Экономическая интеграция России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа

Краткое описание

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..4

Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7

1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7

1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16

1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20

Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37

2.1.Экономическое развитие России и значение экономической

интеграции для России…………………………………………………...37

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72

Заключение ……………………………………………………………….84

Список литературы ………………………………………………………86

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………..

Приложение 3……………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 229.83 Кб (Скачать)

III — страны — участницы  СНГ, сложившиеся после распада  СССР, — межгосударственное объединение  12 бывших республик;

IV — СНГ и государства  Балтии — территория бывшего  Советского Союза.

Каждая из этих систем объявлена  открытой для свободного выхода, приема новых членов и контактов с  другими межгосударственными и  мировыми транснациональными образованиями.

Возможные попытки насильственного, поспешного втягивания или экономического принуждения других стран — участниц СНГ или бывшего СЭВ могут  не только дискредитировать саму идею интеграции, но и дать обратный результат. Наметившееся сближение куда менее  стремительно и интенсивно, чем предшествовавший ему распад. Но совершенно очевидно, что СНГ начинает трансформироваться в качественно новую геополитическую, социально-экономическую и национально-культурную инфраструктуру, аналогов которой не было в мировой истории. Масштабы и скорость интеграционных процессов  в значительной мере будут определяться тем, какие политические силы окажутся у власти и какие тенденции  возобладают в политике России. Но взаимного тяготения и воли народов  к единению не остановить.

Однако следует отметить, что этот объективный интеграционный процесс проходит не безболезненно, встречая на своем пути и серьезное  сопротивление определенных влиятельных сил как в странах СНГ, так и в зарубежных странах. Дело в том, что судьба огромного массива, еще недавно бывшего Советским Союзом, по-прежнему является одной из центральных мировых проблем. То, что этот вопрос доминирует над другими проблемами в самом постсоветском пространстве — понятно. Но этот вопрос далеко небезразличен и другим европейским и азиатским странам. Естественно, что в этих странах отношение к интеграционным процессам в СНГ также неоднозначно.

Известно, что распад СССР сделал "иностранцами у себя дома" не только миллионы русских. Пострадали практически все титульные нации  бывших союзных республик СССР. Помимо 25 млн. русских и 5 млн. русскоязычных  еще около 30 млн. людей других национальностей  из состава бывшего СССР оказались  в аналогичном положении. Учитывая необходимость поддержки русских  и русскоязычных, оказавшихся сегодня  за пределами России, в Москве создан Институт нового зарубежья. Они могут  рассчитывать в ближайшее время  на поддержку из России. Созданный  при поддержке Министерства иностранных  дел и Министерства по делам национальностей, Федеральных пограничной и миграционной служб России, а также ряда общественных и коммерческих организаций Институт нового зарубежья будет заниматься разработкой моделей, уровней и  механизмов политической, экономической  и культурной интеграции на всем постсоветском  пространстве. Институт намерен осуществлять сбор информации о положении русских  и русскоязычных в новом зарубежье, организовывать поддержку русскому языку и культуре, прогнозировать и предотвращать военно-политические конфликты на территории стран СНГ  с участием русскоязычной диаспоры, определять возможные направления  инвестиций и продвижения интересов  российского национального капитала в странах нового зарубежья, а  также делать популярными идеи интеграции в российском и международном  общественном мнении (Известия. 1996. 24 апреля).

Таким образом, интеграционные процессы в рамках СНГ становятся решающими в современных условиях политической, социально-экономической  и культурной жизни России и новых  независимых и суверенных государств, созданных на основе бывшего Советского Союза. Фактор идентичности, как известно, вырастает из признания прошлого, настоящего и будущего. В современных  условиях это осознается большинством населения союзных республик  бывшего СССР. Какую силу процесс  интеграции наберет в будущем, в  значительной степени будет зависеть от России.

 

 

 

 

Глава 2: Анализ динамики и  эффективности интеграционных процессов  стран СНГ и России

2.1.Экономическое развитие России  и значение экономической 

интеграции для России.

