Законы Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Считаю, что данная тема, на сегодняшний день, является актуальной для работников юридической сферы, поскольку понимание современного права не может быть достаточно сформировано без изучения древнейших правовых источников. А так как Индия - одна из самых древних цивилизаций в мире, я поставила перед собой следующую цель - анализ правового зарождения и правового регулирования в этой стране на примере памятника «Законов Ману», которые среди других дхармашастр занимают особое место.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………. 3
1. История создания законов Ману……………………………………… 5
2. Законы Ману – кодекс правил…………………………………………... 6
2.1 Социальное устройство древнеиндийского общества…… 6
2.2 Имущественные отношения…………………………………………….. 7
2.3 Семейное и наследственное право…………………………………. 9
2.4 Уголовное право и судебный процесс………………………….….. 8
Заключение……………………………………………………………………………… 11
Список литературы………………………………………………………………….. 13

Файлы: 1 файл

Ману.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

 

 

                                            Содержание:

 

        Введение………………………………………………………………………………….   3

1.    История   создания законов Ману………………………………………  5

       2.    Законы Ману – кодекс правил…………………………………………... 6

       2.1  Социальное  устройство древнеиндийского общества……  6

       2.2  Имущественные отношения…………………………………………….. 7

       2.3  Семейное и наследственное право…………………………………. 9

       2.4 Уголовное  право и судебный процесс………………………….….. 8

      Заключение………………………………………………………………………………  11

     Список литературы………………………………………………………………….. 13

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тему «Законы Ману» – памятник права Древней Индии» я выбрала не случайно, а по причине того, что хотела более подробно ознакомиться с зарождением права, морали в Древней Индии – стране, которая выделяется своей духовностью, культурой, архитектурой, мировоззрением, учениями.

«Законы Ману» (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу  читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской  литературы и исторический источник.1 Особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм). Но, к сожалению, не установлено ни полного количества дхармашастр, написанных и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов - веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Считаю, что данная тема, на сегодняшний день, является актуальной для работников юридической сферы, поскольку понимание современного права не может быть достаточно сформировано без изучения древнейших правовых источников.  А так как Индия - одна из самых древних цивилизаций в мире, я поставила перед собой следующую цель - анализ правового зарождения и правового регулирования в этой стране на примере памятника «Законов Ману», которые среди других дхармашастр занимают особое место.

В памятнике можно найти  предписания, касающиеся всех сторон человеческой жизни и людского общежития Древней  Индии, правила и законы рождения и смерти, брака и семьи, рода и  племени, сословий (варн) и общественного  управления.

Этот  сборник пользовался большим  авторитетом у индийцев в древности  и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

Для достижения поставленной мною цели я выявил следующие задачи:

- изучить  историю создания «Законов Ману»;

- проанализировать  социальное устройство общества  Древней Индии;

- выявить  основные области правового регулирования  согласно «Законам Ману».

Право Древней  Индии было теснейшим образом  связано с религией и религиозной  моралью. Характерно, что в самом  языке этого времени не было специального слова для обозначения права  в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском  праве основаны главным образом  на Ведах (религиозных книгах) и так  называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.)          

(законы Ману в русском  переводе), правовые нормы еще  не выделились из общей массы  правил (религиозных, этических и  т.д.), регламентировавших повседневную  жизнь древних индийцев. Более  того, в этих сборниках наряду  с нормами общественного поведения  рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д. 

Правовые  нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для этих законов  является сочетание правовой санкции  с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний  придавало законам Ману особую силу воздействия.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры).  

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет  еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. 

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог  или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует  о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История создания законов Ману

Для того, чтобы более подробно говорить о зарождении права в  Древней Индии, необходимо иметь  представление о становлении  этой страны как государства. Основными  периодами в истории государства  Древней Индии можно считать  следующие:

1) разложение  первобытнообщинного  строя и  образование рабовладельческих   государств (вторая половина II тыся-челетия  до н.э.);

2) рабовладельческие  государства  в долинах Инда и Ганга (II тысячелетие до н.э. - IV в. до  н.э.);

3) централизованное  государство  Маурьев (IV-II вв. до н.э.);

4) кризис  индийского рабовла-дельческого  общества и утверждение феодальной  системы хозяйства (II в. до н.э. - IV в. н.э.).2

В Древней Индии понятие  права как совокупности самостоятельных  норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь  индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы  носили ярко выраженный религиозный  характер. Нормы, определяющие поведение  людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой  являются «Законы Ману». Точное время  их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

Имя Ману упоминают древнейшие памятники  индийской словесности  и религии: Веды, Пураны, Махабхарата  и Рамаяна. В Ведах Ману, сын  Вивасвата (света), - брат Ямы. Яма - первый человек, который умер, и царь духов  предков. А Ману - первый человек  среди живых людей и царь живущих  в этом мире.

Авторами  законов являлись брахманы (жрецы), которые дали им имя  Ману мифического  покровителя древних  индусов. Написаны законы в форме  двустиший (шлок), что облегчало их запоминание.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, в  долине Ганга, возникали  крупные  рабовладельческие государства. Новые  государства выходили за племенные  рамки не только территориально: приспособлялись  к новым условиям родоплеменные  институты, происходили изменения  в идеологии и т. д. Обычное  право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности

государства. Возникли дхармасутры-основанные на "священном  откровении"

(на Веде) сборники фиксированных  письменных правовых норм. Составлялись  дхармасутры не органами государственного  управления, а богословскими школами;  они были сборниками не действующего  законодательства, а поучений и  рекомендаций к применению обычных  правовых норм. Изложение отличалось  бессистемностью, стиль - лапидарностью;  дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные  положения, которые читателю должны  были быть и так известны. Из  дхармасутр выросли дхармащастры - правовые трактаты, более систематизированные,  предназначенные для изучения  и лучшего запоминания, написанные  стихами. 

«Законы Ману» состоят  из 2685 статей, написанных в форме  двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в  главах VIII и IX (всего в законах 12 глав).

Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового  устройства. Здесь подробно описывается  происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

  1. Законы Ману – кодекс правил

1.Социальное устройство древнеиндийского общества

 

Правовые  памятники дают яркую картину  сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело  здесь наиболее законченные формы. Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Социальное  расслоение в Древней Индии привело  не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению  особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг).3 Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

Из всех варн некое структурное единство составляют только брахманы, сохранившие  определенный, поддающийся учету  состав.4 Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия - кшатрии начала складываться в процессе завоевания армиями речных долин СевернойИндии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев'', т. е. кшатриев по обету, а не по рождению.

Название  третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

С формированием  самой многочисленной и эксплуатируемой  варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах  Ману указаны семь разрядов рабов (а  соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный  плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии.

Законы  Ману закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг - привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг.

 

2. Имущественные отношения

 

В период создания законов  Ману в Индии  уже хорошо понимали разницу между  собственностью и  владением. При  этом охране частной  собственности  уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных  способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни. Если первые три способа  были доступны для всех каст, то четвертый  – только для кшатриев, пятый  и шестой – для вайшьев, а седьмой  рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Древней Индии был известен и такой  способ приобретения права  собственности, как давность владения (10 лет). При  этом подчеркивалось, что  только при  законном подтверждении  человек  из владельца превращался  в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности  ссылкой  на добросовестное владение. Если у  добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, она  возвращалась прежнему собственнику (ст.147 гл.VIII).

Информация о работе Законы Ману