Законы ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Тема данной работы – право Древней Индии. Собственно, в Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, которые по своему характеру были не столько правовыми, сколько религиозно-этическими. Нормы, определяющие поведение людей их повседневной жизни (дхармы),

Оглавление

Введение.
1.Особенности общественного и государственного строя в Древней Индии. Кастовое деление общества.
2.Нормы гражданского законодательства в Древней Индии.
2.1 Право собственности и основания его возникновения по Законам Ману.
2.2 Обязательственное право.
2.3 Брачно-семейные отношения.
3.Уголовное право и процесс по Законам Ману.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат ману 1.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

                   «Кубанский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Истории государства  и права зарубежных стран

 

 

 

Законы Ману

 

 

 

Выполнил:

 

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

Краснодар

2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

1.Особенности общественного  и государственного строя в  Древней Индии. Кастовое деление  общества.

2.Нормы гражданского  законодательства в Древней Индии.

2.1 Право собственности  и основания его возникновения по Законам Ману.

2.2 Обязательственное  право.

2.3 Брачно-семейные отношения.

3.Уголовное право и  процесс по Законам Ману.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной работы –  право Древней Индии. Собственно, в Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, которые по своему характеру были не столько правовыми, сколько религиозно-этическими. Нормы, определяющие поведение людей их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках поучений – «дхармашастрах». Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (по имени одного из многочисленных богов индийской мифологии). Точное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период II в. до н.э. и II в. н. э.

Законы Ману состоят  из 2685 статей, написанных в форме  двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману – закрепление существующего кастового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Цель данной работы – выделить при анализе Законов Ману правовые нормы и дать их характеристику. Задачи работы предусматривают выявить особенности древнеиндийского гражданского и уголовного права.

Структура работы предусматривает  три части. Первая из них содержит общую характеристику общественно-политического строя в Древней Индии, причём для работы сделано отождествление понятий «касты» и «варны», что позволит избежать осложнений в изложении темы. Вторая часть посвящена гражданскому законодательству (вещному, обязательственному, семейному). В третьей части говорится об уголовном праве и процессе.

Основной источник для  написания данной работы – «Всеобщая  история государства и права» (авт.-сост. К. И. Батыр). По вопросам семейно-брачных  норм и уголовного права использованы и другие источники, но на них даётся не более одной ссылки, т. е. они использовались незначительно.

 

 

 

1.ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО  И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В  ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

 

Известно, что Индия  была заселена ещё в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. Затем на смену им пришли другие племена. Сохранились сведения о двух могущественных политических образованиях, центрами которых были города Мохенджо-Даро и Хараппа. Источники не дают достоверных сведений о политической организации и классовой структуре Хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют сделать выводы о социальном расслоении общества и разложении первобытнообщинного строя. В XVIII – XVII вв. до н. э. Хараппская цивилизация приходит в упадок. Причины были не только внутриполитические, но и внешние, из которых самым существенным было вторжение индоарийцев.

Период с середины II тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия до н. э., получивший в  истории название ведийского, отмечен  образованием классового общества и государства. Крупные (по тем временам) достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.

С усилением общественного  неравенства царь (раджа), выполнявший  ранее функции военного вождя  племени и выбиравшийся народом  и при этом мог быть смещён, теперь всё более возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. За пост раджи происходила борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Постепенно власть раджи становится наследственной.

Усиление царской власти приводит к тому, что собрания соплеменников  постепенно становятся собраниями приближённых царя. Органы племенной администрации  постепенно превращаются в государственные  органы. Высшие должности в государстве  замещаются только представителями знати, это становится их привилегией. Всё большее значение приобретает царский жрец («пурохита»), являвшийся советником царя по должности и исполнявший также функции астролога.

Племенное ополчение  постепенно принимало форму постоянного  войска во главе с начальником («сенани» или «сенапати»).

Народ облагается налогами. Так, «бали», который раньше являлся  добровольными подношениями вождю  племени или храму, превратился  в обязательный и строго фиксируемый  налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.

С разложением первобытнообщинного  строя и развитием общественного  и имущественного неравенства связано  появление каст. Они возникают  ещё в доклассовом обществе, а  затем получают закрепление и  освящение при развитии классового общества. Постепенно касты всё больше становятся замкнутыми. Принадлежность к касте становится наследственной, браки заключаются в пределах одной касты, наследственным становятся общественное положение, права и обязанности.

