Миграционная политика стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Миграционная политика — комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы).
Правильная продуманная миграционная политика государства способствует социально-экономическому развитию страны. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Понятие, виды и причины миграции……………………………..……5
Глава 2 Миграционная политика стран Западной Европы…………………….8
2.1 Миграционная политика Германии……………………………….……..8
2.2 Миграционная политика Франции………………………………….…..18
2.3 Миграционная политика Швеции……………………………………….20
2.4 Миграционная политика Италии……………………………………….22
Глава 3 Миграционная политика РФ………………………………………….25
3.1 Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике……………………………………………………..25
3.2 Особенности миграционной политики в современной России………31
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Миграционная политика стран мира.docx

— 72.11 Кб (Скачать)

На пятом этапе миграционной истории Германии ее миграционное сальдо непродолжительное время было даже большим, чем миграционное сальдо США. Многие склонны были уже оценивать  это состояние как угрожающее и затяжное. Однако с 1992-93 года ограничительные  правила существенно снизили  возможность получения политического  убежища (количество поданных заявлений  в 1998 году - 96000) и иммиграцию переселенцев немецкого происхождения (в 1998 году - 103000), дав тем самым толчок к началу шестого этапа миграционной истории Германии после 1945 года. В 1997 году в Федеративной Республике было зафиксировано самое низкое миграционное сальдо с середины восьмидесятых годов: впервые после 1984 года миграционное сальдо для иностранцев в 1997 и 1998 годах было отрицательным (в 1997 году оно было зафиксировано на уровне -22000). Среди немцев (включая переселенцев) в 1997 году сальдо было положительным (+115000).

В 1998-1999 годах иностранное  население в объединенной Германии насчитывает уже 7,4 миллиона, среди  них все больше людей, которые  сами иммигрантами не являются, но родились здесь в Германии как дети иностранцев. Эти 1,4 миллиона представителей «второго поколения» не имеют, согласно действующему законодательству, ни германского гражданства, ни права на то, чтобы остаться в  Германии на длительный срок, если они  не являются гражданами другого государства-члена  ЕС.

Важнейшими легальными возможностями  для временной или постоянной иммиграции в Германию являются следующие:

  • право на убежище для тех, кто подвергается политическим преследованиям, и их ближайшим родственникам, а также существующие правила по приему контингента беженцев и временный допуск жертв из районов ведения военных действий и вынужденных переселенцев;
  • право на въезд для супругов-граждан другого государства и несовершеннолетних детей (до 16 лет) проживающих в Германии иностранцев;
  • прием переселенцев поздней волны из стран СНГ;
  • право на въезд (соответственно на возвращение в любое время) для граждан Германии, проживающих в других странах;
  • право свободного передвижения и повсеместного проживания для граждан других государств-членов ЕС и Европейского экономического пространства (ЕЭП);
  • легальные возможности трудоустройства для граждан государств Центральной и Восточной Европы (работа по контракту, сезонные рабочие, новые гастарбайтеры, другие трудовые мигранты);
  • специальные правила для студентов-иностранцев и для специалистов определенных профессий (среди прочих: иностранных менеджеров, деятелей искусства, занятых репродуцированием, спортсменов, журналистов, групп войск и военного персонала союзнических государств, сотрудников международных организаций).
  • Не все эти возможности для въезда приводят к безвозвратной миграции. Иностранные рабочие по договору подряда, сезонные рабочие, студенты, журналисты и военные, как правило, относительно быстро покидают страну. Одновременно с тем опыт прошедших лет показал, что часть тех, чьи ходатайства о предоставлении политического убежища были отклонены, и беженцы из районов военных действий рано или поздно возвращаются к себе на родину. Сходным образом обстоит дело и с трудовыми мигрантами из стран Средиземноморья, в меньшей степени - для признанных беженцев. Во всяком случае, положительное миграционное сальдо значительно ниже ежегодно регистрируемого общего количества иммигрантов.

В ближайшие десятилетия  численность населения Германии едва ли будет увеличиваться, скорее, она останется на прежнем уровне или даже сократится. К этому выводу приходят почти все современные  демографические прогнозы.   «Катастрофическое  старение нации» – этот диагноз  давно уже поставлен специалистами  населению Германии. Несмотря на увеличение средней продолжительности жизни, численность населения падает –  в последние десятилетия резко  пошла вниз кривая рождаемости. Уже  более 16% немцев сегодня – лица старше 66 лет, и всего 18% моложе 18. А это  значит, что сегодняшние сорокалетние не могут рассчитывать на будущее пенсионное обеспечение – ведь данная статья бюджета складывается из налогов лиц трудоспособного возраста. Не могут – или не могли бы – если бы не иностранцы. Именно они, как утверждают демографы, становятся живительным источником: среди некоренного населения молодежи до 18 лет более 23% – 1,7 миллиона, а стариков – всего 3,2%. Значительно выше среди иностранцев и рождаемость: уже с конца 70-х новорожденные неграждане составляют ежегодно более 13%. Для примера: в 1997 году в Германии на свет появилось 812173 человека, оба родителя 107182-х из них – постоянно проживающие в стране иностранцы. Они в свою очередь, произведут на свет новое поколение, которое не позволит Германии стать «страной без жителей».

