Экономическая интеграция России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа

Краткое описание

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..4

Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7

1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7

1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16

1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20

Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37

2.1.Экономическое развитие России и значение экономической

интеграции для России…………………………………………………...37

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72

Заключение ……………………………………………………………….84

Список литературы ………………………………………………………86

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………..

Приложение 3……………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 229.83 Кб (Скачать)

Начиная с 1 июля 2010 года, мы уже живем в  условиях единой таможенной территории трех государств.     

Пока  нет официальных данных статистики государств – членов  Таможенного союза, позволяющей оценить влияние  отмены таможенного оформления на изменение  товарооборота между странами ТС. Так как с начала функционирования союза прошел еще очень небольшой промежуток времени. Данные Федеральной службы государственной статистики о внешнеторговом обороте России в январе-июле 2010 года ввели отсутствия статистической информации в связи с отменой с 1 июля 2010 года таможенного оформления товаров в рамках Таможенного союза содержат только оценку взаимной торговли Российской Федерации с Республикой Казахстан либо приводятся без учета объемов этой торговли. Тем не менее, по данным Росстата, за период с января по июль 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь увеличился на 18,3%, а с Республикой Казахстан - на 17,9%.

 

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве .

Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых  Государств (СНГ) - прямое отражение  внутренних политических и социально-экономических  проблем государств-участников. Существующие различия в структуре экономики  и степени ее реформирования, социально-экономическом  положении, геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия.  В настоящее время в рамках СНГ для новых независимых государств (ННГ) реально приемлемой и действующей является интеграция "по интересам". Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение стран в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них никаких обязательств. Так, в соответствии с Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ любое государство, входящее в него, может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решений. Это позволяет каждому государству выбирать формы участия в Содружестве и направления сотрудничества. Несмотря на то, что в последние годы между бывшими советскими республиками устанавливались и сейчас преобладают двусторонние экономические отношения, на постсоветском пространстве в рамках СНГ возникли объединения отдельных государств (союзы, партнерства, альянсы): Союз Беларуси и России - "двойка", Центральноазиатское Экономическое Сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - "четверка"; Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана - "пятерка", альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы - "ГУАМ".

В рамках СНГ объединяются как страны — члены ВТО (Армения, Кыргызстан, Молдова и Украина), так и страны, ведущие переговоры о вступлении в эту организацию, в том числе Казахстан и Россия. Государства, вступившие в ВТО, пошли на весьма серьезную либерализацию внешней торговли. Их опыт показывает, что после вступления в ВТО сократился объем иностранных инвестиций в страну. Это вызвано тем, что при низких таможенных пошлинах иностранный бизнес предпочитает ввозить в такие страны товары, а не капитал. Местная промышленность часто не выдерживает конкуренции и разоряется.

Уменьшается объем торговли с соседями по Содружеству из-за подозрений в иностранном происхождении товаров из государств СНГ — членов ВТО, а также из-за ухудшения условий для экспорта товаров из стран СНГ — не членов ВТО. В результате резко возрастает безработица и как следствие — трудовая миграция.

Почему же эти страны поспешили  вступить в ВТО? Сказалось давление иностранных кредиторов, а также стремление оказаться в ВТО раньше Российской Федерации с тем, чтобы затем при приеме России в ВТО диктовать ей свои условия. Об этом со всей определенностью заявляло, например, руководство Грузии. Так же будет ясно, что было бы правильнее, например, для Украины: выполнять подписанное и ратифицированное Соглашение о формировании единого экономического пространства (2003 г.), вступив в ВТО вместе с Беларусью, Казахстаном и Россией, или, как это и произошло, отказаться от таможенного союза ради ВТО. Украина (самая развитая из вступивших в ВТО стран СНГ) при вхождении в эту организацию не смогла отстоять свои очевидные интересы. Например, Украина взяла на себя обязательство понизить импортный тариф на сельскохозяйственные товары до 11,6% (в 2005 г. этот тариф составлял 19,71%), хотя 80 стран — членов ВТО имеют ставки импортных тарифов на сельскохозяйственную продукцию на уровне 15%. По мнению ряда украинских ученых, после выполнения страной всех обязательств перед ВТО (на это предусмотрено пять лет) цены поднимутся до уровня мировых (на 50%), а безработица увеличится на 49%36. Думается, что неоправдавшиеся надежды на ВТО и, кроме того, существенное возрастание доли России во внешнеторговом обороте Украины (в 2010 г. — более 32%) по сравнению с Европейским Союзом (26%), развитие украино-белорусских и украино-казахстанских экономических связей будут весомым аргументом для возможного расширения рамок ЕЭП.

Во всяком случае, для  небольших государств СНГ — Кыргызстана и Молдовы — индивидуальное вступление в ВТО привело к серьезному ухудшению экономического положения, а вслед за этим и к политической нестабильности. Для членов же Таможенного союза чрезвычайно важно согласованное вступление во Всемирную торговую организацию, в противном случае ВТО и Таможенный союз станут несовместимы. Дело в том, что условия вступления в ВТО России в одиночку могут потребовать корректировки общих таможенных тарифов, и, кроме того, нет никаких гарантий, что условия вступления в ВТО Беларуси и Казахстана будут такими же, как и для России. В связи с этим в рамках Таможенного союза работает специальная комиссия по согласованию условий вступления в ВТО Беларуси, Казахстана и России. Иными словами, Беларусь, Казахстан, Россия не могут находиться в изоляции от мирового рынка. Им, конечно, необходимо стать членами ВТО, но условия вступления должны быть взаимовыгодными и не разобщающими, а еще более сплачивающими государства — члены ЕЭП. Во всяком случае, отсутствие каких-либо таможенных барьеров в торговле в рамках ЕЭП будет и при низких импортных тарифах обеспечивать приоритет отечественным для Беларуси, Казахстана и России предприятиям. В то же время для защиты общего рынка государств — членов Таможенного союза в условиях выполнения обязательств по ВТО придется использовать меры нетарифного регулирования, например техред ламенты, и политику эффективного валютного курса. «Девальвация, — отмечают В. Мау и О. Кочеткова, — в отличие от тарифных мер, хороша уже тем, что она действует в равной степени и на всех, ее нельзя коррумпировать, пролоббировав более выгодные для себя импортные тарифы».

Завершающая стадия переговоров  по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию показывает, что России приходится соглашаться на все большую либерализацию экономики: существенное снижение ввозных и экспортных пошлин. Так, в 2010 г. из-за позиции Финляндии были пересмотрены меры по ограничению экспорта круглого леса. В 2011 г. уменьшились экспортные пошлины на нефть, стимулировавшие нефтепереработку в России. Однако любые «потери» могут оказаться «приобретением». Во всяком случае, если размер таможенных тарифов в России после вступления в ВТО приблизится к тем обязательствам, которые выполняет сегодня Украина, то появится реальная возможность вступления последней в Таможенный союз Беларуси, Казахстана, России и в ЕЭП. Украине в этом случае не придется нарушать взятые на себя по отношению к ВТО обязательства.

При тех условиях что Россия вступила в ВТО приходится пересматривать многие экономические позиции. Рабочая группа по присоединению России к ВТО завершила переговоры и 10 ноября 2011г опубликовала отчет с подробной информацией об условиях вступления России в организацию. Следующий шаг – формальное одобрение данного решения на министерской конференции организации (пройдет 15-17 декабря), после чего потребуется ратификация пакта документов Россией до 15 июня 2012 г.

Согласно отчету рабочей группы, средняя ставка импортного тарифа будет  снижена до 7.8% с текущих 10% (по состоянию  на июнь 2011 г.). По словам представителя  России на переговорах с ВТО Максима  Медведкова, тарифы понизятся до уровней  середины 2007 г., т.е. Россия снизит «антикризисные пошлины». Судя по отчету рабочей группы, России удалось защитить самые уязвимые отрасли (автомобилестроение и сельское хозяйство), переходный период для которых  составит семь и восемь лет соответственно.

Вступление России в ВТО будет  способствовать развитию конкуренции  и снизит стоимость импортируемых  товаров, что в итоге окажется выгодным для российского потребителя  и может стимулировать модернизацию промышленности. Присоединение к  ВТО будет способствовать улучшению  работы российских институтов: в частности, это касается таможенного регулирования  и госзакупок. Более прозрачные инвестиционные правила и процедуры разрешения торговых споров должны стимулировать  инвестиции в среднесрочной перспективе.

По оценкам Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечит прибавку российскому  ВВП примерно на 2.8% в краткосрочной  перспективе, 3.3% – в среднесрочной  и 11% – в долгосрочной. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0.4-0.5 п.п. в год в течение следующих 7 лет.

Данная прибавка будет обеспечена не столько в результате открытия новых рынков, сколько за счет более  эффективного распределения ресурсов и, стало быть, расширения границ производственных возможностей. В то же время нахождение в ВТО должно внести существенный вклад в борьбу с инфляцией посредством усиления конкуренции и прямого снижения тарифов на импорт.

А вот по мнению других источников вступление России в ВТО несёт  за собой немалые потери.

По данным Всемирного банка  выгода зарубежных игроков в 10 раз будет больше, чем отечественных. Эксперты Всемирного банка утверждают, что «прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян».

Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год.

Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО  только российский Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.

По данным, опубликованным в журнале «Эксперт», Россия, вступая  в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит  шанс отвоевать у них; в годовом  выражении — 90 миллиардов долларов против 23, т.е.  на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики.

По словам вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте еды до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда  долларов.

По подсчетам некоторых  аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных  и 40 тыс. закрытых предприятий.

Известный западный экономист  Фридрих Лист установил следующий  закон: «Повсеместное и тотальное  установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование  предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии».

Бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле — несмотря на обещания перед вхождением в ВТО — не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Примером тому служит члены СНГ вступившие в ВТО (Армения, Кыргызстан, Молдова и Украина)

От того, как будут складываться экономические взаимоотношения  между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в  мировое хозяйство, во многом зависят  возможности, методы и перспективы  социально-экономических проблем  этих стран, а отчасти и потенциал  мирового хозяйства. Поэтому самого пристального внимания заслуживает  изучение тенденций развития СНГ, явных  и скрытых, сдерживающих и стимулирующих  факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.

За время существования СНГ  его участниками создана замечательная  нормативно-правовая база. Некоторые  документы направлены на более полное использование экономического потенциала стран Содружества. Однако большинство  договоров и соглашений частично или даже полностью не выполняется. Не соблюдаются обязательные юридические  процедуры, без которых подписанные  документы не имеют международно-правовой силы и не реализуются. Это касается, прежде всего ратификации национальными  парламентами и одобрения правительствами  заключаемых договоров и соглашений. Процесс ратификации и утверждения  затягивается на многие месяцы, и даже годы. Но даже после выполнения всех необходимых внутригосударственных  процедур и вступления договоров  и соглашений в силу до их практической реализации часто дело не доходит, так как страны не выполняют взятых на себя обязательств.

Драматизм сегодняшней ситуации состоит  в том, что СНГ оказалось во многом искусственной формой государственного устройства без своей концепции, четких функций, с непродуманным  механизмом взаимодействия стран-участниц. Почти все подписанные за 9 лет  существования СНГ договоры и  соглашения носят декларативный, а  в лучшем случае рекомендательный характер.

Сложилось трудноразрешимое противоречие между суверенностью республик  и острой потребностью в тесных экономических  и гуманитарных связях между ними, противоречие между необходимостью той или иной степени реинтеграции и отсутствием необходимых механизмов, способных обеспечить увязку интересов  стран.

Политика в отношении СНГ  отдельных государств, в первую очередь  России, принятые документы, в частности, инициированный ею план развития интеграции, свидетельствуют о попытках интеграции в пределах СНГ все аспекты  государственной деятельности образованием в будущем единого государства  на примере того, что происходит в Европейском Союзе.

В зависимости как строят государства  бывшего СССР свои отношения с  Россией, в СНГ можно выделить несколько групп государств. К  государствам, которые в краткосрочном  и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего российской, относятся Армения, Белоруссия и Таджикистан. Вторую группу образуют Казахстан, Киргизстан, Молдова  и Украина, которые также существенно  зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большой сбалансированностью внешнеэкономических связей. В третью группу государств чья экономическая зависимость от связей с Россией заметно слабее и продолжает снижаться, входят Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, последний представляет особый случай, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории.

Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