Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:13, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение темы: Кастовый и государственный строй по закону Ману.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:
1) дать общую характеристику Законов.
2) Дать понятие, что такое кастовый строй по законом Ману. Правовое положение каждой касты.
3) Дать понятие, что такое государственный строй по Законом Ману. Регламентация и охрана царской власти.
В самом низу социальной лестницы находился "дешевый народ" (цяньминь), в которую входили держатели земли у частных лиц, задолжники по налогам, личнозависимые, слуги и рабы.
По форме правления Китай являлся монархией, в которой верховная власть принадлежала императору. Но он, обладая номинально неограниченными правами и считаясь Сыном неба, должен был править страной на основе традиций и законов, сохраняя преемственность от великих предков.
В Китае был учрежден государственный совет, куда входили родственники императора и видные сановники. Непосредственно управление страной находилось в руках трех палат (саньшэн).
Первой палате были подчинены шесть ведомств (любу), разделенные на две группы. В первую входили ведомство чинов (назначение и увольнение чиновников, повышение или понижение в должности, награждение); ведомство обрядов (контроль за соблюдением этикета и обрядов, за нравственностью, религиозными организациями и образованием); финансовое ведомство (ведомство двора) вело учет поданных, распределяло земельные наделы, занималась обложением и сбором налогов.
Ко второй группе принадлежали военное ведомство, которому подчинялись военные чины, войска, охрана границ, военные поселения на окраинах империи; ведомство наказаний, которому были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство; ведомство работ, которое занималось учетом и организацией государственной трудовой повинности.
При императорском дворце были специальные управления по руководству дворцовой охраны, охраны имущества императора и казны, приема иностранных послов и т. д.
Среди учреждений феодального Китая особое место занимала палата инспекторов или цензорат, которая осуществляла контроль за всем государственным аппаратом как в центре, так и на местах.
При первых правителях танской династии империя была разделена на 10 провинций, которые подразделялись на округа, а последние на уезды. Ниже уездных центров стояли деревенские организации, которыми руководили старосты из числа деревенских жителей. Обязанности старост на всех уровнях деревенских организаций (объединение пяти дворов — низшая единица) были весьма обширны: учет населения, контроль за земледелием и шелководством, за уплатой налогов, трудовой повинностью, обеспечением круговой поруки, порядка в деревне, отправлением религиозных церемоний.
Государству принадлежало монопольное право на добычу соли и руд, что давало казне значительные доходы.
Танская империя имела значительные вооруженные силы, основу которых составляли крестьяне, призываемые на военную службу; широко использовалась также конная армия кочевников.
Во второй половине VII в. стал проявляться глубокий кризис империи Тан: с одной стороны процесс феодализации усиливал местную знать; с другой тяжелое положение крестьян вызывало с их стороны ожесточенное сопротивление, о чем свидетельствует крупнейшее крестьянское восстание 874-883 гг.
Опиравшаяся на
служилую феодально-чиновничью знать
династия Тан была по существу сокрушена
волной мощного крестьянского
В 960 г. происходит новое объединение Китая под властью династии Сун. Сунская империя была слабее Танской; объединение Китая не стало полным. Так, например, тюркские, монгольские и другие западные кочевые племена не подчинились империи.
Социальные отношения Сунской империи в XI в. обнаружили глубокий антагонизм. В XI в. государство получало налоги меньше чем с половины земель, так как большая часть их была захвачена высшими чиновниками-феодалами. гг., в соответствии с которыми была проведена новая земельная перепись и обложены налогами земли служилой знати. Крестьяне были освобождены от государственной трудовой повинности; налоги за землю они должны были уплачивать частью продуктами, частью деньгами. Были созданы государственные хлебные амбары, из которых населению выдавался в голодные годы паек. Был также учрежден государственный банк, где крестьяне могли получить ссуды. Наемную армию Ван Ань-ши пытался заменить всеобщей воинской обязанностью.
Против реформ выступили чиновники и феодалы, они так и не были претворены в жизнь.
