Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:13, доклад
"Законы Ману" (Манава-дхарма-шастра, или Ману-смрити) – самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами–индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние иска. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний. В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родовые институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства.
Законы МАНУ
"Законы Ману" (Манава-дхарма-шастра, или Ману-смрити) – самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами–индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние иска. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний. В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родовые институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль – лапидарностыо; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармашастры – правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э. – II в. н.э. в науке утвердилась. При том не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы Ману" оставляют впечатление большей целостности в композиционном отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим.
"Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (ХП-XIII вв.), Нараяны (XIV в.). Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (ХVП-ХУШ вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. Многочисленные манускрипты с текстом “Законов Ману”, сохранившиеся в Индии, отличаются единством – различия в них невелики. Источник написан на санскрите в виде стихов (шлок).
Текст “Законов Ману”1
ГЛАВА I
[1. Почтив самосущего Брахму, наделенного неизмеримым блеском, я изложу различные дхармы, объявленные Ману].
…31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
…96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы…
99. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.
…107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и грешность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн…
119…
Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, первая глава.
ГЛАВА II
1. «Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, доброжелательные, свободные от ненависти и страстей»…
…10. Под священным откровением разумеется Веда, а под священным преданием (смрити) – шастры, [содержащие предписания] дхармы; эти оба во всех делах не должны быть оспариваемы, так как дхарма возникла от них.
…12. Веду, священное предание, поведение добродетельных и самоудовлетворение – это объявили четырьмя очевидным источниками дхармы.
…14. Когда имеется противоречие в двух отрывках из священного откровения, они оба считаются дхармой, потому что они оба объявлены правильной дхармой.
…18. Какое поведение традиционно в этой стране, такое объявлено добродетельным для [чистых] варн и имеющих смешанное происхождение.
…20. У брахмана, рожденного в этой стране, пусть все люди на земле изучают свой образ жизни.
…36. На восьмом году от зачатия надо произвести посвящение (упанаяна)8 для брахмана, на одиннадцатом от зачатия — для кшатрия, на двенадцатом от зачатия – для вайшия.
…116. Но кто овладевает знанием Веды без разрешения учителя, тот виновен в краже Веды; он низвергается в ад.
…127. Встретив брахмана, пусть спрашивает о счастье, кшатрия – о благоденствии, вайшия – о благосостоянии, шудру – о здоровье…
…168. Тот дважды рожденный, который, не изучив Веду, прилагает старание к другому [делу], уже при жизни быстро идет вместе с потомками к состоянию шудры.
169. Согласно наставлению священного откровения для дваждырожденного первое рождение – от матери, второе – при повязывании поясом из травы мунджа,10 третье – при посвящении на совершение жертвоприношения.11
170. При этом для него рождение от Веды (брахмаджанман) [то], которое отмечено повязыванием пояса из травы мунджа, при этом его мать – “Савитри”12, отцом же считается учитель.
171. Учителя считают отцом [ученика] вследствие того, что он даёт Веду, ибо никакой обряд не исполняется при этом до повязывания пояса из траву мунджа…
…233. Почитанием матери он достигает этого мира, почитанием отца — среднего, послушанием гуру13 — мира Брахмы.
…246. Следует преподнести угодное гуру14: поле, золото, корову, лошадь, зонтик, в крайнем случае – обувь, зерно, одежды или зелень…
…249…
Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, вторая глава.
ГЛАВА III
1. Обет изучения трех Вед у гуру должен быть исполнен в течение тридцати шести лет, половины этого [срока], четверти или до полного усвоения.
…4. Омывшись с позволения гуру, исполнив, согласно правилу, обряд возвращения домой, дважды рожденному надо взять жену одной с ним варны...
8. Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член18, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую,
9. носящую имя созвездия, дерева, реки, название низшей касты (антья), горы, птицы, змеи, слуги19 или устрашающее имя20.
10. Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона21, нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены.
…17. Брахман, возведя шудрянку на ложе, [после смерти] низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства...