Миграционная политика стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Миграционная политика — комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы).
Правильная продуманная миграционная политика государства способствует социально-экономическому развитию страны. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Понятие, виды и причины миграции……………………………..……5
Глава 2 Миграционная политика стран Западной Европы…………………….8
2.1 Миграционная политика Германии……………………………….……..8
2.2 Миграционная политика Франции………………………………….…..18
2.3 Миграционная политика Швеции……………………………………….20
2.4 Миграционная политика Италии……………………………………….22
Глава 3 Миграционная политика РФ………………………………………….25
3.1 Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике……………………………………………………..25
3.2 Особенности миграционной политики в современной России………31
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Миграционная политика стран мира.docx

— 72.11 Кб (Скачать)

увеличивающиеся темпы роста  народонаселения стран Азии, является основным поставщиком незаконной миграции в Россию;

экономическая привлекательность  Российской Федерации.

Важными и достаточно опасными особенностями миграционного процесса, сложившимися в последние годы, являются:

1. Активное проникновение  и закрепление иммигрантов в  приграничные регионы РФ.

2. Снижающийся уровень  коренного населения РФ.

3. Возрастающая внутренняя  и внешняя миграционная активность  коренного населения Российской  Федерации.

Необходимо также отметить, что на негативные миграционные и  социально-политические тенденции  влияют и будут в перспективе  влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:

рост преступности иностранных  граждан, значительную долю которых  составляют незаконные иммигранты;

формирование в России нелегального «миграционного бизнеса».

Поэтому, выстраивая экономическую  политику развития регионов важно развивать  средние и малые города, в которых  концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в  свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и  транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора.

Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная  миграционная политика.

В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:

1. Такой подход не решает  полностью задачу предотвращения  нелегальной миграции.

2. Возникнет стихийное  движение иммигрантов в регионы  с благоприятными природно-климатическими, социально-экономическими и политическими  условиями.

Вышеизложенные проблемы предполагают реализацию следующих  возможных направлений миграционной политики, среди которых:

определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в  рабочей силе;

выстраивание единой системы  миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;

привлечение широкой научной  общественности и специалистов к  обсуждению концептуальных основ миграционной политики.

Возрастающая мобильность  населения в эпоху глобализации значительно повысила значение фактора  миграции в мировой экономике  и международных отношениях. В  современных условиях миграция порождает  множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.

Заметная в последний  период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки  усилить глобальный вектор в ее регулировании  и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом  развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной  экономики.

По данным МОМ в настоящее  время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около  половины их численности сосредотачивается  в Западной Европе.

Особенности современных  мировых рынков труда состоят  в следующем:

рост масштабов международной  трудовой миграции.

разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы.

Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между  развивающимися странами; миграция высококвалифицированных  кадров из развитых в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных  кадров получила название «утечки мозгов».

Формы утечки мозгов различны:

1) непосредственная эмиграция  - выезд на постоянное местожительство;

2) выезд за рубеж на  контрактной основе;

3) наем на работу ученых  и специалистов иностранными  компаниями;

4) полная аренда зарубежной  фирмой научного центра.

В этом случае фундаментальные  и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и  в ее интересах.

Лидерство в конкуренции  за преимущественное обладание интеллектом  как носителем и генератором  современных научных знаний и  высоких технологий принадлежит  США.

Исходя из всего вышесказанного в целом можно отметить следующие  тенденции складывающиеся на мировом рынке труда:

рынок международной рабочей  силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и республик  бывшего СССР;

повышение входного барьера  проникновения на международный  рынок рабочей силы;

усиление конкуренции  между продавцами рабочей силы;

продолжает существовать дискриминация мигрантов;

активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.

Требования рынка труда  и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что  способствовало нормальному развитию экономики. После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в некоторые страны все же вернулась  половина.

Прогрессирующая нелегальная  миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной  транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов  в развитых странах превышает 10 млн. человек.

Основой миграционной политики является регулирование трех фаз  миграционного цикла, включая выезд  рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

гарантии возвращения  мигрантов на родину;

ограничение выезда занятых  в тех секторах экономики, потребности  которых в рабочей силе не удовлетворены;

предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы. Главной целью реализации государственной миграционной политики является поддержание экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности  населения. Наиболее тесная взаимозависимость  и взаимосвязь существует между  миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с  ее региональной составляющей.

Россия продемонстрировала политический интерес к мигрантам, она, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция  государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению  трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики области как области, так и страны в целом.

Требуется порядок первичной  проверки и дальнейшего регулярного  подтверждения задекларированных мигрантами сведений о себе. Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными властями, но и социальной защиты, а также правоохранительным органам. Необходимо поставить вопрос о законодательном закреплении за главами исполнительной власти субъектов Федерации координирующих функций в сфере контроля над иммиграцией и внутренней миграцией.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Якобсон А.Я., Максимов И.М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2008. - 87 с.
  2. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2007.- 124 с.
  3. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции.- Ставрополь, 2009 – c.145.
  4. Рыбаковский Л. Л. Миграционные процессы: понятие, формы, виды и стадии // Миграция населения. - Вып. 1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2007. - С. 5 – 17.
  5. РФ Денисенко М.Б., Хараева О. А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада.- М., 2009. c – 135.
  6. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009. c – 39.
  7. Куценко Т. И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ //Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2009. - №9. - С.78.

 

 


Информация о работе Миграционная политика стран мира