Экономическая интеграция России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа

Краткое описание

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..4

Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7

1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7

1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16

1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20

Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37

2.1.Экономическое развитие России и значение экономической

интеграции для России…………………………………………………...37

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72

Заключение ……………………………………………………………….84

Список литературы ………………………………………………………86

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………..

Приложение 3……………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 229.83 Кб (Скачать)

Не имеет смысла подробно останавливаться  на анализе степени развития демократии в странах СНГ. Даже в тех государствах, где политические реформы идут наиболее успешно, демократию можно охарактеризовать как «управляемую» или «фасадную». Особо отметим, что и демократические  институты, и правосознание развиваются  крайне медленно; в этих вопросах время  следует измерять не годами, а поколениями. Приведем лишь несколько примеров того, как государства СНГ выполняют  взятые на себя интеграционные обязательства. В 1998 г., после падения курса рубля, Казахстан, в нарушение соглашения о Таможенном союзе, без каких-либо консультаций ввел 200-процентную пошлину  на все российские продовольственные  товары. Киргизия, вопреки обязательству  в рамках Таможенного союза придерживаться единой позиции на переговорах с  ВТО, в 1998 г. вступила в эту организацию, что сделало невозможным введение единого таможенного тарифа. Белоруссия на протяжении многих лет не перечисляет  России пошлины, собранные на белорусском  участке единой таможенной границы. К сожалению, страны СНГ еще не достигли политической и правовой зрелости, необходимой для межгосударственной интеграции.

В целом очевидно, что страны СНГ  не соответствуют условиям, необходимым  для интегрирования по образцу Европейского союза. Они не достигли экономического порога интеграционной зрелости; в  них еще не сложились ключевые для межгосударственной интеграции институты плюралистической демократии; их общества и элиты не сформулировали широко разделяемой идеи, которая  могла бы инициировать интеграционные процессы. В подобных условиях сколь  угодно тщательное копирование сложившихся  в ЕС институтов и механизмов не даст никакого эффекта. Экономические  и политические реалии постсоветского пространства настолько сильно сопротивляются привносимым европейским технологиям  интеграции, что неэффективность  последних очевидна. Вопреки множеству  соглашений экономики стран СНГ  расходятся все дальше и дальше, взаимозависимость уменьшается, а  фрагментация нарастает. В обозримом  будущем интеграция СНГ по образцу  Европейского союза представляется весьма маловероятной. Это, однако, не означает, что экономическая интеграция СНГ не может идти в каких-либо других формах. Быть может, более адекватной моделью была бы НАФТА и строящаяся на ее основе панамериканская зона свободной торговли.

 

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в  торговой политике России и СНГ

За последние полтора десятилетия  роль стран СНГ во внешней торговле России заметно снизилась: если в 1994 г. на них приходилось 24% товарооборота, то в 2010 г. – только 13,7% а в 2011г. –16,5% . В то же время три наших главных контрагента из этой группы стран – Белоруссия, Украина и Казахстан – продолжают входить в число важнейших торговых партнеров России.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2011 году составил 122,4 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2010 годом на 34,2%, в том числе экспорт – 78,3 млрд. долл. США (рост на 31,3%), импорт – 44,3 млрд. долл. США (рост на 39,6%).

Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2011 года размер сальдо вырос на 14,3% к 2010 году).

Рис 2. Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2011 году (2010 год) по данным ФТС (в % от общего объема товарооборота со странами СНГ).

В 2011 г. Белоруссия занимала 5-е место, Украина – 6-е, Казахстан – 13-е. Торговля России со странами СНГ в последние несколько лет развивалась теми же темпами, что и со странами дальнего зарубежья, поэтому в 2005–2010 гг. колебания их удельного веса в общем товарообороте не превышали 1%. Несмотря на снижение удельного веса стран СНГ в экспорте России, сейчас они имеют существенно большее значение для многих российских экспортеров. Дело в том, что указанное снижение произошло главным образом из-за переориентации поставок энергоносителей на рынки дальнего зарубежья в условиях быстрого роста мирового спроса и цен на топливо. Если в 1992–1994 гг. на СНГ приходилось 40% суммарного российского экспорта энергоресурсов в натуральном выражении, то в 2010–2011 гг. – 14,7% (в 2009 г. – 15,9%).

В середине 1990-х гг. в страны СНГ шло 15% нашего экспорта без учета  минерального сырья, а в 2011 г. этот показатель превысил 25% (в 2010 г. – 23%). Еще большее значение страны СНГ имеют в экспорте продукции обрабатывающей промышленности (без учета товаров с высокой сырьевой составляющей – нефтепродуктов, удобрений, пиломатериалов и т.п.): в 2000 г. этот показатель равнялся 31%, а в 2011 г. – 55%. За 2000-е гг. отмечено существенное повышение их доли по широкому кругу промышленной продукции глубокой переработки, многим видам машин и оборудования.

Важной характеристикой  российского экспорта в СНГ, тесно  связанной с его товарной структурой, является существенно более высокая степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Самый высокий показатель диверсификации по экспорту России в двенадцать крупнейших контрагентов в 2011 г. был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн. долл. по 4-значным кодам ТНВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), за исключением закрытых групп – драгоценных камней и металлов, вооружений и др.). Далее следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом – Германия (69), КНР (51), Турция (49), Нидерланды (42), Италия (41), США (39), Польша (36), Великобритания (32). Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан разительно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в дальнее зарубежье.

В импорте России доля стран  СНГ неуклонно снижается: в 1990-е  гг. она равнялась 25–30%, а к 2011 г. сократилась до 13%. Это обусловлено тем, что РФ активно развивала импорт высококачественных товаров как инвестиционного, так и потребительского назначения, которые государства Содружества чаще всего не в состоянии предложить. Кризис еще более снизил конкурентоспособность продукции из СНГ на российском рынке.

Страны СНГ обеспечивают основную часть потребностей России в импорте минерально-сырьевых товаров (руд и концентратов металлов, строительного сырья), являются главными поставщиками хлопка – основного сырья для российской легкой промышленности, играют равнозначную странам дальнего зарубежья роль в снабжении России дефицитной плодоовощной продукцией (правда, большая часть импорта которой носит неорганизованный характер). Вместе с тем, многие промышленные товары из СНГ вступают в прямую конкуренцию с российской продукцией, имея дополнительные преимущества в виде мощной государственной поддержки (в первую очередь, это товары из Украины и Белоруссии).

По ряду важных видов промышленной продукции страны СНГ занимают на российском рынке более прочные позиции, чем отечественные производители.

В текущем десятилетии  не удалось преодолеть тенденцию  ухудшения позиций России на рынках стран СНГ. Среди важных причин этого: низкая конкурентоспособность отечественных обработанных изделий (за немногими исключениями) по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; неготовность нашей страны удовлетворить растущий инвестиционный и потребительский спрос государств Содружества на качественные товары с высокими технико-экономическими свойствами; отсутствие действенных финансовых и иных механизмов стимулирования экспорта. Создание в этих странах новой транспортной инфраструктуры (прокладка трубопроводов, строительство дорог и других коммуникаций) и возможность диверсификации поставок углеводородов на внешний рынок, расширение привлечения прямых иностранных инвестиций (обычно стимулируют экспортно-импортные потоки), а также кредитов международных организаций и нерегиональных стран, выравнивание условий хозяйственных связей СНГ с остальным миром – все это усиливает процессы переориентации государств Содружества на рынки дальнего зарубежья.

 

Экспорт России в страны СНГ

Импорт России из стран  СНГ

Сальдо

 
всего

в % к 
2010 г.

 
всего

в % к 
2010 г.

Азербайджан

1679,1

172,3

369,4

171,8

1309,7

Армения

541,3

108,0

133,9

134,1

407,4

Беларусь

17738,0

142,8

10338,6

145,8

7399,4

Казахстан

10210,2

125,5

5458,1

153,2

4752,1

Киргизия

708,1

102,1

220,6

74,6

487,5

Республика Молдова

990,6

133,3

294,9

110,6

695,7

Таджикистан

534,0

110,1

64,0

42,1

470,0

Туркмения

770,4

138,5

111,1

126,3

659,3

Узбекистан

1464,4

110,4

1404,2

121,1

60,2

Украина

22449,9

140,6

14770,0

150,3

7679,9

Итого

57086,1

136,5

33164,8

145,7

23921,3


Таблица 1:

экспортно-импортные операции России со странами СНГ 
2011 г. по данным Госкомстата (подробная информация в приложении 1 и 2).

В числе других причин, оказывающих  сдерживающее влияние на торгово-экономические отношения России и стран СНГ, можно отметить: весомые транспортные издержки взаимных связей, обусловленные большими расстояниями; неизбежность использования при многих со общениях транзита; плохая техническая оснащенность пограничных пунктов пропуска; более высокие, по сравнению с внутренними, международные транспортные тарифы; периодически вводимые ограничения для поставок товаров на рынки друг друга отдельных товаров с целью защиты национальных производителей.

Средневзвешенная доля России в экспорте стран СНГ уменьшилась  с 42% в 1995 г. до 28% в 2000 г. и до 15% в 2009 г., в импорте – с 48% до 45% и до 32,5% соответственно. Однако, следует учитывать, что бурное развитие экспорта нефти из Казахстана и Азербайджана и нефтепродуктов из Белоруссии на фоне быстрого повышения мировых цен существенно искажает долю России в экспорте указанных стран и СНГ в целом в меньшую сторону – за вычетом энергоносителей снижение было не столь велико.

Несмотря на снижение роли России во внешней торговле стран  СНГ, почти для всех из них Россия продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнеров. В 2009 г. Россия занимала 1-е место среди партнеров по экспорту Армении, Белоруссии, Киргизии, Туркмении и Украины, а по импорту – у всех стран СНГ, кроме Грузии и Молдавии. При общем падении доли нашей страны в суммарном экспорте государств Содружества по широкому кругу товаров, не входящих в группу сырья и первичных промышленных полуфабрикатов, сохранилась и даже усилилась ориентация поставщиков из СНГ на российский рынок. Особенно чувствительной является зависимость аграрного сектора стран СНГ от поставок в Россию, выступающую в качестве главного экспортного рынка для сельхозпродукции большинства государств Содружества и значительно опережающую в этом отношении третьи страны. В целом, в 2009 г. более 30% аграрного экспорта СНГ направлялось к нам. Помимо продукции сельского хозяйства, из стран СНГ на российский рынок ориентирована значительная часть (во многих случаях львиная доля) поставок обработанных изделий, в первую очередь машин и оборудования. Особенно большое значение наш рынок имеет для Белоруссии и Украины.

В целом, жизнедеятельность  и выживание большого числа отраслей и подотраслей промышленности стран СНГ еще в сильной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке.

Определенное падение  доли России в импорте СНГ объясняется, главным образом, энергетическим фактором. С одной стороны, из-за переориентации на дальнее зарубежье российских поставок энергоносителей, составлявших почти 50% всего стоимостного объема импорта Содружества из РФ, темпы развития торговли СНГ с Россией стали отставать от динамики ввоза товаров из третьих стран. В результате позиции России в импорте СНГ ослабли.

С другой стороны, вследствие роста цен на поставляемые Россией в СНГ энергоносители, а также сохранявшейся высокой зависимости государств Содружества от российских энергоресурсов снижение нашей роли в импорте стран СНГ было в целом умеренным. Россия обеспечивает примерно треть импортных потребностей Содружества (в том числе около 2/3 импорта минеральных продуктов, включая до 70% закупок топлива, почти 50% суммарного ввоза металлов и изделий из них, лесобумажных товаров) и остается его главным торговым партнером.

Конкуренцию России со странами СНГ на внешних рынках можно оценить как умеренную. На большинстве товарных и региональных рынков, где пересекаются интересы отечественных экспортеров и поставщиков из СНГ, основную угрозу позициям России несут третьи страны. Так, на рынке металлопродукции Россию теснит в первую очередь КНР, на рынках аммиака и азотных удобрений – страны Персидского залива и Северной Африки, Тринидад и Тобаго, на рынке полимеров – государства Восточной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива. Немаловажным фактором является и стремление ряда традиционных стран-покупателей российской продукции развивать собственное производство (металлургия в Иране, производство удобрений в Южной и Юго-Восточной Азии и т.д.). Анализ динамики экспорта основных групп несырьевых товаров, по которым Россия вступает в конкуренцию со странами СНГ, показал, что в течение 2000-х гг. позиции России ухудшились на рынках тех товаров, где снизилась глобальная конкурентоспособность отечественных производителей, что проявилось в падении их веса не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Среди этих товаров многие виды промышленного оборудования, стальной прокат, полимеры, металлоизделия, продукция легкой промышленности.

Вместе с тем, по мере наращивания  возможностей и объемов производства в добывающей промышленности и отраслях первичного передела продукции стран СНГ (особенно ресурсов и энергоемких секторах), развития транспортной инфраструктуры региона, государства Содружества могут составить ощутимую конкуренцию России на евразийском и глобальном рынках. Уже в последнее время суммарная добыча нефти и газа (в пересчете на нефтяной эквивалент) в Азербайджане, Казахстане, Туркмении и Узбекистане достигла 28% от российского уровня, тогда как в середине 1990-х гг. – не более 15%. Совокупный неттоэкспорт энергоресурсов из четырех указанных государств в 2008 г. значительно превышал чистый энергоэкспорт из латиноамериканского региона и почти в 2 раза перекрывал потребности стран СНГ – нетто-импортеров энергоносителей.

Пока еще малозаметная, но в перспективе чувствительная для России проблема связана с постепенным движением стран СНГ вверх по технологической цепочке – от экспорта сырых руд и минералов к поставкам обогащенного продукта, рафинированных металлов и т.д., т.е. перемещением их в сферу традиционной международной специализации России, выходом на рынки, где и без государств Содружества достаточно тесно.

Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