Законы Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

Файлы: 1 файл

Законы Ману.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

 

·   принцип талиона ("мера за меру");

 

·   ордалии (суд богов);

 

·   принцип ответственности  общины за преступление, совершенное  на ее территории, если преступник неизвестен.

 

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

 

·   государственные преступления;

 

·   преступления против собственности;

 

·   преступления против личности;

 

·   преступления, посягающие на семейные отношения.

 

На первом месте стоят государственные: служба врагам царя, поломка городской  стены, городских ворот и т.д.

 

Среди имущественных преступлений Законы выделяют:

 

·   кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества,

 

·   грабеж, совершаемый в присутствии  потерпевшего и с насилием к нему.

 

Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

 

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

 

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

 

Существовало множество видов  наказаний, в том числе:

 

·   смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

 

·   для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

 

·   членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

 

·   штрафы;

 

·  изгнание;

 

·   тюремное заключение.

 

 

                                 Заключение

 

Первый перевод "Законов Ману" с санскрита на английский язык был  издан В. Джонсом в 1794 г.; наиболее совершенным считается английский перевод Г. Бюлера.

 

В 1913 г. вышел в Петербурге перевод "Законов Ману" С. Д. Эльмановича. Опубликование этого перевода имело немалое значение. Широкая читающая публика в нашей стране смогла ознакомиться на своем родном языке с одним из самых замечательных памятников индийской литературы, сохранившим сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Не только специалисты-индологи, но и историки культуры и религии, юристы, этнографы и др. - использовали в своей работе данные "Законов Ману". В университетах на исторических факультетах неизменно изучают "Законы Ману" как исторический источник.

 

Под законом  в настоящее время обычно понимается обязательная норма, установленная  высшим законодательным органом  власти. Слово "дхарма" не имело  такого значения; оно означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. Поэтому, дхармашастра Ману - это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов. Но заглавие "Законы Ману", несмотря на его неточность, прочно укоренилось.

 

В младших классах школы в дореволюционной России преподавался "закон божий", вели этот предмет обычно священнослужители. На уроках детям внушались правила морали, основанные на "священном писании". Многое из того, что осуждалось в "законе божьем", государственная власть считала наказуемым деянием (убийство, кража, насилие, мошенничество и т. д.), многое же осуждалось только с точки зрения "закона божьего", но не считалось преступлением с точки зрения действующего законодательства (лживость, тщеславие, скупость, пренебрежение религиозными обязанностями и т. д.). Нельзя утверждать, что "закон божий" и древнеиндийская дхарма - одно и то же, но общее сходство имеется.


Информация о работе Законы Ману