Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
Введение …………………………………………………………………..4
Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7
1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7
1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16
1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20
Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37
2.1.Экономическое развитие России и значение экономической
интеграции для России…………………………………………………...37
2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43
2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60
2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72
Заключение ……………………………………………………………….84
Список литературы ………………………………………………………86
Приложение 1……………………………………………………………..
Приложение 2……………………………………………………………..
Приложение 3……………………………………………………………..
Приложение 4……………………………………………………………..
Реально, как видно, в настоящее время СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических альянсов и экономических группировок. Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также Центрально-азиатской (Узбекистан, Казахстан, Киргизия), Восточноевропейской (Украина, Молдавия) без участия России - это в большей мере вынужденные действия власти, чем закономерные следствия.
Эффективная интеграция в СНГ может
и должна осуществляться постепенно,
поэтапно, одновременно с укреплением
рыночных начал и выравниванием
условий хозяйственной
Подлинная реинтеграция возможна лишь на основе добровольной, по мере созревания объективных условий. Экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют государства СНГ, нередко разные, порой противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов и - не в последнюю очередь - из интересов тех или иных элитных групп.
В основу реинтеграции бывших республик СССР в условиях рынка и утверждения нового экономического императива должны быть положены следующие принципы:
Политические реалии на постсоветском пространстве настолько пестры, разнолики и контрастны, что трудно, да и невозможно предложить какую-то устраивающую всех концепцию, модель или схему реинтеграции.
Внешняя политика России в ближнем зарубежье должна быть переориентирована со стремления усилить унаследованную от СССР зависимость всех республик от центра на реалистическую и прагматическую политику сотрудничества, укрепления суверенитета новых государств.
У каждого нового независимого государства своя модель политической системы и интеграции, свой уровень понимания демократии и экономических свобод, свой собственный путь к рынку и вхождения в мировое сообщество. Требуется найти механизм межгосударственного взаимодействия, прежде всего в экономической политике. В противном случае разрыв между суверенными странами будет увеличиваться, что чревато непредсказуемыми геополитическими последствиями.
В последнее время ряд
С самого начала интеграция на постсоветском
пространстве проходила с оглядкой
на Европейский Союз. Именно на основе
опыта ЕС была сформулирована поэтапная
стратегия интеграции, закрепленная
в Договоре об экономическом союзе
1993 г. Вплоть до последнего времени
в СНГ создаются аналоги
Интеграция национальных экономик развивается лишь при достижении довольно высокого уровня развития хозяйства (интеграционной зрелости). До этого момента любая деятельность правительств по межгосударственной интеграции обречена на неудачу, поскольку не нужна экономическим операторам. Итак, попытаемся выяснить, достигли ли экономики стран СНГ интеграционной зрелости.
Простейшим показателем
Внутрирегиональный
Рис 1. Структура внешнеторгового оборота по группам стран в 2011г. (2010г.) По данным ФТС
В основе примитивизации внешней торговли стран СНГ лежат глубинные структурные проблемы, выражающееся, в частности, в недостаточном уровне технико-экономического развития. По удельному весу обрабатывающей промышленности отраслевая структура большинства стран СНГ уступает странам не только в Западной Европе, но и в Латинской Америке и восточной Азии, а в ряде случаев сопоставима со странами Африки. Причем за последние десятилетие отраслевая структура экономики большинства стран СНГ деградировала.
Необходимо отметить, что только
торговля готовыми продуктами может
перерасти в международное
Наконец, вынос отдельных стадий производственного процесса за рубеж порождает еще один канал интеграции национальных экономик — вывоз производительного капитала. Потоки зарубежных инвестиций и иных капиталовложений дополняют торговые и производственные связи между странами прочными узами совместной собственности на средства производства. Растущая доля международных товаропотоков теперь носит внутрикорпоративный характер, что придает им особую устойчивость. Очевидно, что в странах СНГ эти процессы находятся в зачаточной стадии.
Дополнительным фактором дезинтеграции
экономического пространства СНГ является
прогрессирующая диверсификация национальных
моделей хозяйствования. Лишь рыночные
экономики способны к взаимовыгодной
и стабильной интеграции. Стабильность
интеграции рыночных экономик обеспечивается
именно их строительством снизу, за счет
взаимовыгодных связей между экономическими
операторами. По аналогии с демократией
можно говорить о grassroots integration. Интеграция
нерыночных экономик носит искусственный
характер и нестабильна по своей
природе. А интеграция между рыночными
и нерыночными экономиками
В настоящее время в ряде стран СНГ (Россия, Грузия, Киргизия, Армения, Казахстан) переход к рыночной экономике идет более или менее интенсивно, некоторые (Украина, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан) затягивают проведение реформ, а Белоруссия, Туркмения и Узбекистан откровенно предпочитают нерыночный путь экономического развития. Растущая дивергенция моделей хозяйствования стран СНГ делает нереальными все попытки межгосударственной интеграции.
Наконец, важной предпосылкой межгосударственной
интеграции является сопоставимость уровня
развития национальных экономик. Значительный
разрыв в уровне развития ослабляет
интерес производителей из более
развитых стран к рынку менее
развитых стран; уменьшает возможности
внутриотраслевой кооперации; стимулирует
протекционистские тенденции в
менее развитых странах. Если же межгосударственная
интеграции между разными по уровню
развития странами все же осуществляется,
она неизбежно ведет к
Все упомянутые негативные факторы
особенно интенсивно действуют на начальном
этапе межгосударственной интеграции,
когда экономическая выгода от нее
малозаметна общественному
Сегодня в СНГ отсутствует идея,
способная стимулировать
Важнейшей предпосылкой межгосударственной интеграции является политическая зрелость государств-участников, прежде всего, — развитая плюралистическая демократия. Во-первых, развитая демократия создает механизмы, подталкивающие правительство к открытию экономики и обеспечивающие противовес протекционистским тенденциям. Только в демократическом обществе потребители, приветствующие увеличение конкуренции, в состоянии лоббировать свои интересы, так как они являются избирателями; и только в развитом демократическом обществе влияние потребителей на властные структуры может стать сопоставимым с влиянием производителей.
Во-вторых, лишь государство с развитой плюралистической демократией является надежным и предсказуемым партнером. Никто не станет проводить реальные интеграционные мероприятия с государством, в котором царит социальная напряженность, периодически выливающаяся в военные путчи или войны. Но даже внутренне стабильное государство не может быть качественным партнером для межгосударственной интеграции, если в нем неразвито гражданское общество. Лишь в условиях активного участия всех групп населения возможно найти баланс интересов и тем самым гарантировать эффективность принимаемых в рамках интеграционной группировки решений. Неслучайно вокруг органов ЕС образовалась целая сеть лоббистских структур — более 3 тыс. постоянных представительств ТНК, профсоюзов, некоммерческих ассоциаций, союзов предпринимателей и других НПО. Отстаивая свои групповые интересы, они помогают национальным и наднациональным структурам находить баланс интересов и тем самым обеспечивают стабильность ЕС, эффективность его деятельности и политический консенсус.
Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