне индусов, так как к концу дня им удалось остановить контрнаступление противника (мало того в их руки попала практически половина пакистанских танков).

 

Ситуация изменялась так стремительно, что ни индийцы, ни пакистанцы, не стали рисковать, привлекая авиацию для непосредственной поддержки своих войск. Правда, индусы организовали несколько налетов на Кхем Каран силами 1-й аэ.

 

Во время атаки в 17:30 огнем с земли был поврежден самолет флайт лейтенанта Верма, который смог однако благополучно вернуться на базу. Вместе с "мистэрами" и "хантерами" впервые в роли тактического бомбардировщика индусы применили "канберры", которые сосредоточились на коммуникациях пакистанской армии.

 

На Западном фронте особенно отличился флайинг офицер Чиной. Он вылетел в составе четверки "мистэров" на штурмовку наземных целей в районе Филлора. Восточней этого города индийские летчики обнаружили лагерь пакистанской армии и естественно, атаковали.

 

Когда Чиной заходил в атаку , его "мистэр" был поражен огнем многочисленных зениток. Летчик прекратил атаку и взял направление к границе. Самолет был сильно поврежден, но управления еще слушался. Вместе с ним вышел из боя и его ведомый. Когда до границы оставалось пару минут лета, Чиной был вынужден катапультироваться.

 

По канонаде Чиной определил, что он на вражеской территории примерно в 20 милях от линии соприкосновения. Однако где конкретно индус соориентироваться не мог, так как у него была карта в масштабе 1:100000. Поэтому он взяв примерный азимут стал пробираться в сторону фронта.

 

Около 16:00 индус вышел на деревню, но вовреся спрятался в траве. В своем укрытии он пролежал до наступления темноты. После пяти часов ходьбы у него начались проблемы с ногами - все таки общефизической подготовке у летчиков уделяется гораздо меньше внимания, чем у тех же пехотинцев. Однако индусу несказанно повезло и утром он вышел на колонну индийской армии. Уже через несколько часов он был на родной авиабазе и вскоре снова был в небе.

 

11 сентября  стало днем триумфа в Индии. Практически каждая газета писала  о "большой победе наших войск  под Кхем Караном". С утра  по всем радиостанциям зачитывали  наградные листы героям нации.

 

Не обошли вниманием и летунов: шесть Маха Вир Чакра (МИЧ) и 8 Вир Чакра (ВЧ) пошли в актив ВВС. Были награждены прежде всего все летчики, имевшие на свое счету сбитые вражеские самолеты (Гандхи, Нэб, Ратхор, Кук, Мамгайн), а также уинг командеры Гудман, Сингх, сквадрон лидеры Ханда и Ятар, а также флайт лейтенант Трилочан Сингх.

 

За предыдущие дни индийские ВВС заявили об унитчожении 36 пакистанских самолетов (из них 18 были заявлены унитчоженными на Саргодхе). По типам это выглядело так: 18 "сейбров", 4 "старфайтера", 4 В-57 и 2 С-130. Кроме того 18 самолетов записали себе на счет зенитчики и плюс не учли связные и разведывательные самолеты.

 

Официальные коммюнике признали потерю за 10 дней войны 15 самолетов в воздухе (как в воздушных боях, так и от огня ПВО), 7 (по другим данным 10) на земле (не учитывая ООН-вский "Карибу") и один "нэт", попавший в руки пакистанцев. Всего примерно 26 самолетов.

 

Естественно, пакистанцы претендуют на уничтожение гораздо большого количества самолетов: 28 на земле и 32 в воздухе. Некоторые цифры в принципе можно проанализировать. Взяв, например, данные за 8 сентября, когда пакистанцы заявили о 32 уничтоженных самолетах противника, а индусы признали потерю всего 14 (43% точности).

 

В этой связи интересная ситуация складывается по поводу налета на Хальвару. Индусы заявляют о четырех сбитых "сейбрах" (один пошел на счет зенитчиков). Причем были найдены три места падения пакистанских самолетов.

 

Один "сейбр" (флайт лейтенант Цесил Чоудхри (Flt. Lt. Cecil Choudhry) вернулся на базу. Но пакистанская сторона говорит только о двух потерянных самолетов. Поэтому естественно, что данные приведенные в таблицах вряд ли соответствуют действительности на 100%.

 

11 сентября  вошло в историю воздушных  войн как день первого столкновения "двухмаховых" истребителей. В тот день одинокий "старфайтер" был перехвачен парой МиГ-21 с Хальвары. Пакистанский летчик постарался уйти от боя, но был вынужден все таки вступить в схватку с численно превосходящим врагом. Однако через несколько минут противники разошлись без потерь. По всей видимости, дело было в малом остатке топлива у противников.

 

Никаких деталей о летчиках обеих сторон автору не встречалось. Мало того, уинг коммандер Воллен в своем послевоенном интервью вообще отрицал сам факт этого боя. Пакистанцы потеряли от огня ПВО "сейбр".

 

"Вампиры" 220-й аэ совершили несколько  разведывательных вылета над  Гадрой и Найчором. Не встретив  сопротивления, они провели аналогичные  рейды и на следующий день.

 

В районе Сиалкота индийцы, несмотря на противодействие пакистанских ВВС, развернули наступление. Уже к полудню был взят Филлора. 12 сентября произошел и интересный случай. К югу от Филлоры индийские танкисты обнаружили на земле пакистанский вертолет Bell OH-13. Один из танкистов прицелился и метко пущенный снаряд превратил небольшой Белл в груду металлома. Один из немногих случаев, когда из танкового орудия был сбит летательный аппарат. Позже появилась информация, что в этом вертолете погиб начальник штаба пакистанской 15-й пехотной дивизии, который прибыл на реконгосцировку.

 

Усилия пакистанских ВВС сосредоточились в районе Кхем Каран. Тут наступали части 4-й дивизии. Первый из батальонов индусов попал в засаду и 129 человек попали в плен. Для усиления наступления командование приказало выдвинуть второй батальон. Именно с ним и связан очередной успех пакистанских ВВС. Именно то, что непрерывно висели в воздухе "сейбры" все попытки взять штурмом Кхем Карен закончились неудачей. Мало того, только за 12-е число индусы потеряли 200 человек убитыми и попавшими в плен и 11 танков.

 

На следующий день - 13 сентября - пакистанские "сейбры" атаковали поезд на станции Гурдаспур. Огнем с землм был поврежден один из нападавших. Летчик - сквадрон лидер Ахмед - катапультировался недалеко от границы, но потом было найдено только его тело.

 

Тем временем на станции сложилась отчаянная ситуация - загорелись три вагона и пожар грозил перекинуться на весь состав. Пожарный из станционного расчета Чаман Лал сумел отцепить горящие вагоны и отогнать в тупик. Но храбрый индиец умер от ран. Благодарная нация посмертно наградила героя Ашока Чакрой - высшей наградой для гражданских лиц.

 

Впервые за время войны в бой были брошены "нэты" 2-й аэ. Перед самым началом активных боевых действий командование распределило эскадрильию по двум авиабазам - Агра и Амбала. Но впоследствии часть с Агры перебросили на Хальвару. Именно эти летчики и отличились 13-го числа. С утра пара "нэтов" была поднята на перехват группы "сейбров" над Амристаром. В кабинах индийских истребителей сидели хорошо подготовленные летчики - сквадрон лидер Малик и флайт лейтенант Кале. Появившись над Амристаром они огляделись и увидели пару противников. Заходя в атаку, они проглядели еще два "сейбра", которые сбили Кале. Борясь до последнего мгновения за свой самолет Кале катапультировался только возле Ферозпура. Эта победа была записана на счет флайт лейтенанта Юсуфа Али Хана.

 

Тем временем Малик попал в оборот к другому пакистанскому летчику - флайт л-ту Имитазу Бхатти. После нескольких эволюций Малику удалось уйти, но при этом самолет получил повреждения, досталось и летчику. Хотя ему удалось посадить "нэт" на вою авиабазу, от полученных ранений он на следующий день умер. Ирония судьбы - Кале потерял самолет, но выжил, а Малик сохранил машину, но не выжил.

Информация о работе Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии