Кастовый и государственный строй по закону Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение темы: Кастовый и государственный строй по закону Ману.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:
1) дать общую характеристику Законов.
2) Дать понятие, что такое кастовый строй по законом Ману. Правовое положение каждой касты.
3) Дать понятие, что такое государственный строй по Законом Ману. Регламентация и охрана царской власти.

Файлы: 1 файл

история гос. и права зар. стран.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Кастовый и государственный  строй по закону Ману

А) общая характеристика Законов 

б) кастовый строй по законом Ману. Правовое положение каждой касты

в) государственный строй по Законом  Ману. Регламентация  и охрана царской  власти

План.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

  Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается  на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма – это «извечное правило жизни», которому должны следовать все люди.

Целью контрольной  работы является изучение темы: Кастовый и государственный строй по закону Ману.

Для достижения поставленной цели в контрольной  работе решаются следующие частные задачи:

1) дать общую  характеристику Законов.

2) Дать понятие,  что такое  кастовый строй  по законом Ману. Правовое положение  каждой касты.

3) Дать понятие,  что такое  государственный строй по Законом Ману. Регламентация  и охрана царской власти.

 

 

В древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Наиболее известными являются Законы Ману (Ману - мифический бог) . Точное время составления этих законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. е. и II в. н.э. они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок) . Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав) .

 

В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при этом. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а так же получение милостыни. Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в гос-ве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Обязательственные отношения получили в законах ману довольно тщательную разработку. В основном вЗаконах говориться об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения и т.д.

Для древней  Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина  полностью зависела от своего супруга  и сыновей. Брак представлял собой  имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо "женщина ни когда непригодна для самостоятельности".

Муж мог иметь  несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций. Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, от рубить обе руки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй - руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин не наказывалось.

Среди видов  наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др. ;членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног) ;штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.

 

 

 

 
Кастовый строй.

.

Кастовый строй. 

По сравнению  с кастовым строем, закрепленным законами Ману, в период феодализма он претерпел  существенные изменения. 

Кастовый строй  в Индии тесно связан с догмами  индуистской религии, признающей большее  число богов, которые считаются  воплощением главных богов: Брахмы, бога творца, создателя вселенной и всего живого; Вишны, представляющего вечно живую природу; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индусская религия закрепляла разделение индусов на многочисленные касты и требовала соблюдения кастовых различий. Высшими кастами продолжали считаться брахманы (жрецы) и кшатрии (воины); за ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой иерархии находились касты "неприкасаемых".  

Следует отметить, что в период перехода от рабовладельческого к феодальному строю высшая варна  брахманов подверглась в целом  незначительным изменениям. Это объясняется  тем, что пришедший на смену брахманизму индуизм не затронул привилегий брахманов. Уже в раннефеодальный период варны преобразуются в касты с их неоднородностью и множеством групп (например, отсталые племена пополняли касту "неприкасаемых"; раджпутские племена стали играть роль ударной военной силы; появились касты в зависимости от профессий, от рода занятий и деятельности).  

В средневековой  Индии в различных ее частях и  у различных ее народов сложилась  многообразная кастовая структура  с многочисленными кастами и  подкастами. Так, например, возникали касты писцов, ткачей, кузнецов, дубильщиков и т. д. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями. Поведение членов каст строго регламентировалось, ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты ставило человека вне общества.  

Особенно унизительным и бесправным было положение каст "неприкасаемых". Считалось, что  даже тень "неприкасаемого" оскверняет индуса более высокой касты. Некоторые  группы "неприкасаемых" должны были носить специальные колокольчики, чтобы предупреждать о своем приближении; при появлении представителей более высоких каст они должны были отходить на двадцать шагов в сторону. "Неприкасаемым" запрещалось посещать индусские храмы, магазины, которыми пользовались представители других каст. Вплоть до XX в. в некоторых княжествах существовали специальные суды для "неприкасаемых". 

В империи Моголов  кастовая принадлежность нередко уже  не соответствовала фактическому имущественному и социальному положению людей. Случалось, что человек высшей касты становился нищим крестьянином. С другой стороны, многие маратхские князья и феодалы (1627-1680 гг.) были выходцами из низших каст. 

Однако в целом  различных кочевых племен, обитавших  к северу и западу от Китая. 

Особенно многочисленным нашествиям подвергался Северный Китай, жители которого вынуждены были уходить на юг. В результате Китай распался на множество мелких государств, во главе которых на севере частью стали вожди завоевателей с их дружинами, а на юге представители местной китайской знати. 

