Законы Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Считаю, что данная тема, на сегодняшний день, является актуальной для работников юридической сферы, поскольку понимание современного права не может быть достаточно сформировано без изучения древнейших правовых источников. А так как Индия - одна из самых древних цивилизаций в мире, я поставила перед собой следующую цель - анализ правового зарождения и правового регулирования в этой стране на примере памятника «Законов Ману», которые среди других дхармашастр занимают особое место.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………. 3
1. История создания законов Ману……………………………………… 5
2. Законы Ману – кодекс правил…………………………………………... 6
2.1 Социальное устройство древнеиндийского общества…… 6
2.2 Имущественные отношения…………………………………………….. 7
2.3 Семейное и наследственное право…………………………………. 9
2.4 Уголовное право и судебный процесс………………………….….. 8
Заключение……………………………………………………………………………… 11
Список литературы………………………………………………………………….. 13

Файлы: 1 файл

Ману.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

Владельческие права общин  в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела  почти  неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать  в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей  управляющей верхушки получала часть  поборов с общинников-крестьян в  свою пользу. Общинное землевладение  сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также  было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли.5

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В  законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет  права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения  получили в законах  Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится  об обязательствах из договоров. Договор  не являлся  действительным, если он заключен человеком  в невменяемом  или нетрезвом  состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также  лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные  рабами. Но в случае, если такой договор  был заключен в пользу хозяина  раба, от такого договора не следовало  отказываться (ст. 167).

Законы  Ману предусматривали  добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное  с помощью обмана или построенное  на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия  должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить  отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более  высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти  на сына и других родственников умершего.

Так как  широко применялся труд свободных наемных  работников (кармакаров), то законы Ману уделяют  значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные  работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них  были и разорившиеся свободные общинники  и ремесленники, принадлежащие к  вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих  работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье  виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

В Древней  Индии был  известен и договор  аренды земли. Этот договор получил  распространение  в связи с  проникновением в  общину процесса имущественной  дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также  упоминается  в законах Ману. Договор  считался действительным, если совершался в  присутствии свидетелей, а в  качестве продавца выступал собственник  вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и  запрещал продавать  товар плохого  качества, недостаточного по весу. В  течение не более чем 10 дней после  совершения купли-продажи  сделку можно  было расторгнуть без  каких-либо уважительных причин. Особенность  этого договора для Индии заключалась  в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и  торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Упоминается в законах  Ману договор дарения.

Законам Ману известны были и обязательства  из причинения вреда. В качестве основания  для возникновения  такого обязательства  указывались  порча имущества (потрава  посевов  скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причинный  движением повозки по городу. При  этом виновный должен возместить причиненный  ущерб и уплатить штраф царю.

 

2.3 Семейное  и наследственное право

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в законах  Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них  выделяется восемь форм брака, которые  были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид - пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между  различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно законам  Ману должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца - в детстве, мужа - в молодости, сына - в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными - через 10 лет, если рожала только девочек - через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жены, потерявшие мужей, не могли  повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

 

 

2.4 Уголовное  право и судебный процесс

Великими  грехами (махапатака) согласно законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

От наказания  освобождался убийца, если он защищал  себя при охране жертвенных даров  и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был  ли убит гуру, ребёнок, престарелый  или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

Прелюбодеяние относилось к  тяжким преступлениям. Согласно Законам  Ману людей, которые домогались чужих  жён, царь должен был изгнать, «подвергать  наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию  относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и  одеждам, а также совместное сидение  на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с  согласия мужа не наказывалась. Лишение  чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание  пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с  потерпевшей. Равный по положению был  обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться  затравливанию собаками, а её сожитель - сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы  для корма скота не являлись преступлением. Похищение родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных  камней наказывалось смертной казнью, воровство коров - отсечением половины ноги.

Царю  предписывается использование следующих  видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Судебное  дело считалось законченным после  выдачи судьей решения, которое он не мог изменить. Решение суда о смертной казни и членовредительных наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, Законы Ману знаменовали  собой качественно новый этап развития правовой мысли в Древней  Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться  к нуждам практического применения. В Законах Ману, по сравнению с  ранними дхармашастрами, больше внимания стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушения.