На сегодняшний день ясно: иммиграция в Германию (и в большинство  других государств Западной Европы) в  обозримом будущем не достигнет  уровня конца восьмидесятых - начала девяностых годов. Но вопреки ограничительным  предписаниям и масштабному контролю и в будущем ожидается определенный объем временной и постоянной иммиграции в Германию и другие страны Европейского Союза. Это определяется действием по меньшей мере трех основных причин:

во-первых, часть будущей  миграции является следствием растущей интернационализации производства, распределения и рынков труда. Германские и европейские фирмы не могут  изолировать себя от этой глобализации, ее уже систематически используют действующие  на межгосударственном уровне концерны. Именно это форсирует нарастание миграционной подвижности служащих среднего и высшего звена и  членов их семей. К этому добавляется  спрос на особую квалификацию, которой  нет у граждан данной страны. Из-за свободы передвижения внутри ЕС и  ЕЭП Германия и другие государства-члены  ЕС не могут ограничить трудовую миграцию из западноевропейских государств. После вступления в ЕС Польши, Чешской Республики и Венгрии эта свобода передвижения будет распространяться - после завершения продолжительного переходного периода - и на граждан соседних с нами восточных государств;

во-вторых, присутствие на настоящий момент 7,4 миллионов иностранцев  повлечет за собой дальнейшую иммиграцию в Германию, так как некоторые  легально живущие в Германии иностранцы имеют супругов или малолетних детей  за рубежом. Другие женятся или выйдут замуж за представителей своей родной страны (региона) и привезут их в  Германию. И примерно 3,2 миллиона живущих в стране переселенцев позаботятся - несмотря на ужесточившиеся правила въезда для поздних переселенцев - о «цепной миграции», т.е. о дальнейшем притоке представителей немецких национальных меньшинств, желающих эмигрировать, особенно из Сибири, Казахстана и Киргизии;

наконец, в-третьих, экономическая  и политическая стабильность Германии и ее геополитическое положение говорят о том, что следует ожидать известного объема иммиграции. Эти факторы приобретают значение в связи с наблюдающейся политической и экономической нестабильностью в тех частях мира, где существует возможность миграционных отношений с Германией. Это относится в первую очередь к балканским странам и к государствам, образовавшимся после распада СССР на его бывшей территории, а также к Турции и другим регионам Западной Азии. До тех пор пока в этих регионах существует угроза насильственных конфликтов, политических и экономических кризисов, это с высокой степенью вероятности может привести к увеличению количества подаваемых заявлений о предоставлении убежища в Германии, усиленному въезду членов семей, к дополнительным прошениям о получении статуса позднего переселенца, но в том числе и к нелегальному въезду в страну.

Это согласуется с заключением  о невозможности в будущем  полностью регулировать приток и  отток населения политическими  мерами. Тем не менее, в Германии и соседних с ней западноевропейских государствах существует возможность  для дальновидной миграционной политики, которая не только реагирует исключительно  оборонительным образом, но и ориентируется  на национальные и европейские интересы. Такая миграционная политика должна пытаться определить в соответствии с согласованными количественными  рамками состав и количество иммигрантов  с учетом отслеживаемых критериев.

Миграционная политика не является актом альтруизма, она имеет  мало общего с предоставлением убежища  в рамках церкви и с гуманитарной помощью, так как прагматичная миграционная политика Германии и Западной Европы не решает ни проблем нищеты и перенаселения  во многих странах «третьего мира», не исправляет ни последствий этнических чисток в бывшей Югославии, ни несправедливого  политического угнетения курдов и алевитов в Турции или шок после введения рыночной экономики в бывших социалистических странах. Миграционная политика обслуживает в первую очередь интересы принимающей страны.

Миграционная политика должна попытаться количественно и качественно  управлять будущими миграционными  процессами. При этом Германия не может  действовать абсолютно автономно, в особенности в связи с ограничением выбора вариантов действия вследствие глобализации. Поэтому Германия должна действовать согласованно со своими европейскими партнерами. До сих пор это функционировало в «негативном» плане, т.е. при попытках защиты от нежелательных миграционных потоков. В этой области существует кооперация между министрами внутренних дел и министрами юстиции европейских стран. Напротив, в том, что касается приема и распределения все больших потоков беженцев, кооперации практически не существует, здесь недостает общеевропейских механизмов распределения нагрузки. Но и при энергичном устранении причин, которые вызывают миграцию и потоки беженцев, у Германии и ее партнеров по ЕС не хватает, как правило, политической воли или способности к скоординированным действиям.