Согласно Законам Ману, касты установлены богом Брахмой. Высшей кастой являлись жрецы – брахманы. Они были созданы из уст Брахмы, и поэтому только брахман может говорить от имени бога. Брахманов также называли «авадхья» - привилегированные. Из рук Брахма создал касту воинов – кшатриев. Главные из воинов – цари. Третья каста была создана из бедёр Брахмы. Это вайшьи – крестьяне, ремесленники, т. е. основная масса свободных общинников. Эти касты назывались «движдати» - рождённые дважды, т. к. существовал обряд посвящения – «второго рождения», - любой из представителей трёх названных каст проходил его. Из ступней ног Брахма создал касту слуг – шудр.

Для каждой касты была сформулирована своя дхарма, т. е. закон  образа жизни. Государственное управление сосредоточивалось в руках двух высших каст – брахманов (жреческие функции) и кшатриев (военное дело и функции в административном аппарате). Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, торговлей и ремеслом. Шудры были обязаны находиться в услужении у каст «дважды рождённых». Как правило, предки шудр были изгоями из своих сельских общин вследствие войн и усиления имущественного и общественного неравенства. Если изгои и принимались в другую общину, то они не получали равных прав с рядовыми свободными общинниками: они не допускались к решению общественных дел, не могли наследовать имущество, не проходили обряда «второго рождения». Согласно Законам Ману: «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». Законы Ману упоминают о чандалах (понятие «парии», обозначавшее неприкасаемых, появилось позже) – лицах, стоящих вне кастового деления; они называются «презренные даже для отверженных».

Переход из одной касты  в другую был практически невозможен. Браки между представителями различных каст если и не запрещались совсем, то были ограничены. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к касте. За проступки члена высшей касты по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Несомненно, что Древняя  Индия была рабовладельческим государством, но в Законах Ману отсутствует  противопоставление свободных и  рабов. Касты выступают более  существенными, чем классы: именно деление  общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным для людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд не был основным в Древней Индии. Как правило, работы, которые считались тяжёлыми и «нечистыми», выполнялись шудрами, даже формально считавшимися лично свободными. «Дважды рождённый», даже если он обращался в рабство для отработки своего долга, не мог быть привлечён к выполнению «нечистых» работ. В то же время в Древней Индии, подобно другим рабовладельческим государствам, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба. Раб не имел права на свою личность: в отличие от других эксплуатируемых, он был «вещью в образе человека», находящейся во власти другого. В Законах Ману указаны семь категорий рабов, а, следовательно, и семь источников рабства: «захваченный под знаменем» (военнопленный), «раб за содержание», рождённый в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Раб был неправоспособен, заключённые им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину 20 – 25% их цены (как при продаже других товаров), сдавали внаём, закладывали и пр. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

В то же время рабство  в Древней Индии отличалось от рабства в античных государствах. Раб мог иметь семью, собственность, право наследования и право собственности  на получаемые дары (если ему всё  это позволялось кастовым положением). Свободный человек, становясь рабом, не терял своих кастовых, родовых и семейных связей.

Ещё одной существенной особенностью рабства в Древней  Индии было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина  по отношению к рабам. Например, запрещалась продажа детей-рабов без родителей. Кроме того, из вышесказанного очевидно, что хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.

В дхармашастрах в  одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении (в том числе отрабатывающими свои долги); в других – эти различия отсутствуют. Слово «даса» в Законах Ману одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Это подтверждает наложение кастового деления на деление на свободных и рабов, причём кастовое деление всё же более существенное.

Указанная система складывается окончательно в древнеиндийском  царстве Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV – III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхо-Маурийская эпоха рассматривается как особый период в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединённого индийского государства способствовало общению разных народов, распаду узкоплеменных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

В государстве Маурьев  одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя являлась община. В общины объединялась значительная часть населения – свободные земледельцы. Самой распространённой формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи ещё существовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной  дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые  сами работали на своих участках, появилась  верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наёмных работников. Некоторые  общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определённую плату.

Община ещё сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции; например, она была самостоятельна в своих внутренних делах. В то же время ограниченность и замкнутость общин всё больше нарушалась.

Но главное было в  том, что Маурийская эпоха характеризуется падением роли институтов племенного управления и усилением монархической власти.

Законы Ману важное место  уделяют царской власти. Индусская  политико-религиозная доктрина «богоугодного  царя» («девараджи») предписывала ему  выполнения особой дхармы (обязанностей). Одна из главных его обязанностей – «защита подданных». «Защищая» народ, царь мог заставить его платить налог – «бали» (подушный налог). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали и другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, «подношения плодов» и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоги, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов.

Царю также вверялось  также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался покровителем всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять  борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация общественных работ, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

Информация о работе Законы ману