В XII в. положение империи Сун продолжало оставаться тяжелым, а в начале XIII в. Северный Китай завоевывают монголы.
Империя Сун, ограниченная лишь Южным Китаем, просуществовала до 1279 г., когда она была разгромлена внуком Чингис-Хана Хубилаем, который основал новую монгольскую династию, называющуюся по-китайски Юань.
Монгольское завоевание было для Китая таким же тяжелым, каким оно было и для других стран Азии и Европы. Монголы опустошали китайские поля и частью превращали их в пастбища для своих стад; города и села были разграблены и разорены. На китайский народ были наложены тяжелые поборы. Но монголы сами подверглись сильному китайскому влиянию, усвоив китайский язык и письменность; они восприняли также и все систему китайского управления.
Одним из тяжелых последствий покорения Китая монголами было расширение рабовладения. Лишь небольшая часть крестьян сохранилась в качестве держателей государственных земель; большинство же их были личнозависимыми или рабами, которые обязаны были строить плотины, дороги, вносить налог за тех, кто служил в армии, кормит и обеспечивать постоем солдат.
Положение горожан оказалось особенно тяжелым. Монгольские феодалы захватывали ремесленников, переселяли их и превращали в своих рабов. Цеховые ремесленники облагались тяжелыми поборами; кроме того, их заставляли бесплатно работать на солдат гарнизона.
Китайские купцы и их организации были также обложены тяжелой податью, платили специальные пошлины, не имели права свободно передвигаться по стране.
Восприняв китайскую
императорскую систему
Хубилай предпринял попытку покорить Японию, Вьетнам, но они окончились неудачей.
В начале XIV в. обстановка в стране была исключительно напряженной. Почти во всех провинциях вспыхивали восстания.
В 1351 г. вспыхнуло мощное восстание "красных повязок", в котором участвовали крестьянские отряды ("красные войска"), жители городов, представители мелких феодалов. Это движение приняло сразу же антимонгольскую направленность — свержение монгольского ига и власти династии Юань было его главной целью. Главной силой этого национального движения являлось крестьянство; один из руководителей крестьянской армии Чту Юань-чэн (буддийский монах) в 1368 г. был провозглашен императором; новая, основанная им династия получила название династии Мин.
Новая династия,
вышедшая из народных низов, на первых
порах проводила политику, несколько
облегчающую положение
Горожане также получили некоторые льготы: ремесленникам дали возможность работать и продавать свои товары, а купцам — свободно ездить по стране и торговать. Налоговый гнет был несколько ослаблен и в отношении городских ремесленников.
В конце XIV- первой половине XV в. в Китае усиленно производились ирригационные работы; проводилась политика освобождения рабов.
Но никакой социальной революции не произошло, феодальный строй сохранялся незыблемо. Крупные землевладельцы и привилегированное чиновничество сохранили свое господствующее положение.
По форме правления Минская империя была феодальной деспотией с характерным для нее сложным бюрократическим аппаратом. Все полнота власти находилась в руках императора; в провинции гражданские, военные, судебные функции выполняли разные лица. Были созданы особые органы контроля и надзора по отношению ко всем звеньям В период правления сына Чжу Юань-чжана Чжи Ди (1403-1421 гг.) происходил экономический и культурный подъем в стране, расширение внешних связей. Именно тогда было составлено всеобъемлющее собрание трудов по различным отраслям знаний, известное под названием "Юнлэ дадянь". Но, начиная с 1421 г., в Китае начинают все более укрепляться феодальные порядки, в результате чего к концу XV в. непомерно возросли богатство и политическое влияние крупных феодалов, усилились угнетения и бесправие всего населения.
Чрезмерно разросшийся бюрократический аппарат, громадные расходы на содержание пышного императорского двора, война с Японией требовали все новых и новых налогов. Крестьяне и ремесленники находились под двойным гнетом: они платили тяжелые государственные налоги и всякого рода платежи и поборы в пользу местных феодалов, чиновников и ростовщиков.
В конце XVI- начале XVII в. династия Мин находилась уже в упадке. В начале XVII в. произошло объединение маньчжурских племен, создавших мощную державу, которая стала совершать набеги на северные провинции Китая.