Период 420-589 гг. вошел в историю Китая как  период северных и южных династий.  

Указанное нашествие  кочевников не уничтожило полностью  китайского рабовладения, но нанесло  ему ощутимый удар. В Китае возросло число свободного крестьянства как из осевших кочевников, так и китайцев. Военные вожди, захватившие основную часть земли, ставили от себя в зависимость рядовых крестьян — воинов. Именно в этот период появилось китайское поместье (чжуан юань), носившее уже феодальный характер. Из среды самих китайцев выделялись наиболее могущественные семьи, которые захватывали земли и подчиняли себе крестьян, в том числе и обедневших родственников. 

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом заметно смягчились и к власти окончательно пришли китайцы. 

Первая попытка  объединения Китая связана с  династией Суй, основатель которой  Ян Цзян в 589 г. подчинил себе Северный и Южный Китай. Объединение огромной страны было вызвано необходимостью прекращения внутренних войн и объединения мелких непрочных царств в единую империю, которой угрожал мощный Тюркский каганат.  

Необходимость организации крупной ирригационной  сети, без которой не могло существовать земледелие, требовала создания единой централизованной власти. Кроме того, бедственное положение вынуждало закрепощенных крестьян бежать от хозяев, бросать наделы, уходить под покровительство новых господ или на еще не возделанные земли. Пресечь эту форму сопротивления крестьян, сохранить складывающиеся порядки эксплуатации была в состоянии только сильнее власть.  

В период правления  этой династии стала восстанавливаться  разрушенная экономика, расширилась  площадь посевов, выросла численность  населения; отстраивались города, оживилась  торговля; был прорыт Великий канал, соединявший р. Хуанхэ с р. Янцзы; велись также работы по ремонту Великой стены и строительству дорог. Однако огромная власть продолжала находиться в руках местной знати. Отражение опасности со стороны тюркских племен и проводимая широкая завоевательная политика требовали от империи больших усилий и истощала ее силы. 

В 610 г. на северо-востоке Китая вспыхнуло народное восстание. Неспособность правительства подавить движение крестьян пугала феодалов. 

В результате в 618 г. в Китае установилось правление новой династии Тан, которая правила около 300 лет (с 618 по 907 г.). 

Борясь с могущественными  феодалами, танские императоры пытались расширить фонд государственных  земель и увеличить число крестьян, подданных государству. За свой надел  крестьяне были обязаны уплачивать налог зерном, ремесленными изделиями и нести трудовую повинность в количестве 20-22 дней в году. 

Значительная часть земли  перешла в руки чиновной знати. Были и владения крупных феодалов на праве  частной собственности, но их сравнительно было немного. 

В отличие от аристократов владения чиновников давались им только на время службы. Феодалы на этих землях эксплуатировали крестьян, нормы  поборов и повинностей которых  были установлены государством. 

Все города Китая строились  на государственной земле; в них жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники, купцы, монахи и ремесленники. Порядок в городах обеспечивали специальные конные отряды. В танское время были созданы торгово-ремесленные объединения, во главе которых стояли старшины. 

В условиях феодализации Китая древние общественные институты не исчезали бесследно, а получили свое дальнейшее развитие. Во всем обществе как внутри классов, так и внутри социальных групп сложилась строгая иерархия, с той особенностью, что все считались вассалами императора. Каждая иерархическая ступень, а число их было велико, имела свое материальное обеспечение, свои правила поведения, особый тип одежды, украшений и жилищ. 

Высшую группу господствующего  класса феодалов составляла наследственная аристократия, среди которой не было равенства, так как знать подразделялась на девять рангов (титулов). Каждый титул обеспечивался соответствующим размером пожалованной земли. 

Значительную часть В  Китае сохранялась система государственных  экзаменов для замещения должностей; выдвижение чиновника на более высокую должность также предусматривало сдачу соответствующих экзаменов. 

Класс эксплуатируемых также  не был единым. Большая часть крестьян в VII в. относилась к так называемому "доброму народу" (лянминь), обязанностью которого была обработка земли и выполнение всех повинностей. При этом некоторые разбогатевшие семьи использовали труд "пришлых" и рабов. Подавляющую массу доброго народа составляли бедняки. Жизнь крестьян была подчинена различным регламен-там, нарушение традиций и правил влекло за собой суровые кары. К "доброму народу" причисляли и ремесленников и купцов, облагаемых податями и повинностями также, как и крестьян.  

Информация о работе Кастовый и государственный строй по закону Ману