В уходящем 2011 году отмечалось продолжительное возрождение российской экономики, однако во втором полугодии темпы экономического роста замедлились из-за ослабления тенденции восстановления в главных экономических субъектах мира и беспрецедентной засухи в стране. В грядущем году России предстоит решить такие задачи, как сдерживание инфляции, сокращение финансового дефицита, расширение внутреннего спроса и др. При этом во внешней экономической среде существует большая неопределенность, в этой связи возможности российского правительства в сфере контроля за экономикой и принятия решений столкнутся с вызовами.

Благодаря росту мировых  цен на сырую нефть, в нынешнем году в экономике России наблюдались  благоприятные тенденции восстановления, но темпы роста во втором полугодии  несколько замедлились. В первой половине года ВВП вырос на 4,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, однако во второй половине рост сократился до 2,7 процентов. Министерство экономического развития России ранее прогнозировало рост ВВП страны в 2011 году на уровне 4 процентов.

Аналитики выделяют следующие  причины замедления темпов экономического роста в России во втором полугодии: во-первых, в прошлом году рост российской экономики был сначала низким, а потом высоким, поэтому под  воздействием исходного показателя во втором полугодии темпы экономического роста стали замедляться; во-вторых, летом на Россию обрушилась беспрецедентная  засуха, в результате которой значительно  снизилось сельскохозяйственное производство, что сдержало экономический рост; в-третьих, ослабление тенденции экономического восстановления в европейских странах, США и экономических субъектах  с нарождающимися рынками во втором полугодии также сказалось на экономическом возрождении России.

В уходящем году быстрыми темпами  рос объем внешней торговли РФ. Согласно статистике российской таможни, за первые три квартала общий объем  внешней торговли составил 440,5 млрд долларов, что на 37,1 процентов выше показателя за аналогичный период прошлого года. Положительное сальдо торговли достигло 125,7 млрд долларов, увеличившись на 37 процентов. В сфере занятости отмечено улучшение ситуации: по состоянию на конец декабря реальное число безработных в России составило 5,1 млн человек, что на 10 процентов меньше того же периода прошлого года; в ноябре уровень безработицы сократился с 9 процентов в начале года до 6,7 проц. Природные катаклизмы также привели к значительному росту цен на сельскохозяйственную продукцию. По состоянию на 1 декабря уровень цен на потребительские товары в России увеличился на 7,6 процентов по сравнению с началом года.

Министерство экономического развития несколько раз повышало годовой прогноз инфляции, которая, по последним данным, составит 8,4 проц, тогда как в прошлом году она  достигла 8,8 проц. “Несмотря на то, что  модернизация России началась в сложные  времена мирового финансового кризиса, а летом страну настигла засуха и  пожары, экономический рост в этом году составит 4 процента”, — заявил недавно в ходе оглашения ежегодного послания Федеральному собранию президент России Д.Медведев.

Для сохранения тенденции  экономического возрождения правительство  РФ в текущем году продолжило проводить  политику экономического стимулирования, суть которой, главным образом, сводилась  к увеличению финансовых расходов и  содействию изменению модели экономического роста. Произошедшие этим летом засуха и лесные пожары привели к серьезному сокращению урожая и резкому повышению  цен на продукты. За первые 10 месяцев  этого года объем производства сельскохозяйственной продукции снизился на 11,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Для сдерживания роста цен на продукты и обеспечения внутреннего спроса российское правительство приняло такие меры, как введение запрета на экспорт зерновых, отмена импортных пошлин на соответствующую сельскохозяйственную продукцию и оказание сельскому хозяйству финансовой помощи.

На содействие сельскохозяйственному  развитию правительство России к  настоящему времени уже выделило 150 млрд рублей /1 доллар США равен  примерно 30 рублей/. Для содействия экономическому возрождению с апреля прошлого года Центральный банк России /ЦБР/ уже несколько раз подряд снижал процентную ставку.

В настоящее время годичная ставка рефинансирования ЦБР составляет 8 процентов. Благодаря упомянутым мерам отмечается увеличение ликвидности в банковской системе. Процентная ставка сохраняется на нынешнем уровне уже полгода. Хотя аналитики считают, что данный цикл снижения ставки завершился, и ЦБР также не исключает возможности повышения процентной ставки в первом квартале будущего года, но по-видимому в ближайшее время Россия продолжит проводить мягкую валютную политику.

