Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
Введение …………………………………………………………………..4
Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7
1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7
1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16
1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20
Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37
2.1.Экономическое развитие России и значение экономической
интеграции для России…………………………………………………...37
2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43
2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60
2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72
Заключение ……………………………………………………………….84
Список литературы ………………………………………………………86
Приложение 1……………………………………………………………..
Приложение 2……………………………………………………………..
Приложение 3……………………………………………………………..
Приложение 4……………………………………………………………..
Планомерное развитие экономики СССР
как единого народно-
Россия по-прежнему остаётся для
них центром притяжения как более
сильный и экономически развитый
партнёр. В свою очередь, и российская
сторона в целом заинтересована
в сохранении кооперационных связей
с партнёрами по СНГ, в том числе
в машиностроении и оборонных
отраслях, а также в сфере торговли
сырьевыми ресурсами и
Для России вопрос сохранения Содружества как суверенного, реального и быстро наращивающего экономический потенциал объединения - это вопрос «качества субъектности» в мире ХХI века. Россия как лидер СНГ или Россия, окруженная сателлитами США, - это принципиально разные сценарии. Руководство России должно быстро и умно отреагировать на приближающуюся к критической точке напряженность и предложить партнерам по Содружеству принципиально иное содержание интеграционных процессов.
Основной задачей
В истории России первая половина 1996 г. займет особое место. Объясняется это интеграционными процессами внутри Содружества Независимых Государств (СНГ).
Прежде всего отметим, что различные политические партии и общественно-политические течения Российской Федерации абсолютно по-разному оценивают Беловежские соглашения, заключенные руководителями России, Белоруссии и Украины. В этой связи 15 марта 1996 г. Государственная Дума России проголосовала за денонсацию Беловежских соглашений. Одновременно Думой было принято постановление о юридической силе для России итогов референдума 1991 г. (из 75,4 % участвовавших в референдуме избирателей страны 71,3 % проголосовали за сохранение Союза ССР).
Против решения Думы резко выступил Президент Б.Н. Ельцин, который обратился 17 марта со специальным посланием в Совет Федерации, признав решение Думы неправомерным. По существу разгорелся серьезный спор между исполнительной и законодательной властями. Сегодня еще трудно судить о последствиях принятого Думой решения.
Между тем интеграционные процессы внутри СНГ начали набирать свои обороты. 29 марта 1996 г. в Москве между президентами России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии были подписаны документы, нацеленные на дальнейшее укрепление интеграции в экономической и гуманитарной областях. Президенты единодушно оценили это событие как "эпохальное", последствия которого будут иметь исключительно позитивное влияние на жизнь народов, связанных "исторически сложившейся общностью судеб". В этих документах отмечается:
1. Волею судеб эти народы
в конце 1991 г. оказались разделены
государственными границами,
2. Договор заключен на
5 лет с автоматической
Судя по целям, договор породил создание единого экономического пространства, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, взаимодействие различных форм собственности.
К примеру, в статье 3 говорится, что к компетенции совместных органов Союза (Сообщества) относится определение общей политики и непосредственное управление в следующих областях: экономика, денежно-кредитное и финансовое регулирование, энергетика, транспорт, связь, обеспечение равных гарантий, прав и свобод граждан, прав национальных меньшинств, внешняя политика, экология, стандарты, безопасность и охрана границ. Для достижения этих целей стороны учреждают Высший совет, Интернациональный комитет и Парламентский конгресс.
По конкретным направлениям
подписаны отдельные
Важное значение придавалось
таможенному союзу. Это не означало,
что на границах между странами исчезнут
таможенные посты и товары свободной
рекой потекут во всех направлениях.
Речь шла о единой таможенной политике,
унифицированных правилах доставки
и досмотра грузов, их учета, взаимных
расчетов и совместных мерах по борьбе
с контрабандой. В военной области
стороны условились обеспечивать общую
безопасность, иметь единые принципы
строительства, планирования и использования
вооруженных сил, их участия в
миротворческих операциях, а также
использования элементов
Серьезным шагом на пути интеграции СНГ явилось подписание в Москве президентами России и Белоруссии 2 апреля 1996 г. договора об углублении интеграции между Белоруссией и Россией. Сразу же Государственная Дума России приняла Заявление в поддержку этого Договора. Более того, депутаты Думы призвали глав государств СНГ поддержать процесс российско-белорусского сближения и присоединиться к нему "в любых приемлемых формах".
Положительные тенденции
интеграционных процессов в странах
СНГ способствовали усилению цивилизованных
отношений и нацеливали на совместное
мирное сосуществование на всем постсоветском
пространстве. Это было весьма важно
в связи с тем, что распад СССР
и образование СНГ определили
как позитивные, так и негативные
аспекты взаимоотношений между
новыми суверенными государствами.
По мнению председателя Совета Российского
общественно-политического
Известное усиление "реинтеграционных" настроений среди определенных кругов СНГ следует рассматривать не столько как укрепление этой организации как таковой, сколько как выявление реальных и потенциальных двусторонних и многосторонних связей между его субъектами, как реакцию на крайности, которыми сопровождался болезненный распад СССР в начале 90-х гг. Тенденция хотя бы к символическому преодолению отчуждения обусловлена рядом причин. Среди них: усталость и отрезвление от националистической идеологии, разочарование правящих элит бывших союзных республик масштабами западноевропейской и американской экономической помощи, ограниченные возможности самостоятельного экономического развития. Немаловажное значение имеет и серьезная ориентация на Россию определенных кругов в бывших союзных республиках.
Что же касается субъективного восприятия места России в постсоветском пространстве, то сознание российского общества во многом противоречиво, а отношение к интеграции — это достаточно сложный комплекс установок и настроений. Если судить по опросам общественного мнения, то по-прежнему сохранялся высокий уровень ностальгии по бывшей "большой" стране, сам по себе распад СССР значительной, если не основной частью населения воспринимался как зло и даже национальная трагедия. В 1996 г. шок от распада несколько смягчился пониманием того, что новое зарубежье — все-таки не то же самое, что зарубежье традиционное. Несмотря на политическую суверенизацию бывших союзных республик, введение ими своих валют, таможен и т.д., границы в рамках СНГ все-таки оставались во многом открытыми, и связи между живущими в них людьми не ослаблялись или, во всяком случае, ослаблялись не вследствие политического распада как такового. В современных условиях уже значительная часть населения выступает не за Союз в его прежних или измененных границах, а за реинтеграцию бывших советских республик.
В этой связи профессор
А.М. Салнин подчеркивает, что в целом
отношения России со странами СНГ
в обозримом будущем могут
сложиться в асимметричную
Проблема единения народов
СНГ продолжает сегодня оставаться
одной из наиболее ярких и притягательных.
Поэтому предпринятые в условиях
нового общественно-государственного
строя России, может быть, недостаточно
реальные шаги к более глубокой интеграции
в странах СНГ встретили
Для успеха интеграции, как считает профессор Зиядуллаев, следует сломать изоляционистские языковые конструкции в республиках и недальновидность российской политики в отношении русского языка. Насколько ранее популяризировалась и поднималась его роль, настолько, особенно в первые годы суверенизации, она принижалась. Только в Белоруссии и Киргизии русский язык получил статус государственного. В этом отношении одним из реальных шагов углубления интеграции явилось бы придание русскому языку статуса официального для межгосударственных структур и равноправного с родным во всех постсоветских республиках, где национальные языки являются государственными де-юре, а русский — де-факто. Он был и остался объединяющим фактором. Язык межнационального общения не исчерпал себя.
Русский язык сегодня нужен
титульным нациям больше, чем самим
русским. Посредством русского языка
они вышли в мировую науку
и технику, литературу и культуру.
На русском языке получили образование
политические лидеры и научно-техническая
интеллигенция. Они приобщились
к европейскому образу жизни и
мысли, пусть и несколько
Договором об углублении интеграции
в экономической и гуманитарной
областях Россия, Белоруссия, Казахстан
и Киргизия обязались создать "условия
для сохранения и укрепления общего
культурного пространства на основе
исторически сложившихся связей
и деловых контактов между
творческими союзами и
Заслуживает внимания и проработка вопроса о едином гражданстве для всех граждан СНГ при сохранении вновь приобретенного гражданства суверенного государства. Пока только Туркменистан и Таджикистан заключили с Россией договоры о двойном гражданстве. Хотя действенность этих актов ощущается крайне слабо и противоречиво.
Между Россией, Белоруссией,
Казахстаном и Киргизией были
достигнуты вселяющие надежду
В целях оказания реальной помощи нашим соотечественникам 17 мая 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление "О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом", в котором определены как общие, так и конкретные задачи по реализации этой крайне необходимой программы.
В современных условиях бурный интеграционный натиск перешел в практическую плоскость, и уже четко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:
I — Россия, Белоруссия
— наиболее глубокая форма
Сообщества с общими
II — Россия, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия — углубленная,
Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