Миграционная политика стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Миграционная политика — комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы).
Правильная продуманная миграционная политика государства способствует социально-экономическому развитию страны. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Понятие, виды и причины миграции……………………………..……5
Глава 2 Миграционная политика стран Западной Европы…………………….8
2.1 Миграционная политика Германии……………………………….……..8
2.2 Миграционная политика Франции………………………………….…..18
2.3 Миграционная политика Швеции……………………………………….20
2.4 Миграционная политика Италии……………………………………….22
Глава 3 Миграционная политика РФ………………………………………….25
3.1 Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике……………………………………………………..25
3.2 Особенности миграционной политики в современной России………31
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Миграционная политика стран мира.docx

— 72.11 Кб (Скачать)

Целью такой миграции являются в сущности познание неких аспектов человеческого бытия, которые не могут быть познаны другим путем.

Существует ряд мотивов  для такой миграции:

стремление более полно  реализовать свой потенциал,

стремление к свободе  и независимости, открытость новому опыту, восприятие чего – то, как  стимула к расширению самосознание.

Также существует еще один вид миграции это этническая миграция - совокупность миграционных потоков, в которых численно преобладают  лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного  ареала в другой.

По причинам переезда на новое место жительства можно  разделить:

1.экономические (трудовые), связанные с поиском мест с  более высокооплачиваемой работой  и более высоким уровнем жизни.

2.политические, вызванные  изменением границ государства,  дискриминацией отдельных групп  населения.

Государственная миграционная политика РФ – совокупность, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  РФ, а также положениями Конституции  РФ, в результате чего выражаются в  федеральных законов и нормативно - правовых актов, федеральных органов  исполнительной власти.

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного  движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его  членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями».

Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов, а  также международными организациями.

При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, а  также общественными объединениями  стоят следующие задачи:

В политической и государственно-правовой сфере:

выработка государственных  мер, связанных с притоком мигрантов;

достижение согласия между  государственными органами власти по вопросам регулирования миграционных процессов;

принятие федеральных  законов и правовых актов РФ для  ликвидации свободы передвижения, пребывание иностранных граждан без гражданства  и использования иностранной  рабочей силы;

согласование интересов  государства при разработке и  реализации миграционных программ, затрагивающих  интересы мигрантов;

защита и обеспечение  законных прав и интересов мигрантов.

В социально - экономической  сфере:

регулирование ситуации на рынках труда, жилья и т.д.;

формирование федерального бюджета;

разработка и реализация региональных и межрегиональных  программ;

развитие систем коммуникации в целях информирования;

содействие общественным организациям мигрантов.

в области внешней политики:

мирное разрешение этнополитических и региональных конфликтов;

присоединение к соглашениям  о правах трудящихся - мигрантов;

упрощение приграничной торговли, бытовых или иных контактов;

полноправное развитие и  обеспечение духовных связей с Россией;

реализация соглашений о  защите национальных меньшинств.

В духовной сфере:

информирование населения  о специфике психологии мигрантов;

распространение идей дружбы народов и чувства патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов - мигрантов;

учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов.

Миграционная политика РФ основывается на следующих принципах:

согласования государственных  интересов России и ее субъектов;

применения федеральных  законов в области защиты прав мигрантов;

недопустимость дискриминации.

Направлениями государственной  миграционной политики Российской Федерации  являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий  стимулированных миграционных потоков.

Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в  установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья.

Федеральным органам власти необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и т.д.

Органы государственной  власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного  миграционного обмена, в том числе  и в области трудовой миграции, с приграничными государствами  на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства. В отдельных субъектах  приняты законы и иные нормативные  правовые акты, предоставляющие преференции  выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты  ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов  Федерации и из-за ее пределов.

«Преференции или ограничения  для отдельных категорий мигрантов  должны быть законодательно оформлены  и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных  актах и не могут противоречить  федеральному законодательству».

Органы государственной  власти Российской Федерации стремятся  к расширению возможностей субъектов  РФ по самостоятельному регулированию  миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том  числе путем заключения соответствующих  договоров и соглашений.

Основными направлениями  государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

В области расширения возможностей переселения на постоянное жительство:

наличие квалифицированных  специалистов;

разработка программ стимулирования миграции предпринимателей;

упрощение правил переселения  в целях воссоединения семей;

обеспечение доступа иммигрантов  к социальным, медицинским и образовательным  услугам.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования  иностранной рабочей силы:

совершенствование механизма, привлечение иностранных работников;

введение программ краткосрочной  и долгосрочной трудовой миграции;

развитие программ сезонной миграции работников;

стимулирование иностранных  работников;

упрощение правил въезда на территорию РФ иностранных граждан.

В области образовательной  миграции в  Российскую   Федерацию:

создание условий поступления  иностранных абитуриентов;

расширение базы студентов  в российских ВУЗах;

разрешение иностранным  студентам работать по специальности;

упрощение миграционного учета иностранных граждан;

экспорт российских образовательных  программ.

В области выполнения обязательств в отношении мигрантов:

создание благоприятных  условий для учебы, работы;

совершенствование системы  предоставления убежища;

создание систем обмена информацией;

формирование взаимности между мигрантами и местным населением:

развитие межкультурного общения;

создание условий для  адаптации временных мигрантов;

реформирование институтов социализации детей мигрантов;

содействие распространению  русского языка и русской культуры;

В области противодействия  незаконной миграции:

закрепление понятия «иммиграционный  контроль»;

противодействие организации  незаконной миграции.

3.2  Особенности  миграционной политики в современной  России

Миграционные процессы в  России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных  факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной  границы РФ, ухудшение качества жизни  людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время  к положительным факторам относятся  демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный  рынок труда. Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной  общественно – политической, экономической  и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер.

Количество въехавших  в Россию иностранных граждан  постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются  иностранные общины. Отсутствует  эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Массовый приток вынужденных мигрантов постепенно снижается. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане  социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного  расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для  нормальной жизни, обеспечению занятости  и соблюдению прав человека. Сохраняются  проблемы социально-экономической  адаптации мигрантов, не имеющих  статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной  экологической обстановкой и  стихийными  бедствиями. Природные  и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного  населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах РФ уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного  сокращения численности населения  в результате роста смертности и  снижения рождаемости.

Потребность экономики страны в дополнительных  трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого  притока  иммигрантов. В  этой ситуации актуальной проблемой для российского  общества является формирование установок  толерантного сознания.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение

населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и

предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные  и отраслевые диспропорции потребуют  более активного перераспределения  населения и трудовых ресурсов в  пределах страны, что вызовет необходимость  разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том  числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан  на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических  стимулов. Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем  чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному  развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов  национальной безопасности, охраны общественного  порядка и здоровья населения  при строгом соблюдении международных  обязательств Российской Федерации. Во многом обусловленные рядом объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных с динамично развивающимися политическими и социально-экономическими процессами.

Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие как  позитивных, так и негативных миграционных тенденций, являются:

процессы глобализации в  мире, вовлекающие колоссальные трудовые ресурсы;

Информация о работе Миграционная политика стран мира