Законы Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:13, доклад

Краткое описание

"Законы Ману" (Манава-дхарма-шастра, или Ману-смрити) – самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами–индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние иска. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний. В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родовые институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства.

Файлы: 1 файл

Законы МАНУ.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

…39. [В семьях, возникших от] четырех форм брака, начиная с первого – брахма и т.д., – рождаются сыновья, сияющие знанием Веды, одобряемые учеными людьми,

40. одарённые  качествами красоты и доброты,  богатые, славные, имеющие в  изобилии блага, наиправеднейшие,  они живут сотню лет.

  1. В [семьях] других оставшихся дурных форм брака рождаются сыновья жестокие, говорящие неправду, ненавидящие Веду и дхарму.
  2. Безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков, достойное осуждение — от достойных осуждения,  потому надо избегать [форм брака], достойных осуждения…

 

…51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.

52. Те родственники, которые по глупости живут, [используя] собственность женщины (стридхана),25 средства передвижения, предназначенные для женщин, или одежды, те грешники идут в ад.

 

…56. Где женщины почитаются, там боги радуются; но где они не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны.

57. Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они не печалятся, всегда процветает.

 

…60. В какой семье муж всегда доволен женой и жена также – мужем, там благополучие прочно.

61. Ибо, если жена не блистает красотой, она не привлекает мужа, а из-за отсутствия привлекательности муж не производит потомства…

62. Если жена блистает, весь дом сияет; но если она лишена красоты, он весь не сияет…

…286…

Такова в  дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, третья глава.

ГЛАВА IV

…11. Ради средств к существованию ни в коем случае не следует вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана – прямую, честную, чистую…

  1. Надо отвергать всякое богатство, мешающее изучению им Веды, но изучать как полагается; ведь это ему [обеспечивает] достижение цели.
  2. В этом мире следует жить, приводя платье, речь и мышление в соответствие с возрастом, родом деятельности, богатством, священным знанием и родовитостью…

…29. Пусть ни один гость не пребывает в его доме [доме дваждырожденного], не будучи почтённым, как только возможно, сиденьем, пищей, ложем, водой или кореньями и плодами.

…61. Не следует проживать в стране шудр (шудрараджья)26, в обитаемой людьми нечестивыми, в завоеванной еретиками27, в изобилующей людьми низкорожденными.28

…87. Кто принимает дары от царя жадного, действующего вопреки предписаниям шастр, тот последовательно идет в двадцать один ад...

…138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма.

…159. Надо тщательно избегать всякого дела, зависящего от чужой воли, но что зависит от своей воли, надо исполнять ревностно…

…118. Нужно знать, что когда разбойники нападают на деревню…

…133. Пусть [дваждырожденный] не обнаруживает особого внимания ни к врагу, ни к другу врага, ни к бессовестному вору, ни к жене другого:

134. ведь среди людей  неизвестно ничего столь же  вредящего долголетию, как для  мужчины в этом мире такое  ухаживание за чужой женой…

164. Нельзя поднимать палку на другого, разгневанный пусть не бьет его; иначе [обстоит дело] в отношении сына или ученика: их он может бить ради исправления.

165. Дважды рожденный, [даже] только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду Тамисра.

…167. Человек, пролив по недоразумению кровь несражающегося брахмана, подвергается после смерти величайшему мучению…

…173. Если [наказание падает] не на самого [преступника, то] на сыновей, если не на сыновей, [то] на внуков; но совершенная дхарма не остается без последствий для совершающего [её].

…188. Неучёный, принимающий в дар золото, землю (бхуми)29, лошадь, коровье масло, становится прахом, как дерево…

…202. Присваивающий повозку, ложе, сиденье, колодец, сад, дом другого, не данные [ему добровольно], принимает на себя четвёртую часть греха…

  1. Испольщик (ардхика), друг семьи, пастух (гопала), раб (даса), цирюльник – они среди шудр те, чью пищу можно есть, также и тот, кто нанимается.
  2. Пусть [последний] объявляет о себе, что он собой представляет, какого рода работу желает исполнять и где может быть использован.
  3. Кто говорит добродетельным людям о себе противное истине, тот в этом мире самый крайний злодей; он – вор, обкрадывающий самого себя.
  4. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.

…260…

Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, четвёртая  глава.

ГЛАВА V

…4. Смерть стремится лишить жизни брахманов вследствие пренебрежения изучением Веды, уклонения от правил доброго поведения, лености и нарушения [правил приема] пищи.

…48. Мясо никогда нельзя получить, не причинив вреда живым существам, а убиение живых существ несовместимо с пребыванием на небесах; поэтому надо избегать мяса.

…52. Нет большего грешника, чем тот, кто, не почтив предков и богов, старается увеличить свое мясо мясом других.

…60. Родство сапинд30 прекращается седьмым человеком, родство саманодак31 – когда происхождение и [родовое] имя [более] неизвестно.

…140. Шудры, живущие праведно, должны ежемесячно брить [головы], порядок [их] очищения подобен тому, как у вайшьев, пища – остаток [пищи] дважды рожденных.

…146. …выслушайте [теперь] дхарму женщин.

  1. Женщиной – в детском возрасте, молодой или даже пожилой – никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в [собственном] доме.
  2. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, по смерти мужа – [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда] не пользуется самостоятельностью.
  3. Пусть она никогда не желает разлуки с отцом, мужем и сыновьями; оставляя их, женщина делает заслуживающими презрения обе семьи [свою и мужа].
  4. [Ей] надо быть всегда весёлой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо вычищенную утварь и экономной в расходах.

151. Кому бы ни отдал ее отец или, с разрешения отца, брат, ей следует ему повиноваться при жизни и не пренебрегать им после его смерти…

  1. Муж, [даже] чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог.
  2. Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе.
  3. Добродетельная жена, желающая пости<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 11pt; letter-spacing: 0pt;

Информация о работе Законы Ману