Управляемая иммиграция и  действенная интеграция являются важнейшими общественными регулирующими механизмами  для преодоления вызовов, возникающих  из внутреннего демографического развития и глобализации. Поэтому имеет  смысл подумать над всеобъемлющим  регулированием будущего притока населения - даже в том случае, если кое-кто в Германии призывает к тотальному прекращению приема мигрантов и с большой радостью устранил бы и большую часть здесь живущих иностранцев от участия в конкуренции на рынке труда. Имеет смысл пересмотреть и нынешнюю практику предоставления гражданства. Экономическая и социальная интеграция мигрантов-иностранцев и поздних переселенцев не происходит автоматически с получением гражданства. Она представляет собой один их важнейших вызовов, который будет стоять перед Германией в последующие годы. Отсюда необходимо четкое свидетельство, что политика в Германии - вместо занятий чистым кризисным менеджментом, успокоения на этом или отодвигания проблемы - принимает вызов, связанный с феноменом иммиграции и его последствиями. Только тогда большинство граждан этой страны сможет воспринять миграцию и проистекающее отсюда многообразие преимущественно не как угрозу, а как следствие открытости общества и как возможность обогащения.

Но одного только изменения  законов недостаточно. Необходима также  другая установка в отношении  нации и гражданства, поскольку  до сих пор господствует представление, что немцем или немкой может быть, собственно, только ребенок немецких родителей. Основным критерием в  этом случае была бы общность происхождения. Это представление затрудняет процесс  адаптации живущих в Германии представителей других национальностей, блокирует реформу права гражданства  и противостоит увеличившемуся этническому  и религиозному разнообразию Германии. Что необходимо этой стране - это  реалистический автопортрет Германии как де-факто страны иммигрантов, спокойное обхождение с многообразием, а также наступательная дискуссия  о том, какие общие фундаментальные  ценности должны быть у коренного  населения, у людей, получивших гражданство  и у здесь живущих «чужаков».

 

 

    1.   Миграционная политика Франции

Вот уже двадцать лет иммиграция остается во Франции крупной политической проблемой. Она послужила причиной кипения страстей и весьма горячих  дебатов между правыми и левыми. Осуждение присутствия иностранцев  позволило появиться на свет новой  политической партии (Национальному  фронту), а в начале 90-х годов  доля отданных этой партии на общенациональных выборах голосов достигла 15%. В  настоящее время во Франции преобладают  четыре точки зрения на иммиграцию: две крайние и две умеренные.

Крайне правая точка зрения сводится к тому, что иммиграция представляет опасность для нации. По мысли ее сторонников, необходимо организовать массовое возвращение  лиц, не имеющих французского гражданства, в страну происхождения.

Точка зрения крайних левых  заключается в том, что не должно существовать никаких границ и всякому, кто прибывает из любой страны, следует разрешить въезжать во Францию  и поселяться в ней.

Умеренно правые придерживаются мнения, что приоритет следует  отдавать совершенствованию пограничного контроля и борьбе с нелегальными потоками людей.

Умеренно левые, находящиеся  сейчас у власти, считают, что в  первую очередь нужно способствовать улучшению интеграции иностранных  граждан, легально проживающих во Франции, с местным населением.

Два умеренных крыла, левое  и правое, по сути дела сближаются. Некоторые  различия между ними пока существуют, однако по ряду позиций, таких, как борьба с дискриминацией граждан третьих  стран, находящихся во Франции на законных основаниях, и совершенствование  контроля над миграционными потоками, их позиция едина.

На сегодняшний день население  Франции составляет 60 миллионов  жителей, включая 3,6 миллионов легально проживающих иностранцев. Существует сильная взаимосвязь между историей Франции и ее иностранными общинами: значительное большинство граждан третьих стран, проживающих во Франции, - выходцы из бывших колоний – Алжира и Марокко.

Ежегодно разрешение на въезд  во Францию получают около 100 тысяч  граждан третьих стран. Большей  части из них разрешение выдается по причине воссоединения семей. Они близкие родственники иностранцев, легально проживающих в стране. Кроме  того, ежегодно 100 тысяч человек получают французское гражданство. Фактически, количество иностранных граждан, проживающих  во Франции, из года в год остается постоянным. Число получающих французское  гражданство примерно равно числу  иностранцев, получающих разрешение на въезд с целью длительного  пребывания. Следует отметить, что 60 миллионов человек ежегодно получают краткосрочные визы на въезд во Францию  с туристическими или деловыми целями.

Информация о работе Миграционная политика стран мира