Экономическая интеграция России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа

Краткое описание

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..4

Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7

1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7

1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16

1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20

Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37

2.1.Экономическое развитие России и значение экономической

интеграции для России…………………………………………………...37

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72

Заключение ……………………………………………………………….84

Список литературы ………………………………………………………86

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………..

Приложение 3……………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 229.83 Кб (Скачать)

Так, первичный рафинированный алюминий производится в значительных количествах в России и в заметно меньших объемах – в Таджикистане, Украине, Казахстане и Узбекистане. Но Россия, в отличие от других стран, работает преимущественно на импортном сырье, закупая глинозем в том числе у Украины, Казахстана и Азербайджана. Наличие собственной ресурсной базы, причем с низкой себестоимостью производства, а также низкие издержки на рабочую силу и природоохранную деятельность побуждают партнеров по СНГ осваивать и расширять производство рафинированного алюминия. Отмена Казахстаном вывозной пошлины на нелегированный алюминий стала очередным шагом на пути более полной экспортоориентированной переработки добываемого сырья на своей территории. На мировой рынок цветных металлов планирует выйти Азербайджан, развивающий алюминиевую промышленность как на собственном, так и на привозном сырье.

Менее обеспеченные собственным  сырьем, но все более ориентирующиеся  на экспорт рафинированных металлов Таджикистан (алюминий) и Узбекистан (медь, цинк, алюминий) в перспективе могут создать дополнительное напряжение в ресурсообеспечении цветной металлургии СНГ, притягивая дополнительные потоки руд и концентратов. Страны, являющиеся пока в основном поставщиками концентратов (Армения, Грузия, Киргизия), также намерены в будущем осваивать переработку сырья на своей территории.

Сценарий, описанный для  цветной металлургии, может или уже повторяется в нефти и газохимии, производстве минеральных удобрений, ряде других отраслей. Оптимальным подходом для России в сложившейся ситуации была бы совместная с партнерами из СНГ реализация проектов в сферах традиционной экспортной специализации РФ. Это позволило бы избежать нерациональной конкуренции за рынки и более эффективно влиять на уровень цен. Согласно сделанным в самое последнее время российским расчетам и прогнозным оценкам взаимной торговли стран СНГ и Таможенного союза (ТС), при инерционном развитии ситуации, т.е. без учета возможного стимулирующего эффекта последовательного углубления интеграции в рамках ТС и формируемого единого экономического пространства, значимость взаимной торговли для постсоветских государств, в первую очередь для России, в лучшем случае сохранится на прежнем уровне или будет падать. Удельный вес Нидерландов в экспорте России (12% в 2010г.) уже значительно больше, чем стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (9,6%), а доля Китая в импорте РФ (13,6%) – превосходит суммарный вес всех государств СНГ (13,0%).

Удельный вес стран  Содружества в экспорте России, (по данным ФТС) составлявший в 2011 г. 15,5%, и в базисном, и в оптимистическом (предполагающем благоприятную мировую конъюнктуру и прогрессивные структурные сдвиги в экономике) прогнозных сценариях к началу 2020-х гг. не превысит 16–17%. По импорту ситуация хуже: доля СНГ в обоих сценариях упадет с нынешних 13% до менее 10%. Согласно этим оценкам, стоимостные объемы экспорта России в СНГ достигнут максимума 2008 г. в базисном варианте только к 2016 г., а в оптимистическом – к 2013–2014 гг.

Физические объемы экспорта в СНГ к началу 2020-х гг. превысят уровень 2010 г. в базисном варианте лишь на 5–10%, а в оптимистическом – на 13–18%. Стоимостные объемы российского импорта из СНГ восстановятся на уровне 2008 г. не ранее 2018–2019 гг. в базисном и не ранее 2017 г. в оптимистическом варианте. Физические объемы ввоза из СНГ выйдут на предкризисные показатели только к началу 2020-х гг. в обоих сценариях. Товарная структура экспорта и импорта России из СНГ в ближайшие пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители (41–45% в начале 2020-х гг.), импорта – машины и оборудование (29–39%). В свою очередь, современная интенсивность торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже выше, чем средний расчетный уровень для стран, находящихся в одном таможенном союзе. Это объясняется в том числе инерцией традиционных хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, но также свидетельствует о высокой степени реализованности потенциала взаимной торговли. Иными словами, для России, Белоруссии и Казахстана фактические объемы двусторонней торговли превышают не только значения, характерные для мировых торговых отношений, но и объемы торговли для стран на данном уровне развития, состоящих в одном таможенном союзе.

Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться.

Важной составляющей внешнеторгового  обмена России со странами СНГ является торговля услугами. По итогам 2011 г. доля услуг в суммарном обороте товаров и услуг составила 17,4%.

С начала текущего десятилетия  и до конца 2008 г. отмечалось устойчивое расширение взаимной торговли услугами России и стран Содружества: с 2000 г. обмен услугами увеличился в 3,4 раза. 2007 и 2008 гг. характеризовались беспрецедентно высокими темпами прироста взаимной торговли услугами – на уровне 30% ежегодно. Экономический подъем в России и странах СНГ стимулировал расширение продаж и закупок услуг, в первую очередь, по таким статьям, как «Транспорт», «Поездки», «Строительные услуги», «Прочие деловые услуги». Российский экспорт услуг в СНГ, начиная с 2003 г., рос быстрее импорта; его стоимостный объем в 2001–2008 гг. увеличился в 4,7 раза (импорт вырос в 2,4 раза). За счет более высоких темпов расширения российского экспорта по сравнению с динамикой импорта с 2006 г. торговля услугами со странами СНГ (в отличие от дальнего зарубежья) является доходной статьей платежного баланса России: профицит в торговле услугами в 2008 г. достиг 3,8 млрд. долл. против 0,8 млрд. долл. в 2006 г. Вместе с тем, снижение деловой активности в России и странах СНГ в условиях мирового финансово-экономического кризиса обусловило уменьшение стоимостных объемов внешней торговли услугами в 2009 г. по сравнению с аналогичным 2008 г. почти на 2,3 млрд. долл. Но сохранился профицит в торговле услугами (992 млн. долл.).

Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция снижения доли стран ближнего зарубежья в общем объеме внешней торговли России услугами. В 2010 г. удельный вес Содружества (14,6%) в этой сфере уменьшился на 7 процентных пунктов (п.п.), по сравнению с 2000 г.

Основными причинами явились  концентрация выездного туризма и внешнеторговых товаропотоков на странах дальнего зарубежья, невысокая конкурентоспособность, небольшое взаимное предложение наукоемких и технически сложных услуг, необходимых России и торговым партнерам из СНГ для модернизации экономики.

Отраслевая структура  российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают традиционные виды услуг – «Транспорт» и «Поездки» (4/5 всех продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы продаж наукоемких услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2011 г.) по сравнению с общим объемом российского экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл.). Скромная доля Содружества в экспорте наукоемких услуг из РФ (10,8% в 2011 г.) связана, главным образом, с меньшими объемами участия российских компаний в экономическом и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним, включая техническое содействие в модернизации и строительстве объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере.

Структура импорта услуг  из СНГ по сравнению с их экспортом  характеризуется более высокой долей наукоемких услуг (14% в 2011 г.), что связано с закупками Россией телекоммуникационных, а также инженерных и технических услуг. Все последние годы значительную часть импорта услуг из СНГ составляют расходы по статье «Государственные услуги» – около 9–10%. Суммарные платежи России в пользу СНГ по указанной статье в 2000 г. – 2011 г. составили 4,6–4,7 млрд. долл., в том числе накопленное отрицательное сальдо – порядка 4,4 млрд. долл. В данной статье учитываются расходы нашей страны на содержание Черноморского флота, военных баз, официальных представительств и организаций, аренду космического комплекса «Байконур» и др.

Возможности роста валютных доходов от продаж услуг в СНГ  во многом связаны с более полным использованием экспортного потенциала отечественного транспортного комплекса на основе повышения доли участия российских транспортных компаний в перевозках отечественных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами. Среди основных задач: развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров); обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации; приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню

сервиса, качества и стоимости  перевозок; упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих границ России и стран СНГ; гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.

Усиление российского  присутствия на рынке наукоемких услуг СНГ возможно прежде всего за счет расширения технического содействия в сооружении и модернизации инфраструктурных и производственных объектов, развития научно-технического сотрудничества, которое бы привело к росту обмена результатами научных исследований (патентами, лицензиями, «ноу-хау» и пр.).

 

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ

Ближайшая задача - это восстановление жизненно необходимых разрушенных межгосударственных связей в сфере экономики для выхода из кризиса и экономической стабилизации, т.к. эти связи являются одним из самых важных факторов роста эффективности и благосостояния народа. Далее могут последовать различные сценарии и варианты экономической и политической интеграции. Готовых рецептов нет. Но сегодня видны некоторые пути будущего обустройства Содружества:

1)  экономическое развитие при взаимодействии с другими странами СНГ преимущественно на двусторонней основе. Наиболее четко такого подхода придерживается Туркменистан, который не подписал Договор об экономическом союзе, но в то же время активно развивает двусторонние отношения. К примеру, заключено и успешно осуществляется стратегическое Соглашение РФ о принципах торгово-экономического сотрудничества до 2000 года. К этому варианту более склоняются Украина и Азербайджан;

2)  создание региональных интеграционных блоков в рамках СНГ. Это прежде всего касается трех (национал) центрально-азиатских государств - Узбекистана, Казахстана и Киргизии, принявших и реализующих ряд важных субинтеграционных соглашений;

3)  глубокая интеграция принципиально нового типа на рыночной основе с учетом баланса интересов больших и малых государств. Это - ядро СНГ в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Какой из этих вариантов окажется более реализуемым, зависит от того, насколько возобладают соображения  экономической целесообразности. Оптимальное  сочетание этих направлений в  различных конфигурациях экономической  интеграции при укреплении политической независимости и сохранении этической  уникальности новых суверенных государств - единственно разумная и цивилизованная формула дальнейшего постсоветского пространства.

Несмотря на расхождение в национальных законодательных системах и разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы  сохраняются, имеются возможности  для их решения и углубления. Разноскоростное  развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для  их тесного взаимодействия, поскольку  поле интеграционных процессов и  выбор инструментов очень широки.

Жизнь показала бессмысленность объединений  без учета региональной, национальной, экономической и социальной специфики  каждого участника Содружества. Поэтому все более предметно  обсуждается предложение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ  в своеобразный орган Совета глав государств, имея в виду оставить за ним проработку главным образом  политических вопросов Содружества. Экономические  же проблемы возложить на МЭК (Межгосударственный экономический комитет), сделав его инструментом Совета глав правительств и наделив его большими, чем сейчас полномочиями.

Обостренная социально-экономическая  ситуация во всех странах Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как это ни парадоксально, имеют  свою позитивную сторону. Это заставляет задумываться об отказе от политизированных приоритетов, подталкивает к шагам, поиску более эффективных форм сотрудничества.

Обеспечить привлекательность  России как регионального лидера постсоветских стран возможно, главным образом, на основе роста российского экономического и научно-технического потенциала, повышения национальной конкурентоспособности путем практической реализации взятого курса на развитие обрабатывающей промышленности и активизацию инновационной деятельности, преодоление топливно-сырьевого характера российского экспорта и более полного удовлетворения потребностей партнеров по Содружеству в новых технологиях и современном наукоемком оборудовании.

Укрепление позиций России в СНГ тесно связано с последовательным развитием равноправного и конструктивного  диалога с признанными мировым  сообществом независимыми государствами  бывшего СССР на всех уровнях государственной  власти и по всему комплексу вопросов, представляющих взаимный интерес.

В торгово-политическом плане  укреплению позиций России в СНГ  может способствовать постепенное  выведение двустороннего формата  диалога стран Содружества с  ведущими нерегиональными игроками на уровень Таможенного союза и СНГ в целом (там, где это возможно). В частности, надблоковый формат сотрудничества СНГ–ЕС (принципиально реализуемый в случае создания многосторонней зоны свободной торговли в СНГ) позволил бы перевести интеграционные процессы на общеевропейском пространстве из конфликтной плоскости в плоскость поиска и реализации возможностей взаимовыгодного сотрудничества. Во взаимоотношениях с Китаем перевод части вопросов взаимодействия на уровень СНГ мог бы скорректировать исключительно мощную двустороннюю экономическую дипломатию КНР на постсоветском пространстве, базирующуюся на крупномасштабных финансовых вливаниях.

Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