Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:43, реферат
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.
1.Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
2. Совершенная конкуренция и ее основные черты
Список использованной литературы:
Подробно рассмотрим совершенную конкуренцию и ее основные черты.
Чистая (совершенная) конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену. Цена на однородную продукцию на таком рынке складывается стихийно под воздействием спроса и предложения. В основе ее лежит общественная стоимость товаров, которая определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда на производство единицы продукции. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и т.д. рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
Участники конкурентного
рынка имеет равный доступ к информации,
т.е. все продавцы имеют представление
о ценах, технологии производства, возможной
прибыли. В свою очередь покупатели
осведомлены о ценах и об их
изменении. В таком рынке новые
фирмы могут свободно входить
в него, а существующие - свободно
покидать его. Для этого не существует
ни законодательных, ни технологических,
ни финансовых или других серьезных
препятствий. Ограничителем здесь
выступает лишь получаемая прибыль.
Каждый предприниматель будет
Следует заметить, что совершенная конкуренция в чистом виде - явление довольно редкое. Однако изучение этой модели рынка имеет важное аналитическое и практическое значение и цель его:
- изучить спрос с точки зрения конкурентного продавца,
- понять, как
конкурентный производитель
- исследовать
природу долговременных
- оценить эффективность конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.
Задача №1.
Предположим, что в Канаде 10 млн. рабочих, каждый из которых может производить 2 автомобиля или 30 т. пшеницы в год.
1. Каковы альтернативные издержки производства 1 автомобиля в Канаде?
2. Каковы издержки
упущенных возможностей
3. Начертите
границу производственных
Ограниченность
экономических ресурсов и неограниченность
человеческих потребностей порождают
фундаментальную экономическую
проблему - проблему
выбора направлений и способов распределения
ограниченных ресурсов между различными
конкурирующими целями.
Очевидно, что выбор в пользу одного из
направлений предполагает
неизбежный отказ от альтернативных производств.
Возникающие при этом
потери (в натуральном или стоимостном
выражении) называются альтер-
нативными издержками, или издержками
упущенных возможностей
(opportunity cost - англ.) производства данного
товара. Величина издержек упущенных возможностей
- это денежная выручка от наиболее выгодного
из всех альтернативных способов использования
ресурсов.
В данном примере 10 млн. рабочих могли бы произвести в год 20 млн. автомобилей, но если бы они произвели вместо этого 1 автомобиль, то альтернативные издержки составили бы 20 млн. авт.- 1 авт. = 19 999 999 авт., т.е. это то количество автомобилей, которое не было произведено.
Аналогичная ситуация с издержками упущенных возможностей производства 1 т. пшеницы в год. 10 млн. рабочих умножим на 30 т. пшеницы = 300 млн. т. в год могут произвести рабочие, но если они произведут 1 тонну, то альтернативные издержки составят 300 млн. т. - 1 т.=
299 999 999 т. пшеницы.
Теперь изобразим границу производственных возможностей Канады:
20
10
0 100 200 300
На графике
производственных возможностей Канады
по горизонтали отложено количество
пшеницы, а по вертикали - количество
автомобилей. Данные графика, разумеется,
являются лишь абстрактной моделью
реально существующего
Из графика видно, что если Канада будет потреблять 10 млн. автомобилей, то количество потребляемой пшеницы будет равно 250 млн. т.
Задача №2.
Определите средний и предельный продукт фирмы, если известны следующие данные:
Число рабочих | Совокупный продукт, TR | |
1 | 30 | |
2 | 70 | |
3 | 100 | |
4 | 120 | |
5 | 130 | |
Когда начнет действовать в данном случае закон убывающей отдачи? Изобразите графически средний и предельный продукты фирмы. Какая связь между этими кривыми?
Предельный продукт - это изменения общего (совокупного) продукта, приходящегося на 1-го рабочего, при увеличении или уменьшении количества занятых рабочих.
Например, в нашей задаче: когда количество рабочих увеличивается с 4 до 5, то общий продукт в год возрастает со 120 до 130. Поэтому предельный продукт 5-го рабочего будет = 130 - 120 = 10. Аналогично высчитываем и предельный продукт остальных рабочих.
Средний продукт - это выпуск продукции на каждого занятого рабочего. Средний продукт равен отношению общего объема продукции к количеству рабочих.
Число рабочих | Совокупный (общий) продукт, TR | Предельный
продукт |
Средний
продукт |
|
1 | 30 | 30 | 30 | |
2 | 70 | 40 | 35 | |
3 | 100 | 30 | 33 | |
4 | 120 | 20 | 30 | |
5 | 130 | 10 | 26 | |
Закон убывающей отдачи утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному, фиксированному ресурсу дает уменьшающийся предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.
Относительно
данного примера закон
Графически средний и предельный продукты фирмы будут выглядеть так:
Возрастающая Убывающая предельная Отрицательная
предельная отдача предельная отдача
50 отдача
40
30 средний продукт
20 предельный
продукт
10
0 1 2 3 4 5 6
количество рабочих
Связь между кривыми среднего и предельного продукта в следующем: там где предельный продукт превышает средний, последний возрастает. А везде, где предельный продукт меньше среднего, средний продукт снижается. Отсюда следует, что кривая предельного продукта пересекает кривую среднего продукта как раз в той точке, в которой последний достигает своего максимума.
Список использованной литературы:
1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб., 1997г.
2. Зубко Н.М. Экономическая теория - Мн.: «НТЦ АПИ», 1998г.
3. Казаков А.П.,
Минаева Н.В. Экономика.
4. Камаев В.Д.
Учебник по основам
5.Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики.- СПб.: ИД «МиМ», 1997г.
6. Общая экономическая теория (политэкономия)/под общей ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: ПРОМО_Медиа, 1995г.
Информация о работе Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос