Законы Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

Файлы: 1 файл

Законы Ману.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

                        Предисловие

 

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый  известный широкому кругу читателей  и наиболее часто используемый  специалистами-индологами памятник  древнеиндийской литературы и  исторический источник.

 

Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

 

В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры - основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

 

Из дхармасутр выросли дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения, а  для лучшего запоминания написанные стихами. "Законы Ману" в средние  века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления "Законов Ману" многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без них многие стихи "Законов Ману" оказались бы совершенно непонятными.

 

Всего в "Законах Ману" двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

 

 

                   "Законы Ману" - общая характеристика

 

На первом плане в "Законах Ману" - сословно-варновое деление общества, прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, нет различия между правовыми и религиозными нормами. "Законы Ману" - направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.

 

Найм - рабы и наемные работники  упоминаются вместе, а сам наемный  труд презирается, что создает тяжелые  условия найма.

 

В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное  положение женщин, многоженство, несмешение варн.

 

 

                   Публичное право по "Законам Ману"

 

Уже есть определение государства  и органов государства. Принцип  монархии - государство тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно так  же, как мир; ст.7 гл.3 - создатель  дал людям царя).

 

При царе находилось 7-8 человек, в основном - брахманы, которых назначал царь. Ритуал управления страной:

 

1)выслушать советников по одиночке,

 

2)выслушать  всех вместе,

 

3)единолично  принять решение.

 

Административное  деление - на военной основе.

 

Только  царь имел право налагать налоги, брахманы налогов не платили. Подоходный налог - 1/5 - 1/6; 1 день в месяц - общественные работы.

 

Все земельные  ископаемые - собственность царя.

 

Обязанности царя: защита подданных, забота об их благосостоянии.

 

 

 

 

 

    Варны и остальные группы населения  Индии по законам Ману

 

В основе социального  деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население  делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

 

Основным  критерием, лежавшим в основе кастовой системы, было знание вед.

 

Брахманы  изучали веды с 8 лет, совершеннолетие - в 16 лет.

 

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

 

Вайшия изучали веды с 12 лет, их совершеннолетие - с 24 лет.

 

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

 

Брахманы должны были посвятить  первые 30 лет жизни изучению вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

 

Согласно ведам, основными занятиями  брахмана были:

 

·    молиться

 

·    изучать веды

 

·    получать подарки.

 

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение  человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшя и т. д. Всего таких групп было 24.

 

Также необходимо заметить, что юридическое  положение шудры правом не регулировалось, тогда как юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в Римском Праве - вещь, говорящее орудие.

 

 

              Суд, его органы и процесс  по законам Ману

 

Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами.  Консультанты - 3 брахмана. Если 3 не могли решить дело, то любой мог дать совет, основываясь на лучшем знании вед. В отсутствие царя - суд 3 брахманов: 1-й брахман - спец по rgveda (логик), 2-й брахман - спец по yarveda (этимологист), 3-й брахман - спец по sharmaveda (спец по ритуалу). Царское решение можно было оспорить на основе более совершенного знания вед, а решение брахманов - нет (гл.12,ст.113.). Дела рассматривались, следуя порядку варн.

 

Четкого различия между гражданским  и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

 

Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой не могли быть свидетелями, также в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, относительно “дважды рожденных” - только “дважды рожденные”. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.

 

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии  различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п. 

 

 

                  Обязательственное право по законам  Ману

 

В Законах  Ману рассматриваются и обязательственные отношения, в основном говорится об обязательствах договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

 

·   договор  займа;

 

·   договор  найма рабочей силы;

 

·   договор  аренды земли;

 

·   договор  купли-продажи;

 

·   договор  дарения,

 

·   перевозка.

 

 А также общие положения о договоре:

 

·   договор - недействителен, если он заключен человеком  в невменяемом или нетрезвом  состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст. 163). Недействительны  договоры, заключенные рабами, но если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться (ст. 162).

 

·   Предусматривается  добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное  с помощью обмана или насилия - недействительно.

 

Если должник  не располагал имуществом, необходимым  для уплаты долга, то он обязан был  отработать долг (гл.8,ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать  постепенно” (предоставлялась отсрочка).

 

Наиболее  подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

 

Вследствие применения труда свободных  наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

 

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения  в общину процесса имущественной  дифференциации - землю были вынуждены  арендовать разорившиеся общинники, которые  лишались ее.

 

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

 

В Законах Ману рассматриваются  также обязательства из-за причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

 

 

 

 

 

                       Брачно-семейные отношения

 

В Древней Индии брак представлял  собой имущественную сделку, в  результате которой муж покупал  себе жену, и она становилась его  собственностью.

 

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен  добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

 

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

 

 

                Наследственное право по законам  Ману

 

Законы Ману - наиболее древний  образец наследственного права.

 

Древнеиндийское право не знало  наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-й степени.

 

 

                     Вещное право по законам Ману

 

Несмотря на сохранение общинных и  патриархальных отношений в индийском обществе получила значительное развитие частная собственность. Объектом частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но "Законы Ману" свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

 

Глава 8 - говорится о межевых  спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

 

Ст.115, гл.10 - перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

 

1)наследование,

 

2)получение в качестве дара  или находки,

 

3)покупка,

 

4)завоевание,

 

5)ростовщичество,

 

6)исполнение работы,

 

7)получение приношений.

 

Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый  только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

 

Собственник, обнаруживший свою пропавшую  вещь и доказавший свое право собственности  мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно.

 

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой  на добросовестное владение. Если у  добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

 

 

                                  Уголовное право

 

Законам Ману известны следующие понятия  уголовного права:

 

·   формы вины;

 

·   рецидив;

 

·   соучастие;

 

·   тяжесть преступления в  зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

 

Это указывает на довольно высокий  уровень развития. О существовании  в то время пережитков старины  свидетельствует сохранение следующих  понятий:

Информация о работе Законы Ману