Экономическая интеграция России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа

Краткое описание

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..4

Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7

1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7

1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16

1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20

Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37

2.1.Экономическое развитие России и значение экономической

интеграции для России…………………………………………………...37

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72

Заключение ……………………………………………………………….84

Список литературы ………………………………………………………86

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………..

Приложение 3……………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 229.83 Кб (Скачать)

Более сложной формой является общий  рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной  взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий  все указанные формы интеграции с проведением общей экономической  и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической  интеграции прошел все указанные  этапы.

Факторы, определяющие интеграционные процессы

Экономическая интеграция имеет в  своей основе ряд объективных  факторов, среди которых важнейшее  место занимают:

• глобализация хозяйственной жизни;

• углубление международного разделения труда;

• общемировая по своему характеру  научно-техническая революция;

• повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда  приняло глобальный характер. Все  большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации  хозяйственной жизни на такой  уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом  хозяйстве с активным участием в  нем основной массы фирм большинства  стран мира.

Развитию межгосударственной экономической  интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные  системы.

Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся  стран, расположенных в одном  регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между  странами исторически сложившихся  и достаточно прочных экономических  связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными  усилиями может быть значительно  эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в  Европейском союзе (EC).

Цели международной экономической  интеграции конкретизируются в зависимости  от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного  союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.

Европейский союз - высшая на данный период времени форма интеграции - имеет  целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической  политики.

Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные  эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический  потенциал, способствует расширению товарооборота  и кооперационно -производственных связей. Это подтверждается развитием  многих интеграционных группировок, в  том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и  др.

Кроме того, экономическое сближение  стран в региональных рамках создает  благоприятные условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени  от конкуренции со стороны фирм третьих  стран.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий  развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке  труда, проводить научно-техническую  политику, что характерно для стран - членов ЕС.

 

1.3.Место интеграционных процессов  в экономике России

Развитие интеграционных процессов  является важнейшей характеристикой  современного мирового хозяйства которые  сопровождаются процессами глобализации, транснационализации и интернационализации  хозяйственной жизни. Прежде всего, говоря об интеграции, необходимо иметь в виду, что она подразумевает сближение государственных участников. Другим важным моментом является то, что этот процесс подразумевает сотрудничество между государствами в различных сферах, областях и формах. Интеграционные процессы – одно из главных направлений формирования нового миропорядка Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему. На рубеже XXI в. эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития. Интеграционные процессы в мире – объективное явление, но человечество еще должно научиться использовать их в интересах всеобщего и устойчиво безопасного развития.

Россия осуществляет тесное политическое, экономическое, научно-техническое  сотрудничество на различных уровнях  – глобальном, региональном и субрегиональном  уровне. На сегодняшний день РФ является участником следующих интеграционных инициатив на: СНГ,  ЕврАзЭС,  ЦАС,  ОДКБ,  ШОС,  АТЭС и др. Основными и стратегически важными партнерами по-прежнему остаются страны СНГ, Европы и АТР.

1) Основным интеграционным направлением  является СНГ. Несмотря на то  что, Россию и стран постсоветского  пространства связывает много  общего, СНГ как международная  организация имеет слишком небольшое  количество «точек соприкосновения»  между его членами. На мой  взгляд данная организация подошла  к такому рубежу, за которым  – укрепление либо разрушение  данного объединения. Россия также  как и другие страны постсоветского  пространства, строит новую государственность  и ищет свое место на международной  арене (это заключается в обилии  интеграционных организаций членом  которых РФ является). Ближнее  зарубежье же является ареной  противоборства различных сил,  в том числе США и ЕС (примером  могут послужить антироссийские  организации такие как ГУАМ ), сложность взаимоотношений которых переносятся и на СНГ. В СНГ фактически сосуществуют 2 группы государства. Часть элиты одних готова к воссозданию союзного государства, но не знает, как это лучше сделать. Лидера других против воссоединения, но поддерживают видимость жизнеспособности и используют свое, во многом формальное членство в этой организации исключительно с целью получения от России различных политических или экономических уступок. Однако Россия готова идти на многосторонние переговоры по укреплению данной организации. Только когда страны постсоветского пространства избавятся от своей боязни «советского прошлого» и начнут конструктивный диалог с РФ, только тогда данную организацию ждут положительные изменения.

2) Также одним из основных  российских партнеров является  Европа. Россия и ЕС ведут конструктивные  диалоги в рамках международных  форумов и организаций, проводятся  регулярные встречи на высшем  уровне, что способствует динамичному  развитию интеграционных процессов.  Осуществляется сотрудничество  в энергетической и нефтегазовой  областях, торговле, в области обеспечения  и поддержания международной  безопасности и стабильности. Так  же хотелось бы отметить, недавно  изложенную статью премьер-министра  Владимира Путина «Россия и  Европа: от осмысления уроков  кризиса – к новой повестке  партнерства». Программа, состоит из пяти пунктов : Во-первых, «создание гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока» с перспективой общей зоны свободной торговли. Во-вторых, «общая промышленная политика, основанная на сложении технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС» – модернизация российской экономики и «поощрение новой волны индустриализации» в Европе. В-третьих, создание «единого энергокомплекса Европы» с отказом от практики «непродуманных» реформ энергорынка в ЕС. Четвертое – сотрудничество в области науки и образования. Наконец, пятое – отмена виз между Россией и ЕС, которая должна стать «не завершением, а началом процесса реальной интеграции»

Россия в основном выступает  в роли поставщика энергоресурсов для  ЕС. Доля «Газпрома» в поставках  природного газа составляет 25 %. Эстония,  Литва,  Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Отсюда следует что около 70% российского экспорта нефти и газа идет в западном направлении, потому что в настоящее время все нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири направлены на запад. Такое нерациональное размещение производительных сил на территории России в немалой степени способствует гипертрофированному развитию российской экономики в европейской части и дальнейшему отставанию в экономическом развитии восточных регионов. Как следствие этого, из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для транспортировки энергоносителей на территории Сибири и Дальнего Востока для России оказывается закрытым рынок энергоресурсов стран Северо-Восточной Азии, таких как КНР, Япония, Республика Корея, где наблюдается явный дефицит энергоресурсов для поддержания высоких темпов экономического развития.

Следует, однако, иметь в виду, что  по существующим документам ЕС государства-члены  обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Поэтому, потребность в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры в азиатской части страны развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в  Северо-Восточную Азию может в  значительной степени решить как  проблемы экономического развития районов  Дальнего Востока и Сибири, так  и привлечения иностранных инвестиций из стран Северо-Восточной Азии –  КНР, Японии, Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей  из России. Первым шагом в решении  этого вопроса могли бы стать  усиленная интеграционная деятельность в регионе АТР.

Россия готова участвовать в  создании новых альянсов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе. Основными направлениями  является сотрудничество в такие  организациях как : АСЕАН, АТЭС, ШОС.

3) Укрепление сотрудничества с  Ассоциацией государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) относится к числу  приоритетов азиатской политики  России, находящихся под личным  контролем Президента Российской  Федерации В.В.Путина. Эта организация  является “ядром” региональных  интеграционных процессов в АТР.  Весомой составляющей российско-асеановских  связей являются межпарламентские  контакты. Делегации российских  парламентариев регулярно участвуют  в качестве наблюдателей в  заседаниях Генеральной ассамблеи  Межпарламентской организации АСЕАН  (АИПО). Важное измерение российско-асеановского  партнерства – взаимодействие  в рамках Регионального форума  АСЕАН по безопасности (АРФ). Россия  является одним из его основателей,  была сопредседателем Межсессионных  встреч АРФ по сотрудничеству  в области ликвидации последствий  стихийных бедствий (1998-2000 гг.) и Межсессионных  встреч АРФ по противодействию  терроризму и транснациональной  преступности (2003-2004 гг.), принимает  активное участие в ежегодных  министерских сессиях и межсессионной  деятельности Форума. Так 21 июля 2010 года в Далате в ходе консультаций старших должностных лиц по энергетике принята Программа энергетического сотрудничества Россия-АСЕАН на 2010—2015 гг., нацеленная на углубление взаимодействия в сфере развития альтернативных и возобновляемых источников энергии, энергетической инфраструктуры, мирного использования атомной энергии, угля, разведки нефти и газа. В октябре этого года прошел второй саммит России-АСЕНА по итогам которого, принято совместное заявление, об общих подходах сторон к формированию архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и определены основные направления развития диалога Россия–АСЕАН на ближайшую перспективу. Спектр направлений российско-асеановского сотрудничества продолжает расширяться, что не может не указывать на оптимистические перспективы в будущем.

4) АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое  сотрудничество) – центральная международная  организация, в рамках которой  осуществляется сотрудничество  РФ со странами Азиатско-тихоокеанского  региона (АТР). Определяющей стратегической  целью является формирование  в Азиатско-тихоокеанском регионе  системы свободной и открытой  торговли и инвестиций — для  развитых к 2010 и для развивающихся  государств к 2020 годам. Членство  России в организации подтверждает  ее статус в качестве крупной  азиатской державы. В качестве  членов рабочих органов АТЭС, российские эксперты получают  возможность принимать участие  в обсуждении и разработке  рекомендаций по стратегическим  проблемам как торговля, инвестиции, финансы, малое и среднее предпринимательство,  энергетика, транспорт, рыболовство,  стандартизация и др., а также  в атэсовских выставках и семинарах.  “Россия готова и дальше участвовать  в региональной экономической  интеграции, взаимодействовать в  таких формах как, обмен опытом  в сфере инновационного развития, внедрение передовых технологий  и информатизацию. Основные цели  России это построение системы  открытой и свободной торговли  и инвестиционной деятельности  в АТР особую роль в которых  играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической  и транспортной областях. А это  еще один способ привлечь инвестиции  в данный регион.

5) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная в июне 2001 года, объединяет  государства (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан), которые придерживаются сходных  взглядов на тенденции мирового  развития и готовы совместно  искать согласованные подходы  к решению международных и  региональных проблем. Другая  ее задача – укрепление регионального  экономического и культурного  сотрудничества. ШОС никому не  противопоставляет себя, она нацелена  на позитивное решение конкретных  проблем в интересах стран-членов. Страны-члены ШОС тесно сотрудничают и твердо поддерживают друг друга по всем ключевым вопросам, особенно в вопросах обеспечения безопасности и в тороговой сфере. Китай, например, является крупным производителем автомобилей – от легковых, до самосвалов. ШОС вместе с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) уже прорабатывают вопрос создания “поясов безопасности” в сферах терроризма, наркоторговли и финансов. На последней встрече государств-членов было предложено странам ШОС активизировать торгово-экономическое сотрудничество путем создания совместных предприятий, созданных с учетом последних достижений науки; усилить кооперацию в таможенной области; усилить сотрудничество в сырьевой и несырьевой сферах; расширить энергетическое сотрудничество по мере строительства газо и нефтепровода “РФ-КНР”. Сотрудничество России и Китая доминирует в это организации как основных игроков. Поэтому необходимо способствовать принятию в ШОС Индии, Монголии и, возможно, Пакистана в качестве полноправных членов, а Турции предоставить статус наблюдателя. Российским интересам соответствует прежде всего вступление Индии. Подключение такого крупного и авторитетного государства превратило бы ШОС в одну из наиболее влиятельных международных организаций. Удалось бы значительно стимулировать экономическую кооперацию за счет индийского потенциала, а также расширить вовлеченность Дели в политическое сотрудничество на восточном и северном направлениях.  Так же необходимо значительно активизировать экономическое сотрудничество в рамках ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии.

Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