Миграционная политика стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Миграционная политика — комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы).
Правильная продуманная миграционная политика государства способствует социально-экономическому развитию страны. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Понятие, виды и причины миграции……………………………..……5
Глава 2 Миграционная политика стран Западной Европы…………………….8
2.1 Миграционная политика Германии……………………………….……..8
2.2 Миграционная политика Франции………………………………….…..18
2.3 Миграционная политика Швеции……………………………………….20
2.4 Миграционная политика Италии……………………………………….22
Глава 3 Миграционная политика РФ………………………………………….25
3.1 Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике……………………………………………………..25
3.2 Особенности миграционной политики в современной России………31
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Миграционная политика стран мира.docx

— 72.11 Кб (Скачать)

Существуют две разновидности  видов на жительство: на один год  с возможностью возобновления и  на десять лет. Десятилетний вид на жительство предоставляется после  длительного пребывания во Франции. Исходя из интересов общественного  порядка и национальной безопасности, правительство может отказать в  предоставлении вида на жительство.

Французская Конституция  гарантирует право убежища всем гражданам третьих стран, которые  опасаются преследований на родине. Статус беженца определяет специальная  неправительственная организация  – ОФПРА. Человек, признанный беженцем, получает десятилетний вид на жительство. Ежегодно около 20 тысяч человек обращаются с просьбой о предоставлении им статуса  беженца. Примерно 20% из них этот статус получают.

Закон предусматривает и  меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Любой иностранец, находящийся на территории Франции без действительной визы или вида на жительство, должен покинуть страну. Правительству разрешено  задерживать на 12 суток гражданина третьей страны, нелегально находящегося на территории Франции. Такое задержание входит в компетенцию судебных властей. Этот строк предназначен для того, чтобы организовать высылку иностранца в страну происхождения.

Общая практика миграционной политики Франции предусматривает  высылку любого нелегально находящегося на ее территории иностранца. Но французские  власти всегда имеют право предоставить вид на жительство любому нелегальному мигранту по причинам гуманитарного  характера, даже если это решение не находится в строгом соответствии с законом. Данный принцип был подтвержден Государственным советом, который является высшей судебной инстанцией по вопросам иммиграции. Такое решение должно носить исключительный характер и приниматься на индивидуальных основаниях.

Точно так же французское  правительство по политическим причинам периодически проводит широкомасштабные амнистии, решая легализовать или  урегулировать положение большого числа нелегальных мигрантов. Первая амнистия была проведена в 1982 году после  победы социалиста Ф. Миттерана на президентских  выборах. Решение о второй крупной  амнистии было принято в 1997 году после  победы коалиции социалистов, «зеленых»  и коммунистов.

    1. .  Миграционная политика Швеции

Шведское Королевство  издавна считалась образцом открытости миру, толерантности и продуманной  политики по отношению к иностранцам. Почти 1,7 миллиона «лиц с иностранным  прошлым» (иммигранты и их дети) проживают  сегодня в Швеции, которая насчитывает 8,8 миллионов жителей. Однако и в  образцовом северном государстве все  больше распространяются враждебное отношение к иностранцам и правый экстремизм. Поджигают приюты для беженцев, преследуют переселенцев, проповедуют расизм. Непримиримое ядро агрессивных неонацистов объявило войну всем «неарийцам».

Скептики объясняют эти  тенденции крахом прославленной  шведской иммиграционной политики, а  также экономическими процессами. Неприязнь  к чужим, по мнению депутатов гражданской оппозиции в риксдаге, - это ответ на сегрегированные предместья, растущую безработицу среди иностранцев и страх многих шведов перед засильем чужих.

Опрос общественного мнения летом 2000 года показал, что более  половины опрошенных считают: в Швеции слишком много иммигрантов. Две  трети указали на то, что боятся растущей преступности среди иностранцев. Десятая часть не хотела увеличения квоты на въезд иностранцев в  страну.

