Законы Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 02:19, доклад

Краткое описание

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Файлы: 1 файл

сравнение2.docx

— 18.74 Кб (Скачать)

1. Законы Ману являются  так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют  непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. В соответствии с  Законами Ману существуют следующие  способы возникновения права  собственности: 

  • наследование;
  • получение в виде дара или находка;
  • покупка;
  • завоевание;
  • ростовщичество;
  • исполнение работы;
  • получение милостыни;
  • давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось  доказывать право собственности  ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, она  возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов  Ману в Индии понимали разницу  между собственностью и владением  и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в  первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли  царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь  как наиболее значительное.

3. В Законах Ману рассматриваются  и обязательственные отношения.  В основном в Законах говорится  об обязательствах из договоров.  Рассматриваются следующие виды  договоров: 

  • договор займа;
  • договор найма рабочей силы;
  • договор аренды земли;
  • договор купли-продажи;
  • договор дарения.

Наиболее подробно описывается  договор займа. Закон устанавливает  нерушимость и преемственность  долговых обязательств. Если должник  не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось  получение долга с помощью  силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти  на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда  свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил  развитие в Древней Индии ввиду  проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю  были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в  соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии  свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник  вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и  запрещал продавать товар плохого  качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее  чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются  также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для  возникновения такого обязательства  указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки  по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

4. В Древней Индии брак  представлял собой имущественную  сделку, в результате которой  муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен  добродетели". Женщина полностью  зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под  властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью  сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все  имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество  после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у  старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших  братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для  приданого по одной четверти своей  доли.

5. Законам Ману известны  следующие понятия уголовного  права: 

  • формы вины;
  • рецидив;
  • соучастие;
  • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании  в то время пережитков старины  свидетельствует сохранение следующих  понятий:

  • принцип талиона ("мера за меру");
  • ордалии (суд богов);
  • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

  • государственные преступления;
  • преступления против собственности;
  • преступления против личности;
  • преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят  государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских  ворот.

Законы Ману подробно описывают  преступления против собственности  и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии  потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над  личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также  понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими  на семейные отношения, Законы считают  прелюбодеяние, посягательство на честь  женщины. Существовало множество видов  наказаний, в том числе:

  • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
  • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
  • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
  • штрафы;
  • изгнание;
  • тюремное заключение.

6. Различия в ведении  процессов по уголовным и гражданским  делам не было, а сам процесс  носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы  Ману называют восемнадцать поводов,  в том числе неуплату долга,  заклад, продажу чужого, нарушение  соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.


Информация о работе Законы Ману