Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 20:19, реферат

Краткое описание

Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице-королем Индии лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона – Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли индуисты. При этом территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части – Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы – на востоке, пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи – на западе). При этом по религиозному принципу был разделен даже целый народ – бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а бенгальцы-индуисты составили население индийского штата Бенгалия.

Файлы: 1 файл

Индо-пакистанский конфликт.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

 

Больше столкновений в воздухе в этот день не было. Хотя налеты продолжались - особенно горячо было в районе Сиалкота.

 

После индийских рейдов 7 сентября пакистанское командование отвело большую часть своей авиации в тыл. Так большинство В-57 сосредоточили на авиабазе Пешавар (600 км до индийской границы). Единственным самолетом индийцев, способным достичь этой цели были "канберры". Причем на пределе своих возможностей.

 

Однако индийцы спланировали такой рейд, полностью положившись на то, что "старфайтеры" не приспособлены для действий ночью и топливо для боевых эволюций просто не понадобится. Возглавил налет шести машин командир 5-й аэ сквадрон лидер Верма. Сначала все складывалось просто прекрасно: штурман смог соориентироваться и вывести группу на цель. По команде командира все "канберры" освободились от своего груза.

 

Разворачиваясь на обратный курс Верма услышал возглас своего штурмана: "Босс! Бандиты на хвосте".

 

Оказывается "страфайтер" был поднят перед самой бомбардировкой и сейчас заходил в атаку. Происходи это все днем у индийских летчиков шансов не было, но в сложившейся ситуации ночь стала их самым надежным союзником. Пущенная пакистанцем ракета "ушла в молоко", а вскоре он потерял и саму цель.

 

В ходе налета (кстати, первого за всю войну на этот аэродром) была повреждена взлетно-посадочная полоса и несколько строений. Небольшие повреждения получили и находившиеся на открытых стоянках В-57-е и "сейбры". Интересно, что здесь же в ту ночь находился и трофейный "нэт".

 

В целом 14 сентября отмечено небольшой активностью противников в воздухе. Воздушных боев было черезвычайно мало. Первый из них произошел над Лахором. Несколько "канберр" под прикрытием "нэтом" 2-й аэ атаковали железнодорожные узлы в этом направлении. Уже находясь над целью, ведущий группы бомбардировщиков обнаружил присутствие "сейбров". Их сразу же перехватил уинг коммандер Бхарат Сингх. В результате боя пакистанский летчик не справился с управлением и вогнал свой самолет в землю. Индийская группа ушла без потерь.

 

Пакистанские В-57 нанесли ответный визит на аэродром Адампура. В результате прекрасной стрельбы зенитчиков один бомбардировщик был поврежден и упал возле небольшой деревушки недалеко от Альвальпура. Летчик и штурман катапультировались, но попали в плен только на следующий день.

 

Практически этим событием закончилась вторая неделя войны. Подводя итоги, можно сказать, что стороны сконцентрировались на поддержке наземных войск и старались избегать воздушных боев.

 

В ночь с 14 на 15 сентября отличился уже известный нам флайт лейтенант Цесил Чоудхри (Flt. Lt. Cecil Choudhry) . Над Лахором ему удалось перехватить "канберру", шедшую на высоте 31 000 футов. Пристроившись сзади и подождав пока индиец снизился на тысячу футов и стал прекрасной мишенью на фоне полной луны, он выпустил "сайдвиндер", а следом и вторую ракеты. Подождав некоторое время и не видя никакого результата, пакистанец развернулся на обратный курс. Зато на следующий день из сообщений радиостанции All-India Radio он узнал что по крайней мере одна его ракета нашла цель.

 

15 сентября  индийские "канберры" провели несколько атак по пакистанским объектам. Под прикрытием "нэтов" они бомбили Касур. Предыдущей ночью опять отметились пакистанские С-130, которые бомбили индусов в Лахоре и Сиалкоте. Продолжались и регулярные налеты на аэродромы. Индийцы посетили Пешавар и Кохат, а В-57-е Сирсу и Хальвару. Причем в Пешаваре индийские летчики промахнулись, сбросив свой смертоносный груз на жилые кварталы (по заявлению пакистанских официальных властей погибло 57 гражданских лиц).

