Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:43, реферат
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.
1.Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
2. Совершенная конкуренция и ее основные черты
Список использованной литературы:
1.Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.
Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.
Спрос - это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
D
0
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:
А) здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.
Б)В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения , или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
В) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса. К важнейшим из этих факторов можно отнести:
- Потребительские вкусы.
Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса.
К изменению потребительского спроса могут привести и технологические изменения в виде появление нового продукта. Например, появление компакт-дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие пластинки.
- Число покупателей.
Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к сокращению спроса.
- Доход.
В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Но есть ряд товаров, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть с повышением доходов спрос на такие товары падает. Они называются товарами низшей категории.
Другими словами, с повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые.
- Цены на сопряженные товары.
Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар - это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин).
Взаимодополняющие товары - это товары, это товары, комплект которых составляет единую потребительскую стоимость. Например, часы и ремешок к ним; магнитофон и кассета к нему. Увеличение цены и снижение спроса на один из взаимодополняющих товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар.
- Ожидания.
Они, как правило,
связаны с ориентацией людей
на повышение цен и доходов
в будущем. Так, например, в условиях
нестабильного денежного
Кроме этих факторов, состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределения, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени и другими факторами.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса мы изобразили в виде двухмерного графика, на котором величина спроса отложена по горизонтальной оси а цена - по вертикальной.
P
5
4
3
2
1
10 20 30 40 50 60 70 80 Q
Изображаемый
процесс заключается в
Цена товара (усл. ед.) | Величина спроса за неделю | |
5 | 10 | |
4 | 20 | |
3 | 35 | |
2 | 55 | |
1 | 80 | |
Мы начертили график, проведя перпендикуляры от соответствующих точек на двух осях. Каждая точка графика представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель купит по этой цене. На графике полученная кривая спроса наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. В нисходящем направлении кривой спроса находит отражение закон спроса - люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.
До сих пор
мы рассматривали вопрос о позиции
одного потребителя. Но на рынке обычно
выступает много потребителей. Переход
от шкалы индивидуального спроса
к шкале рыночного спроса могут
быть осуществлен посредством
Цена
за единицу товара, Р,
усл. ед. |
Величина индивидуального спроса | ||||
1-й
покупатель Q1 |
2-й покупатель Q2 | 3-й покупатель Q3 | Общая
величина спроса в
неделю (рыночный спрос)
Qобщ=Q1+Q2+Q3 |
||
5 | 10 | 12 | 8 | 30 | |
4 | 20 | 23 | 17 | 60 | |
3 | 35 | 39 | 26 | 100 | |
2 | 55 | 60 | 39 | 154 | |
1 | 80 | 87 | 54 | 221 | |
На следующих рисунках показан процесс суммирования в графическом изображении, причем для этого используется лишь одна цена - 3 усл. ед. Чтобы вывести кривую спроса, мы совмещаем три кривые индивидуального спроса по горизонтали.
а) б) в)
Р1 Р2 Р3
3 3 3
35 Q1 39 Q2 26 Q3
г) P
3
Кривая рыночного спроса - сумма кривых индивидуального спроса
35 + 39 + 26 = 100 Q
2. Совершенная конкуренция и ее основные черты
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода). Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночной
экономики конкуренция является
важным механизмом экономических связей
между производителями и
Конкуренция, хотя
и связана с определенными
издержками (усиливает социально-
В современной экономической науке выделяют четыре модели рынка, а соответственно и видов конкурентной борьбы:
- совершенную (чистую) конкуренцию,
- монополистическую конкуренцию,
- олигополию,
- чистую монополию.
Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - «несовершенная конкуренция». Степень конкурентности рынка определяется способностью фирм воздействовать на него и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Характерные черты основных моделей рынка можно представить следующим образом:
Характерные черты | Модели рынка | ||||
Чистая конкуренция | Монополистическая
конкуренция |
Олигополия | Чистая
монополия |
||
Число фирм | Очень большое | Много | Несколько | Одна | |
Тип продукции | Стандартизи-
рованный |
Дифференцирован-
ный |
Стандартизирован-ный
и дифференцирован-
ный |
Уникальный;
нет близких заменителей |
|
Контроль над ценами | Отсутствует | Некоторый, но в
узких рамках |
Ограниченный
взаимной зависи- мостью; значи- тельный при тай- ном сговоре |
Значительный | |
Доступность информации | Равный и
сво-
бодный доступ |
Некоторые
затруднения |
Некоторые
ограничения |
Некоторые
ограничения |
|
Условия вступления в отрасль | Очень легкие,
препятствия отсутствуют |
Сравнительно
легкие |
Наличие
существенных препятствий |
Блокировано | |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный
упор
на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. |
Очень типична,
особенно при дифференциации продукта |
Гл.обр. реклама
связи
фирмы с общественными организациями |
|
Примеры | Сельское
хозяйство |
Производство
одежды, обуви |
Производство
автомобилей |
Местные
предприятия коммунального хозяйства |
|
Информация о работе Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос