Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
Введение …………………………………………………………………..4
Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7
1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7
1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16
1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20
Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37
2.1.Экономическое развитие России и значение экономической
интеграции для России…………………………………………………...37
2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43
2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60
2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72
Заключение ……………………………………………………………….84
Список литературы ………………………………………………………86
Приложение 1……………………………………………………………..
Приложение 2……………………………………………………………..
Приложение 3……………………………………………………………..
Приложение 4……………………………………………………………..
Начиная с 1 июля 2010 года, мы уже живем в условиях единой таможенной территории трех государств.
Пока нет официальных данных статистики государств – членов Таможенного союза, позволяющей оценить влияние отмены таможенного оформления на изменение товарооборота между странами ТС. Так как с начала функционирования союза прошел еще очень небольшой промежуток времени. Данные Федеральной службы государственной статистики о внешнеторговом обороте России в январе-июле 2010 года ввели отсутствия статистической информации в связи с отменой с 1 июля 2010 года таможенного оформления товаров в рамках Таможенного союза содержат только оценку взаимной торговли Российской Федерации с Республикой Казахстан либо приводятся без учета объемов этой торговли. Тем не менее, по данным Росстата, за период с января по июль 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь увеличился на 18,3%, а с Республикой Казахстан - на 17,9%.
2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве .
Развитие интеграционных
процессов в Содружестве
В рамках СНГ объединяются как страны — члены ВТО (Армения, Кыргызстан, Молдова и Украина), так и страны, ведущие переговоры о вступлении в эту организацию, в том числе Казахстан и Россия. Государства, вступившие в ВТО, пошли на весьма серьезную либерализацию внешней торговли. Их опыт показывает, что после вступления в ВТО сократился объем иностранных инвестиций в страну. Это вызвано тем, что при низких таможенных пошлинах иностранный бизнес предпочитает ввозить в такие страны товары, а не капитал. Местная промышленность часто не выдерживает конкуренции и разоряется.
Уменьшается объем торговли с соседями по Содружеству из-за подозрений в иностранном происхождении товаров из государств СНГ — членов ВТО, а также из-за ухудшения условий для экспорта товаров из стран СНГ — не членов ВТО. В результате резко возрастает безработица и как следствие — трудовая миграция.
Почему же эти страны поспешили вступить в ВТО? Сказалось давление иностранных кредиторов, а также стремление оказаться в ВТО раньше Российской Федерации с тем, чтобы затем при приеме России в ВТО диктовать ей свои условия. Об этом со всей определенностью заявляло, например, руководство Грузии. Так же будет ясно, что было бы правильнее, например, для Украины: выполнять подписанное и ратифицированное Соглашение о формировании единого экономического пространства (2003 г.), вступив в ВТО вместе с Беларусью, Казахстаном и Россией, или, как это и произошло, отказаться от таможенного союза ради ВТО. Украина (самая развитая из вступивших в ВТО стран СНГ) при вхождении в эту организацию не смогла отстоять свои очевидные интересы. Например, Украина взяла на себя обязательство понизить импортный тариф на сельскохозяйственные товары до 11,6% (в 2005 г. этот тариф составлял 19,71%), хотя 80 стран — членов ВТО имеют ставки импортных тарифов на сельскохозяйственную продукцию на уровне 15%. По мнению ряда украинских ученых, после выполнения страной всех обязательств перед ВТО (на это предусмотрено пять лет) цены поднимутся до уровня мировых (на 50%), а безработица увеличится на 49%36. Думается, что неоправдавшиеся надежды на ВТО и, кроме того, существенное возрастание доли России во внешнеторговом обороте Украины (в 2010 г. — более 32%) по сравнению с Европейским Союзом (26%), развитие украино-белорусских и украино-казахстанских экономических связей будут весомым аргументом для возможного расширения рамок ЕЭП.
Во всяком случае, для небольших государств СНГ — Кыргызстана и Молдовы — индивидуальное вступление в ВТО привело к серьезному ухудшению экономического положения, а вслед за этим и к политической нестабильности. Для членов же Таможенного союза чрезвычайно важно согласованное вступление во Всемирную торговую организацию, в противном случае ВТО и Таможенный союз станут несовместимы. Дело в том, что условия вступления в ВТО России в одиночку могут потребовать корректировки общих таможенных тарифов, и, кроме того, нет никаких гарантий, что условия вступления в ВТО Беларуси и Казахстана будут такими же, как и для России. В связи с этим в рамках Таможенного союза работает специальная комиссия по согласованию условий вступления в ВТО Беларуси, Казахстана и России. Иными словами, Беларусь, Казахстан, Россия не могут находиться в изоляции от мирового рынка. Им, конечно, необходимо стать членами ВТО, но условия вступления должны быть взаимовыгодными и не разобщающими, а еще более сплачивающими государства — члены ЕЭП. Во всяком случае, отсутствие каких-либо таможенных барьеров в торговле в рамках ЕЭП будет и при низких импортных тарифах обеспечивать приоритет отечественным для Беларуси, Казахстана и России предприятиям. В то же время для защиты общего рынка государств — членов Таможенного союза в условиях выполнения обязательств по ВТО придется использовать меры нетарифного регулирования, например техред ламенты, и политику эффективного валютного курса. «Девальвация, — отмечают В. Мау и О. Кочеткова, — в отличие от тарифных мер, хороша уже тем, что она действует в равной степени и на всех, ее нельзя коррумпировать, пролоббировав более выгодные для себя импортные тарифы».
Завершающая стадия переговоров по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию показывает, что России приходится соглашаться на все большую либерализацию экономики: существенное снижение ввозных и экспортных пошлин. Так, в 2010 г. из-за позиции Финляндии были пересмотрены меры по ограничению экспорта круглого леса. В 2011 г. уменьшились экспортные пошлины на нефть, стимулировавшие нефтепереработку в России. Однако любые «потери» могут оказаться «приобретением». Во всяком случае, если размер таможенных тарифов в России после вступления в ВТО приблизится к тем обязательствам, которые выполняет сегодня Украина, то появится реальная возможность вступления последней в Таможенный союз Беларуси, Казахстана, России и в ЕЭП. Украине в этом случае не придется нарушать взятые на себя по отношению к ВТО обязательства.
При тех условиях что Россия вступила в ВТО приходится пересматривать многие экономические позиции. Рабочая группа по присоединению России к ВТО завершила переговоры и 10 ноября 2011г опубликовала отчет с подробной информацией об условиях вступления России в организацию. Следующий шаг – формальное одобрение данного решения на министерской конференции организации (пройдет 15-17 декабря), после чего потребуется ратификация пакта документов Россией до 15 июня 2012 г.
Согласно отчету рабочей группы, средняя ставка импортного тарифа будет снижена до 7.8% с текущих 10% (по состоянию на июнь 2011 г.). По словам представителя России на переговорах с ВТО Максима Медведкова, тарифы понизятся до уровней середины 2007 г., т.е. Россия снизит «антикризисные пошлины». Судя по отчету рабочей группы, России удалось защитить самые уязвимые отрасли (автомобилестроение и сельское хозяйство), переходный период для которых составит семь и восемь лет соответственно.
Вступление России в ВТО будет
способствовать развитию конкуренции
и снизит стоимость импортируемых
товаров, что в итоге окажется
выгодным для российского потребителя
и может стимулировать
По оценкам Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечит прибавку российскому ВВП примерно на 2.8% в краткосрочной перспективе, 3.3% – в среднесрочной и 11% – в долгосрочной. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0.4-0.5 п.п. в год в течение следующих 7 лет.
Данная прибавка будет обеспечена не столько в результате открытия новых рынков, сколько за счет более эффективного распределения ресурсов и, стало быть, расширения границ производственных возможностей. В то же время нахождение в ВТО должно внести существенный вклад в борьбу с инфляцией посредством усиления конкуренции и прямого снижения тарифов на импорт.
А вот по мнению других источников вступление России в ВТО несёт за собой немалые потери.
По данным Всемирного банка выгода зарубежных игроков в 10 раз будет больше, чем отечественных. Эксперты Всемирного банка утверждают, что «прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян».
Расчеты Института народно-
Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.
По данным, опубликованным в журнале «Эксперт», Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит шанс отвоевать у них; в годовом выражении — 90 миллиардов долларов против 23, т.е. на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики.
По словам вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте еды до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда долларов.
По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
Известный западный экономист Фридрих Лист установил следующий закон: «Повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии».
Бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле — несмотря на обещания перед вхождением в ВТО — не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Примером тому служит члены СНГ вступившие в ВТО (Армения, Кыргызстан, Молдова и Украина)
От того, как будут складываться
экономические взаимоотношения
между Странами СНГ, от того, каковы
будут условия их вхождения в
мировое хозяйство, во многом зависят
возможности, методы и перспективы
социально-экономических
За время существования СНГ
его участниками создана
Драматизм сегодняшней ситуации состоит в том, что СНГ оказалось во многом искусственной формой государственного устройства без своей концепции, четких функций, с непродуманным механизмом взаимодействия стран-участниц. Почти все подписанные за 9 лет существования СНГ договоры и соглашения носят декларативный, а в лучшем случае рекомендательный характер.
Сложилось трудноразрешимое противоречие
между суверенностью республик
и острой потребностью в тесных экономических
и гуманитарных связях между ними,
противоречие между необходимостью
той или иной степени реинтеграции
и отсутствием необходимых
Политика в отношении СНГ отдельных государств, в первую очередь России, принятые документы, в частности, инициированный ею план развития интеграции, свидетельствуют о попытках интеграции в пределах СНГ все аспекты государственной деятельности образованием в будущем единого государства на примере того, что происходит в Европейском Союзе.
В зависимости как строят государства
бывшего СССР свои отношения с
Россией, в СНГ можно выделить
несколько групп государств. К
государствам, которые в краткосрочном
и среднесрочном плане
Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