В 1628 г. на Китай обрушился сильный голод., многие провинции были охвачены крестьянскими восстаниями. Новая, еще более мощная волна крестьянского движения поднялась в 1641 г., когда императорские войска были заняты на севере войной с маньчжурцами. В 1642 г. во главе крестьян встал Ли Цзы-чэн, бывший раньше простым деревенским кузнецом. Повстанцы сделали попытку сформировать свое правительство: верховная власть и командование армией сосредоточились в Военном совете (Совете вождей) с Ли Цзы-чэном во главе. Главной целью борьбы было лишение власти императора, уничтожение крупных феодалов, сановников, наиболее жестоких угнетателей народа. Менее скомпроментировавших себя чиновников, феодалов и представителей торгово-ростовщического капитала повстанцы арестовывали и требовали с них контрибуцию; было также обещано освободить народ от уплаты налогов.
В феврале 1644 г. Ли Цзы-чэн был провозглашен императором; 25 апреля повстанцы заняли Пекин; последний император минской династии покончил жизнь самоубийством.
С приходом повстанцев прекратилось взимание податей, налогов и отменилась трудовая повинность, что сразу улучшило положение горожан.
Повстанцы пытались создать свои государственные учреждения, привлекая для этого низших чиновников и опальных при Минах сановников, которых они выпустили из тюрем. Но реализовать это намерение повстанцам не удалось; по-прежнему вся власть сосредоточивалась в Совете вождей, который действовал не через гражданские учреждения, а с помощью армии.
Феодалы стали собирать силы для борьбы против повстанцев, при этом они пошли на прямую измену, обратившись к маньчжурским князям с просьбой о помощи. Повстанцы были разгромлены. В июне 1644 г. маньчжурцы вступили в Пекин; с этого времени в китайской столице утвердилась новая династия Цин.
Началось восстановление правительственного аппарата по образцу прежнего китайского феодального государства, но с маньчжурами на ключевых постах.
Во главе государства стоял маньчжурский богдыхан, наделенный неограниченной властью. Несмотря на то, что верованием маньчжуров продолжал оставаться шаманизм, богдыхан присвоил себе функции верховного главы конфуцианской религии. Ему также был подчинен сложный феодально-бюрократический аппарат с государственным советом, государственной канцелярией и шестью палатами (чинов, финансов, ритуалов, наказаний, общественных работ и военных дел). Был сохранен и институт цензоров, который при Цинах потерял свое былое значение.
Главной военной опорой цинских богдыханов была армия, состоящая преимущественно из маньчжуров. Кроме того, Цины располагали монгольской конницей.
Империя была разделена на провинции, объединенные в 10 наместничеств. Провинция делилась на области, округи, уезды, волости. Низшей административной единицей было объединение 10 дворов. Наместничества и провинции имели свои собственные войска и финансовые ведомства.
Чиновничество было разделено на ранги; почти все высшие должности были замещены маньчжурами, китайцы в основном занимали должности средних и младших чиновников. При первых маньчжурских богдыханах было составлено уложение законов, которое закрепило правовое положение различных слоев населения. Высшую ступень феодальной иерархии занимали маньчжурская знать и дворянство; далее следовали крупные китайские феодалы закрепил в Китае рабство, превратив временное порабощение в неограниченное рабство.
Маньчжурские феодалы установили в Китае режим феодальной реакции, соединенный с национальным порабощением.
Заключение.
В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для всех рабовладельческих государств Древнего Востока, встречается и ряд особенностей. Первой особенностью является кастовая структура общества, пережитки которой имеют место и в современной Индии. Второй особенностью является наличие в государственном строе (отдельных стран Индостана) заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
Многие нормы
направлены на охрану
Список литературы.
Под редакцией К. И. Батыра. М. Проспект, 2004.
2. Законы Ману (пер. Эльмановича С. Д.)
Серия: Антология мудрости 2002.
Информация о работе Кастовый и государственный строй по закону Ману