Наибольший  интерес представляют те статьи, в  которых говорится о положении  различных групп населения. Все  свободные жители древней Индии  делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических  предписаний для членов каждой варны  назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные  из уст бога.

Только  они могли изучать и проповедовать  религию, толковать священное писание  и законы, совершать обряды и давать советы представителям других варн. Брахманы освобождались от всех налогов, повинностей  и телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари, которые должны были "доставлять ему удовольствия и ценные вещи". Брахман должен был говорить правду или молчать, показывать пример в  безупречном поведении, избегать эмоций, пустой болтовни, гнева, жадности... и  не общаться с отверженными и шудрами. Если к нему прикасался шудра, то брахман  должен был немедленно совершить  обряд очищения. Личность брахмана была неприкосновенна.

Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы  из рук бога. Их обязанность охранять других. К этой варне принадлежали цари, чиновники и военная знать. Первые две варны являлись привилегированными, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий: "Брахманы и кшатрии, объединившись, процветают и в этом и в ином мире".

Вайшьи  появились, якобы, из бедер бога. Эта  категория жителей, наиболее многочисленная, должна была заниматься торговлей, земледелием, ремеслом.

По законам  Ману однорожденные шудры сотворены из ступней бога. К ним относились наемные работники, слуги. Их главная обязанность смиренное служение дваждырожденным. Законы Ману запрещали браки между людьми разных варн. На самой низшей ступени среди свободных людей стояли "неприкасаемые", рожденные от смешанных браков. Законодатель в Индии утверждал, что от смешения варн может погибнуть государство и царю рекомендовалось применять насилие с тем, чтобы "низшие не захватили бы мест высших". Система варн оказывала значительное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений.

Древнеиндийскому  праву были известны семь правомерных  способов приобретения собственности: получение наследства; находка; покупка; добыча; ссуда под проценты; исполнение работы; получение подарков. Первые три способа являлись законными для всех варн, четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, седьмой только для брахманов. Много внимания уделяют законы Ману договорному праву. Был установлен, в частности, максимальный размер процентов по займам (2 % в месяц для брахмана, 3 % для кшатрия, 4 % для вайшьи и 5 % для шудры). При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность в уплате долга прежде всего следовало расплатиться с государством и брахманом. Должник равной или низшей варны, чем кредитор, обязан был отработать долг, должник высшей варны мог выплачивать долг постепенно. При наследовании имущества решающее значение имела принадлежность матери сыновей к той или иной варне. Например, если брахман имел детей от жен, принадлежащих к разным варнам, то в этом случае сын брахманки получал 4 доли, сын кшатрийки 3 доли, сын женщинывайшьи 2 доли и сын шудрянки 1 долю.

Вступая в первый брак, брахман и кшатрии  обязаны были брать жену равной с  ними варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих  варн. Старшей считалась жена равной с мужем варны.

Нормы уголовного законодательства защищали социальную систему варн. Тот, кто жил согласно с правилами другой варны, немедленно исключался из своей собственной. Суровому наказанию подвергался шудра, который, присвоив отличительные знаки брахмана, выдавал себя за учителя. Человек низшей варны, который осмеливался занять место рядом с человеком высшей варны, подвергался телесному наказанию. В большинстве случаев тот, что совершал преступление против лица высшей варны, подлежал членовредительскому наказанию. В то же время за тождественное преступление виновный из высшей варны платил только денежное взыскание. Человек, защитивший брахмана и убивший нападающего, не совершал преступления. При допросе в суде брахман не подвергался пытке. Люди низшей варны не могли быть свидетелями по уголовному делу человека высшей варны. При разногласиях между свидетелями судья должен был верить человеку из высшей варны. Когда отсутствовали достоверные свидетельства, прибегали к клятвам. Брахман клялся "правдивостью", кшатрий "колесницей и оружием", вайшьи "коровами, зерном и золотом", шудра "всеми преступлениями".

Итак, древнеиндийское  законодательство юридически закрепляло своеобразную систему варн, из которых  со временем возникли касты лиц однородных профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Информация о работе Законы Ману