Шведская миграционная политика с середины 60-х годов опиралась  на сочетание строго регулируемой иммиграции и комплекса льгот, содействующих  интеграции. Барьеры иммиграции были сравнительно высоки, зато принятые иммигранты получали довольно щедрую помощь: им предоставлялись  языковые курсы, возможности повышения  квалификации, квартира, социальное и  экономическое обеспечение. До тех  пор, пока число иммигрантов было сравнительно невелико и шведская экономика мощно развивалась, такая политика споров не вызывала. С середины 80-х на Швецию со всей силой обрушился поток беженцев из кризисных районов Азии и Центрального Востока - каждый год десятки тысяч. Только с Балкан в страну прибыло более 140 тысяч беженцев гражданской войны. За последний год, например, 7 тысяч беженцев из Косово получили временное разрешение на пребывание в Королевстве Швеция. В апреле этого года срок их виз истекает. Но пока лишь 2 тысячи из этих беженцев вернулись на родину. Между тем, была введена более строгая проверка претендентов на получение убежища. В этом году государственная комиссия по делам иностранных граждан - последняя инстанция в миграционных вопросах - отклонила три четверти заявлений. Сокращены сроки прохождения документов в центральном «миграционном ведомстве», ускорена процедура выдворения. Ровно 68% претендентов на убежище приехали в Швецию без паспорта, подавляющее большинство нелегально пересекло границу. За прошедший год Швеция предоставила убежище 11241 беженцу. По данным комиссии ООН по делам беженцев (UNHRC), это составляет 2,6% всех претендентов на убежище в 22 странах Европы.

Вместе с тем, постепенно в политике и экономике складывается понимание того, что в будущем  Швеции понадобится больше иностранцев. Как недавно установила правительственная  комиссия, каждый год в течение  длительного периода следует  принимать на 30 тысяч больше иммигрантов, чтобы компенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить статус процветающего государства. Это  означает открытие границ для 900 тысяч  иммигрантов до 2030 года - более десятой  части сегодняшнего населения Швеции.

      1. Миграционная политика Италии

На протяжении всей новейшей истории Италии (т.е. начиная с  объединения в 1861 году) она была одним  из основных источников иммигрантов  и стала принимающей страной  только с конца 1970-х годов. Опыт разработки миграционной политики ее несколько  специфичен. Можно выделить как минимум  две особенности. Во-первых, когда  иммиграция стала для государства  заметным явлением, внутри страны  был  относительно высокий уровень официальной  безработицы, что, однако, сопровождалось существенным количественным весом  теневой экономики. Во-вторых, Италия открыла для себя иммиграцию как  явление и сделала первые шаги по ее регулированию в то время, когда  строилась "крепость под названием  Европа", и поскольку она поздно присоединилась к этому процессу, на ее политику существенно повлияли опыт и в особенности требования ее североевропейских партнеров. Находясь на границах Европейского союза и будучи потенциально транзитной страной для иммигрантов, желающих переехать в Северную Европу, она не могла не прийти к новому ограничительному подходу к иммиграции, даже несмотря на то, что особенности ее рынка труда предоставляли структурные возможности для использования дешевой и гибкой иностранной рабочей силы.

В 1989 году, после примерно десятилетия иммиграции и перед  первой крупной амнистией 1990 года, в  Италии находилось приблизительно 490 тысяч  иностранцев, имевших легальный  вид на жительство (26% - граждане ЕС и 11% - граждане США). Вследствие неоднократных  кампаний по легализации иммигрантов  невозможно статистически измерить годовой приток мигрантов, и единственной более или менее надежной цифрой является число выданных видов на жительство на конец года. По данным католической организации по оказанию гуманитарной помощи «Каритас», число зарегистрированных иностранцев на конец 1998 года составляло 1,03 миллиона человек, а общее количество легально проживающих иностранцев на ту же дату составляло 1,2 миллиона. Таким образом, есть основания считать, что число легально проживающих иностранцев составляет от 1 до 1,5 миллиона человек, что приблизительно равно 2% населения. На протяжении последних 20 лет иммиграция имела весьма существенные, но, конечно, не катастрофические размеры. Если бы приток иммигрантов в Италию был на том же уровне, что и ежегодный приток в Германию (до введения ограничительной политики в 90-х годах), число прибывших в нее за 20 лет иммигрантов было бы по крайней мере вдвое больше. Приток лиц, обратившихся с просьбой о политическом убежище, был значительно скромнее (1-5 тысяч в год) за исключением отмеченного в 1991 году пика в 32 тысячи человек, главным образом вследствие первого албанского кризиса. Главное, однако, заключается не в абсолютном, а в относительном выражении. Еще 20 лет назад сама идея об иммигрантах в Италии, которая была страной эмиграции на протяжении всей своей новейшей истории, представлялась нереальной, чуть ли не абсурдной. Официальное открытие иммиграции произошло лишь в начале 80-х годов, когда перепись 1981 года показала присутствие значительного числа иностранных рабочих, что делало Италию принимающей страной.

На тот момент государство  не имело практически никаких  законодательных актов и административной политики, которые позволили бы спокойно встретить это открытие. До принятия в 1998 году нового закона о миграции миграционная политика и юридический  режим миграции в стране развивались  рывками, а именно сериями законодательных  инициатив «на данный случай»  в ответ на приток мигрантов и  на давление со стороны общественного  мнения.

В итальянском обществе широко распространилась моральная паника по поводу миграции и рассуждений  о том, что она имеет масштабы стихийного бедствия. Бытовало мнение, что иммиграция создает проблемы с точки зрения поддержания общественного  порядка. Взаимодействие между восприятием  иммиграции как стихийного бедствия и ограничительной политикой  выражалось в том, что они взаимно  укрепляли друг друга. В частности, чрезмерно ограничительный подход к легальной иммиграции  в такой  стране, как Италия, с ее либеральной  политикой в отношении туристических  виз и длинной береговой линией, которую трудно охранять, постоянно  приводил к появлению значительного  числа нелегальных иммигрантов, что вызывало необходимость многократных амнистий. Это, в свою очередь, укрепляло  восприятие иммигрантов как инакомыслящих  и мнение о неспособности государства  контролировать миграцию, что усиливало  моральную панику и восприятие миграции как стихийного бедствия.

Новый закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом  в 1998 году, стал первой попыткой государства  всесторонне отреагировать на такое  явление, как миграция. Закон, состоящий  из семи разделов и 46 статей, весьма обширен  и охватывает три отдельных вопроса:

борьбу с нелегальной  иммиграцией и организациями  контрабандистов;

регулирование миграции рабочей  силы при помощи системы годовых  квот;

совершенствование прав, предоставляемых  легальным мигрантам, чтобы способствовать их интеграции с местным населением.

Среди аспектов закона, касающихся контроля над иммиграцией, можно  выделить следующие:

  • приоритет укреплению внешних средств контроля над миграцией;
  • установка более прочных оснований для вынесения средств контроля над миграцией в соседние государства;
  • введение более жестких санкций против организаторов нелегального въезда;
  • повышение механизмов эффективности выдворения из страны.

Глава 3 Миграционная политика РФ

3.1 Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления  миграционной политике

Одним из важнейших источников формирования населения в Росси  и в ее отдельных регионах стала  миграция населения. В понятие “миграция  населения” различные исследователи  вкладывают самый разнообразный  смысл. Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны, обусловлена влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов.

Территориальный признак  является главным в миграционной подвижности населения. Примером этого  могут служить ежедневные поездки  на работу и домой, из пригородов в города и обратно. Данные поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывая при этом существенное влияние на формирование местных систем расселения.

Также существует функциональный признак, по которому миграцию можно  подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (туризм, отдых).

По временному признаку выделяются:

1)временная, или возвратная,

2)постоянная, или безвозвратная. 

По направлению миграционных потоков их делят:

1. внешние (межконтинентальные  и межгосударственные). К внешней  миграции относятся эмиграция  (выезд из страны проживания) и  иммиграция (въезд в страну), а  также репатриация (возвращение,  выехавших на родину).

2. внутренние (межрайонные,  внутрирайонные). Примерами внутренних  миграций могут, служить переезды  жителей из одного города в  другой, из села в город и  т.д. Внутренние сезонные миграции  усиливаются в период активизации  сельскохозяйственных работ (весна,  лето, осень) или во время летних  отпусков.

По форме организации  миграция населения делится на два  вида:

1.Организованную, осуществляемую при участии и с помощью государства.

2.Неорганизованную (самодеятельную).

Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы  принятия иностранных граждан. Эмиграционная  политика - выезд граждан за рубеж.

Экзистенциальная миграция — концепт, возникший в результате феноменологических исследований жизни добровольных мигрантов, оставивших свои дома исключительно из желания жить в чужой стране.

Информация о работе Миграционная политика стран мира