 

Следующий день был отмечен всего несколькими потерями - так, пакистанцы заявили, что им удалось сбить индийскую "канберру". Зато одним из самых насыщенных оказалось 17 сентября. С утра пакистанские бомбардировщики атаковали Сирсу, но на этот раз при посадке на своем аэродроме в песчаной буре были потеряны сразу две машины (вполне вероятно не обошлось и без индийского участия). Опять же в Саргодхе разбился "старфайтер", а в Рисалпуре В-57-й (экипаж последнего погиб). Наземные бои все разрастались и стороны бросили на штурмовку все что было возможно. Так, индийские "харварды" ночью атаковали вражескую колонну на шоссе Патханкот - Амристар.

 

В сражении под Чавинда "сейбры" 11-й аэ унитчожили 18 танков, 12 орудий и 26 грузовиков индийцев. При чем пилоты этой же эскадрильи претендуют и на два сбитых в воздухе "хантера". Весь этот успех был оплачен потерей одного "сейбра".

 

18-го числа  индийцы решили окончательно  взять под свой контроль Чавинду  и стянули максимум сил. В небе  разгорелась упорная схватка, в  которой было сбито по одному "нэту" и "сейбру".

 

Единственным "воздушным боем" в районе Джамангара за всю войну стали события именно 18 сентября. Около 15:30 вылетел легкий Бичкрафт, на борту которого находился губернатор индийского штата Гуджарат со своими помощниками, охраной и журналистами. Но примерно в 16:00 он пропал с экранов радаров. А в 16:35 пришло сообщение о падении неизвестного самолета между деревнями Сутхали и Налия. По прибытии были обнаружены документы, из которых следовало, что это самолет губернатора. В результате расследования оказалось, что в 15:50 жители деревни Сутхали видели в небе небольшой самолет, который преследовали два других. Как позже определили это были пакистанские "сейбры".

 

По этому поводу возникла масса вопросов. Почему самолет был в зоне боевых действий без всякого эскорта? Почему о его вылете не были предупреждены представители ВВС? И в конце концов почему пакистанские летчики сбили явно гражданский самолет?

 

Факты стали известно только четыре месяца спустя. Оказалось, что командование ВВС разрешения на вылет не давало, хотя запрос в Бомбей был направлен. Губернатор штата Балвани Рай Мехта взял ответственность на себя. Выяснилось также, что после того как самолет был атакован "сейбрами" летчик Энжинир попытался совершить вынужденную посадку, но не справился с управлением. Это был первый факт когда в столкновении между Индией и Пакистаном пострадало гражданское судно. Индийцы заявили официальный протест, но этим и ограничились.

 

Индийские летчики над Сиалкотом сбили один F-86, а другой такой самолет разбился при посадке на Саргодхе. Еще два "сейбра" были сбиты над Чавиндом. В этот же день понесли и единственную потерю в войне индийские морские летчики: в Бомбее после взлета упал "си хаук" суб лейтенант Верма (летчик погиб).

 

О событиях следующего дня известно совсем немного. Продолжалась рутинная боевая работа. Самым ярким моментом стал воздушный бой "сейбров" с "нэтами" над Сиалкотом. В результате один "нэт" был сбит, летчик - флайт лейтенант Маядев - катапультировался и попал в плен.

 

20-го сентября  произошел только один известный  воздушный бой. Над Джамму четверка "сейбров" была перехвачена  четверкой "хантеров" и таикм  же количеством "нэтов". Несмотря  на численное превосходство, пакистанцам  удалось сбить два индийских  самолета - сквадрон лидер Дева Прашад Чаттерджи погиб, а флайт лейтенант Шарма благополучно катапультировался. Победы были записаны соответственно сквадрон лидеру Шарбату Али Чангези и флайт лейтенанту Джилани.

 

На следующий день индийцы развернули свое последнее в этой войне наступление на Лахор. Опять отлично действовали пакистанские летчики, унитчожив несколько десятков артиллерийских позиций противника. Ранним утром 21-го числа F-104 из 9-й аэ перехватил группу "канберр" над Фазилкой. На этот раз удачно пущенный "сайдвиндер" нашел свою цель. Летчик - флайт лейтенант Лове смог катапультироваться и добрался до своих, а вот его штурман флайт лейтенант Капур попал вплен и вернулся домой только после окончания войны.

 

Южнее "канберры" под прикрытием "нэтов" смогли уничтожить пакистанский радар. Однако основные события развернулись на северном участке фронта. Тут вооруженные Т-33 из состава 2-й и 20-й аэ выполнили 68 вылетов, унитчожив 62 орудия. Еще 30 танков и 150 грузовиков записали на свой счет пилоты "сейбров". Над Кхем Караном пакистанские зенитчики сняли "хантер". Флайт лейтенант Кариаппа из 20-й аэ катапультировался и попал в плен.

 

Однако в этот момент уже начались мирные переговоры и 23 сентября было объявлено о перемирии. Последний вылет совершили пакистанцы 22-го числа в 23:02 (перемирие вступало в силу в 0:00 23-го).

 

Восточный фронт

 

Когда вспыхнула война 1965 года в Восточном Пакистане базировалась всего единственная эскадрилья пакистанских ВВС в составе 12 F-86F. Основной задачей было воздушное прикрытие Дакки.

 

14-я эскадрилья  располагалась на аэродроме Тезгаон  в пригороде Дакки. И это был  единственный аэродром, способный  принимать реактивные самолеты, на всю провинцию! Мало того, оборудование  было примитивным - не было даже  ангаров, самолеты стояли под  тентами.

 

 

С началом войны сюда перебросили батарею зениток, которые составили противовоздушную оборону базы. Но их ценность сводилась на нет полным отсутствием системы раннего предупреждения. Хотя в принципе был старенький радар в Курмитоле (20 км к северу от Дакки), но он не прикрывал все направления и совершенно был бесполезен если противник шел на малой высоте.

 

В таком состоянии пакистанские летчики должны были встречать противника. Со 2 сентября дважды в день пара "сейбров" вылетала на патрулирование. Через два дня эскадрилья понесла и первую потерю - в таком вылете истребитель столкнулся с птицей. Пилот в срочном порядке катапультировался.

 

На 6-е число командование ВВС в Исламабаде потребовало организовать атаку индийских аэродромов. Однако синхронизировать действия с западным фронтом было невозможно (из-за разницы во времени). Да и в ночь с 6\7 сентября индийцы сделали первый шаг: несколько "канберр" появилось над аэродромом и сбросили бомбы. В этот раз бомбометание было неточным и никаких повреждений и жертв отмечено не было. Мало того, часть бомб даже не взорвалась - как писали впоследствие индийские исследователи конфликта произошло это из-за того, что бомбы были времен Второй Мировой Войны.

 

Зато утром 7-го числа начались массированные боевые действия. Индийские ВВС нанесли удары по целям в Читтагонге, Джессуре, Лалмунирате, Шибганге, Такургаоне и Курмитоле. К счастью, хорошая маскировка спасла от ударов по Тезгаону.

 

На перехват индийских самолетов был поднят одинокий "сейбр", но флайт лейтенант Азиз из вылета не вернулся. Позже обломки самолета и останки летчика были найдены в 25 км севернее Дакки. Что произошло доподлинно не известно и было ли его сбитие результатом воздушного боя неизвестно. Индийские данные говорят о потери двух "канберр" в этом рейде, но твердят о том, что машины по ошибке были сбиты собственными "хантерами". Правда, ни одной фамилии летчиков - истребителей почему то не приводится..Тем не менее теперь в Восточном Пакистане было всего 10 боевых самолета.

 

В ответ пакистанское командование спланировало ночной рейд на ближайшую индийскую авиабазу - Калаикунда. Около 6:00 7 сентября пять пакистанских летчиков, ведомые командиром аэ сквадрон лидером Шаббиром Хуссейном Сайедом, вылетели на штурмовку. Из-за того, что аэродром находился в 300 км от Дакки, "сейбры" несли по три топливных бака и их оружием должны были стать крупнокалиберные пулеметы.

 

Для индусов такие действия были полной неожиданностью и пакистанцы не встретили никакого сопротивления.Каждый "сейбр" выполнил по два захода, расстреливая 14 "канберр", которые стояли как на параде. По возвращению в 07:44 пакистанские летчики заявили о 10 уничтоженных "канберрах" (плюс еще пять поврежденных) и двух "хантерах. Индийцы признали уничтоженными две "канберры" и четыре "вампира".

 

В момент налета над Джессуром появились индийские самолеты и на их перехват подняли несколько самолетов. Однако обнаружить самолеты им не удалось. Бесполезность пакистанцев противодействовать индийским налетам демонстрирует только один факт - только за два часа 7 сентября флайт лейтенант Фарух Хан поднимался в воздух пять (!) раз и ни разу не смог даже увидеть врага в воздухе.

 

Для того, чтобы окончательно разгромить Калаикунду был спланирован и второй налет - в 10:30. На этот раз четверку самолетов повел флайт лейтенант Халим. На этот раз их ждала "теплая встреча": плотный зенитный огонь и девятка "хантеров" в воздухе. Паки разделились: пара пошла на штурмовка, а пара приняла бой. Силы были явно неравны и сразу же был сбит флаинг офицер Афзал Хан и остальные с трудом пришли на базу на поврежденных самолетах. За этот налет Тарик Хабиб (который 10 минут уворачивался от тройки "хантеров") получил Ситара-э-Юрат. Вместе с ним наградили и командира эскадрильи, хотя он лично в этом бою не участвовал.

 

За второй налет пакистанцы записали себе 6 уничтоженных на земле "канберр", но потеряли один самолет и одного летчика.

 

10 сентября 14-я аэ силами четырех "сейбров" нанесла удар по авиабазе Багхдогра. Через четыре дня объектами  для налетов стали Барракпур  и Агартала. Пакистанцы претендуют на 5 уничтоженных транспортных самолета, 2 инстребителя, 1 "канберру" и вертолет.

 

Налет 14-го числа стал последним на Восточном фронте в этой войне - пригодных к вылетам самолетов у пакистанцев здесь просто не было.

 

Итоги

 

4-10 января 1966 года в Ташкенте состоялись встречи глав обеих государств, в ходе которой достигнуто соглашение об установлении новой границы и отводе сил к рубежу по состоянию на 5 сентября 1965 года. Мелкие стычки продолжались и далее.

 

За время большой войны по официальным данным Индии она потеряла 2763 убитых, 8444 раненых и 1507 без вести пропавших, 35 самолётов и 80 танков. По подсчётам индийских специалистов, Пакистан потерял 5800 убитыми, 70 самолётов, 462 танка (по другим данным, более поздним и, вероятно, более точным, число убитых и раненых 20000, пленных - 5000 ).

 

Пакистан ограничился тем, что сообщил предполагаемые потери Индии - 7 тысяч убитых, 129 самолётов и 500 танков. Эти цифры, конечно, завышены, но позднее в одном из источников цифра танковых потерь Индии указана 160-200 машин, причем почти все танковые бои шли в первые три дня войны, что говорит о крайнем ожесточении схваток. Танковый парк обеих государств состоял примерно из 800-1000 машин у каждой стороны, но индийские танки были более современными.

 

В феврале 1966 года обе стороны обменялись пленными и конфликт был исчерпан, но он послужил прелюдией к самой большой войне 1971 года. Тем более, что в итоге войны Пакистан потерял 1900 квадратных километров территории.

Информация о работе Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии