Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
Введение …………………………………………………………………..4
Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7
1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7
1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16
1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20
Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37
2.1.Экономическое развитие России и значение экономической
интеграции для России…………………………………………………...37
2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43
2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60
2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72
Заключение ……………………………………………………………….84
Список литературы ………………………………………………………86
Приложение 1……………………………………………………………..
Приложение 2……………………………………………………………..
Приложение 3……………………………………………………………..
Приложение 4……………………………………………………………..
Не имеет смысла подробно останавливаться
на анализе степени развития демократии
в странах СНГ. Даже в тех государствах,
где политические реформы идут наиболее
успешно, демократию можно охарактеризовать
как «управляемую» или «
В целом очевидно, что страны СНГ
не соответствуют условиям, необходимым
для интегрирования по образцу Европейского
союза. Они не достигли экономического
порога интеграционной зрелости; в
них еще не сложились ключевые
для межгосударственной интеграции
институты плюралистической демократии;
их общества и элиты не сформулировали
широко разделяемой идеи, которая
могла бы инициировать интеграционные
процессы. В подобных условиях сколь
угодно тщательное копирование сложившихся
в ЕС институтов и механизмов не
даст никакого эффекта. Экономические
и политические реалии постсоветского
пространства настолько сильно сопротивляются
привносимым европейским
2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ
За последние полтора
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2011 году составил 122,4 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2010 годом на 34,2%, в том числе экспорт – 78,3 млрд. долл. США (рост на 31,3%), импорт – 44,3 млрд. долл. США (рост на 39,6%).
Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2011 года размер сальдо вырос на 14,3% к 2010 году).
Рис 2. Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2011 году (2010 год) по данным ФТС (в % от общего объема товарооборота со странами СНГ).
В 2011 г. Белоруссия занимала 5-е место, Украина – 6-е, Казахстан – 13-е. Торговля России со странами СНГ в последние несколько лет развивалась теми же темпами, что и со странами дальнего зарубежья, поэтому в 2005–2010 гг. колебания их удельного веса в общем товарообороте не превышали 1%. Несмотря на снижение удельного веса стран СНГ в экспорте России, сейчас они имеют существенно большее значение для многих российских экспортеров. Дело в том, что указанное снижение произошло главным образом из-за переориентации поставок энергоносителей на рынки дальнего зарубежья в условиях быстрого роста мирового спроса и цен на топливо. Если в 1992–1994 гг. на СНГ приходилось 40% суммарного российского экспорта энергоресурсов в натуральном выражении, то в 2010–2011 гг. – 14,7% (в 2009 г. – 15,9%).
В середине 1990-х гг. в страны СНГ шло 15% нашего экспорта без учета минерального сырья, а в 2011 г. этот показатель превысил 25% (в 2010 г. – 23%). Еще большее значение страны СНГ имеют в экспорте продукции обрабатывающей промышленности (без учета товаров с высокой сырьевой составляющей – нефтепродуктов, удобрений, пиломатериалов и т.п.): в 2000 г. этот показатель равнялся 31%, а в 2011 г. – 55%. За 2000-е гг. отмечено существенное повышение их доли по широкому кругу промышленной продукции глубокой переработки, многим видам машин и оборудования.
Важной характеристикой российского экспорта в СНГ, тесно связанной с его товарной структурой, является существенно более высокая степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Самый высокий показатель диверсификации по экспорту России в двенадцать крупнейших контрагентов в 2011 г. был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн. долл. по 4-значным кодам ТНВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), за исключением закрытых групп – драгоценных камней и металлов, вооружений и др.). Далее следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом – Германия (69), КНР (51), Турция (49), Нидерланды (42), Италия (41), США (39), Польша (36), Великобритания (32). Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан разительно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в дальнее зарубежье.
В импорте России доля стран СНГ неуклонно снижается: в 1990-е гг. она равнялась 25–30%, а к 2011 г. сократилась до 13%. Это обусловлено тем, что РФ активно развивала импорт высококачественных товаров как инвестиционного, так и потребительского назначения, которые государства Содружества чаще всего не в состоянии предложить. Кризис еще более снизил конкурентоспособность продукции из СНГ на российском рынке.
Страны СНГ обеспечивают основную часть потребностей России в импорте минерально-сырьевых товаров (руд и концентратов металлов, строительного сырья), являются главными поставщиками хлопка – основного сырья для российской легкой промышленности, играют равнозначную странам дальнего зарубежья роль в снабжении России дефицитной плодоовощной продукцией (правда, большая часть импорта которой носит неорганизованный характер). Вместе с тем, многие промышленные товары из СНГ вступают в прямую конкуренцию с российской продукцией, имея дополнительные преимущества в виде мощной государственной поддержки (в первую очередь, это товары из Украины и Белоруссии).
По ряду важных видов промышленной продукции страны СНГ занимают на российском рынке более прочные позиции, чем отечественные производители.
В текущем десятилетии не удалось преодолеть тенденцию ухудшения позиций России на рынках стран СНГ. Среди важных причин этого: низкая конкурентоспособность отечественных обработанных изделий (за немногими исключениями) по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; неготовность нашей страны удовлетворить растущий инвестиционный и потребительский спрос государств Содружества на качественные товары с высокими технико-экономическими свойствами; отсутствие действенных финансовых и иных механизмов стимулирования экспорта. Создание в этих странах новой транспортной инфраструктуры (прокладка трубопроводов, строительство дорог и других коммуникаций) и возможность диверсификации поставок углеводородов на внешний рынок, расширение привлечения прямых иностранных инвестиций (обычно стимулируют экспортно-импортные потоки), а также кредитов международных организаций и нерегиональных стран, выравнивание условий хозяйственных связей СНГ с остальным миром – все это усиливает процессы переориентации государств Содружества на рынки дальнего зарубежья.
Экспорт России в страны СНГ |
Импорт России из стран СНГ |
Сальдо | |||
|
в % к |
|
в % к | ||
Азербайджан |
1679,1 |
172,3 |
369,4 |
171,8 |
1309,7 |
Армения |
541,3 |
108,0 |
133,9 |
134,1 |
407,4 |
Беларусь |
17738,0 |
142,8 |
10338,6 |
145,8 |
7399,4 |
Казахстан |
10210,2 |
125,5 |
5458,1 |
153,2 |
4752,1 |
Киргизия |
708,1 |
102,1 |
220,6 |
74,6 |
487,5 |
Республика Молдова |
990,6 |
133,3 |
294,9 |
110,6 |
695,7 |
Таджикистан |
534,0 |
110,1 |
64,0 |
42,1 |
470,0 |
Туркмения |
770,4 |
138,5 |
111,1 |
126,3 |
659,3 |
Узбекистан |
1464,4 |
110,4 |
1404,2 |
121,1 |
60,2 |
Украина |
22449,9 |
140,6 |
14770,0 |
150,3 |
7679,9 |
Итого |
57086,1 |
136,5 |
33164,8 |
145,7 |
23921,3 |
Таблица 1:
экспортно-импортные операции
России со странами СНГ
2011 г. по данным Госкомстата (подробная
информация в приложении 1 и 2).
В числе других причин, оказывающих сдерживающее влияние на торгово-экономические отношения России и стран СНГ, можно отметить: весомые транспортные издержки взаимных связей, обусловленные большими расстояниями; неизбежность использования при многих со общениях транзита; плохая техническая оснащенность пограничных пунктов пропуска; более высокие, по сравнению с внутренними, международные транспортные тарифы; периодически вводимые ограничения для поставок товаров на рынки друг друга отдельных товаров с целью защиты национальных производителей.
Средневзвешенная доля России в экспорте стран СНГ уменьшилась с 42% в 1995 г. до 28% в 2000 г. и до 15% в 2009 г., в импорте – с 48% до 45% и до 32,5% соответственно. Однако, следует учитывать, что бурное развитие экспорта нефти из Казахстана и Азербайджана и нефтепродуктов из Белоруссии на фоне быстрого повышения мировых цен существенно искажает долю России в экспорте указанных стран и СНГ в целом в меньшую сторону – за вычетом энергоносителей снижение было не столь велико.
Несмотря на снижение роли России во внешней торговле стран СНГ, почти для всех из них Россия продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнеров. В 2009 г. Россия занимала 1-е место среди партнеров по экспорту Армении, Белоруссии, Киргизии, Туркмении и Украины, а по импорту – у всех стран СНГ, кроме Грузии и Молдавии. При общем падении доли нашей страны в суммарном экспорте государств Содружества по широкому кругу товаров, не входящих в группу сырья и первичных промышленных полуфабрикатов, сохранилась и даже усилилась ориентация поставщиков из СНГ на российский рынок. Особенно чувствительной является зависимость аграрного сектора стран СНГ от поставок в Россию, выступающую в качестве главного экспортного рынка для сельхозпродукции большинства государств Содружества и значительно опережающую в этом отношении третьи страны. В целом, в 2009 г. более 30% аграрного экспорта СНГ направлялось к нам. Помимо продукции сельского хозяйства, из стран СНГ на российский рынок ориентирована значительная часть (во многих случаях львиная доля) поставок обработанных изделий, в первую очередь машин и оборудования. Особенно большое значение наш рынок имеет для Белоруссии и Украины.
В целом, жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей промышленности стран СНГ еще в сильной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке.
Определенное падение доли России в импорте СНГ объясняется, главным образом, энергетическим фактором. С одной стороны, из-за переориентации на дальнее зарубежье российских поставок энергоносителей, составлявших почти 50% всего стоимостного объема импорта Содружества из РФ, темпы развития торговли СНГ с Россией стали отставать от динамики ввоза товаров из третьих стран. В результате позиции России в импорте СНГ ослабли.
С другой стороны, вследствие роста цен на поставляемые Россией в СНГ энергоносители, а также сохранявшейся высокой зависимости государств Содружества от российских энергоресурсов снижение нашей роли в импорте стран СНГ было в целом умеренным. Россия обеспечивает примерно треть импортных потребностей Содружества (в том числе около 2/3 импорта минеральных продуктов, включая до 70% закупок топлива, почти 50% суммарного ввоза металлов и изделий из них, лесобумажных товаров) и остается его главным торговым партнером.
Конкуренцию России со странами СНГ на внешних рынках можно оценить как умеренную. На большинстве товарных и региональных рынков, где пересекаются интересы отечественных экспортеров и поставщиков из СНГ, основную угрозу позициям России несут третьи страны. Так, на рынке металлопродукции Россию теснит в первую очередь КНР, на рынках аммиака и азотных удобрений – страны Персидского залива и Северной Африки, Тринидад и Тобаго, на рынке полимеров – государства Восточной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива. Немаловажным фактором является и стремление ряда традиционных стран-покупателей российской продукции развивать собственное производство (металлургия в Иране, производство удобрений в Южной и Юго-Восточной Азии и т.д.). Анализ динамики экспорта основных групп несырьевых товаров, по которым Россия вступает в конкуренцию со странами СНГ, показал, что в течение 2000-х гг. позиции России ухудшились на рынках тех товаров, где снизилась глобальная конкурентоспособность отечественных производителей, что проявилось в падении их веса не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Среди этих товаров многие виды промышленного оборудования, стальной прокат, полимеры, металлоизделия, продукция легкой промышленности.
Вместе с тем, по мере наращивания возможностей и объемов производства в добывающей промышленности и отраслях первичного передела продукции стран СНГ (особенно ресурсов и энергоемких секторах), развития транспортной инфраструктуры региона, государства Содружества могут составить ощутимую конкуренцию России на евразийском и глобальном рынках. Уже в последнее время суммарная добыча нефти и газа (в пересчете на нефтяной эквивалент) в Азербайджане, Казахстане, Туркмении и Узбекистане достигла 28% от российского уровня, тогда как в середине 1990-х гг. – не более 15%. Совокупный неттоэкспорт энергоресурсов из четырех указанных государств в 2008 г. значительно превышал чистый энергоэкспорт из латиноамериканского региона и почти в 2 раза перекрывал потребности стран СНГ – нетто-импортеров энергоносителей.
Пока еще малозаметная, но в перспективе чувствительная для России проблема связана с постепенным движением стран СНГ вверх по технологической цепочке – от экспорта сырых руд и минералов к поставкам обогащенного продукта, рафинированных металлов и т.д., т.е. перемещением их в сферу традиционной международной специализации России, выходом на рынки, где и без государств Содружества достаточно тесно.
Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