Программа по замене старых автомобилей на новые, запущенная в  марте прошлого года, дала хороший социально-экономический эффект. Российское правительство выделило 10 млрд рублей на реализацию данного проекта, он встретил одобрение со стороны широких слоев населения и придал большой стимул развитию автомобилестроения и других соответствующих отраслей экономики. За первые 10 месяцев этого года производство легковых автомобилей в России резко увеличилось на 95,7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также отмечается существенное увеличение производства грузовиков и автобусов.

Правительство РФ уже объявило о выделении дополнительных 10 млрд рублей на продолжение реализации данной программы в будущем году. Россия также активно содействует экономической модернизации и развитию новаторства, вкладывает огромные средства в интенсификацию строительства инфраструктуры и преобразование и модернизацию отраслей, что играет позитивную роль в расширении внутреннего спроса и содействии изменению модели экономического роста. Кроме того, российское правительство продолжает увеличить пенсии и социальные расходы.

В условиях наличия многих неопределенных факторов в мировой  экономике и отсутствия достаточного внутреннего стимула к экономическому росту российскому правительству  в 2011 году по-прежнему придется преодолевать большие вызовы в целях обеспечения  стабильного экономического роста, эффективного сдерживания инфляции и повышения уверенности населения. С лета сего года в России отмечается давление со стороны роста цен  на продукты питания.

Несмотря на разные меры, предпринятые российским правительством для контроля над ценами на товары, последствия засухи и роста стоимости  сельскохозяйственной продукции будут  давать о себе знать и в будущем  году, в этой связи давление инфляции останется большим. Д. Медведев в  своем ежегодном послании четко  потребовал снизить в будущие  три года уровень инфляции до 4-5 проц. Сокращение финансового дефицита является еще одной важной задачей для  российского правительства. Министерство экономического развития спрогнозировало, что в 2012 году доля инфляции в ВВП составит 3,5-4 проц, а министр финансов России Антон Силуанов заявил, что этот показатель достигнет 4,6 проц.

Российское правительство  в ближайшие годы планирует постепенно сокращать финансовый дефицит, чтобы  в 2015 году снизить его до нулевой  отметки. Экономические эксперты России по-разному оценивают экономическую  ситуацию в стране. В Институте  “Центр развития” Высшей школы  экономики считают, что из-за ослабления эффективности политики экономического стимулирования и ограниченности вклада инвестиций и потребления в экономический  рост, в условиях возможных скачков  мировых цен на нефть внутри России не хватает точек динамичного экономического роста, поэтому в будущем году темпы экономического роста могут продолжить замедляться.

Однако в Институте  народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук /ИНП РАН/ полагают, что в ближайшие годы мировые цены на нефть продолжат расти, по этой причине экономический рост в России в 2012 году достигнет 6,9 процентов, а инфляция снизится до 6,8 процентов. Стоит отметить, что чрезмерная зависимость экономического роста России от экспорта энергоносителей и сырья, в частности от экспорта сырой нефти и природного газа, является недостатком российской экономики.

Предполагается, что в 2012 году Россия продолжит проводить стратегию экономического развития, характеризующуюся инновациями, а также наряду с продвижением модернизации разных отраслей сделает акцент на осуществлении экономической реструктуризации и в приоритетном порядке будет развивать высокотехнологические и инновационные проекты в сфере энергосбережения, космонавтики, ядерной энергетики, фармацевтики и информатизации, изыскивая новые точки экономического роста и преодолевая монокультурность экономического развития. В связи с этим развиваются интеграционные процессы России и стран СНГ что внесёт новое веха в экономику страны.     

Понятие «интеграция» занимает особое место  в политическом словаре постсоветского пространства. Граждане бывших союзных республик позитивно воспринимают интеграционную риторику, которая у многих ассоциируется с «золотым веком» относительного советского благосостояния. Непременным условием жизнеспособности любого интеграционного проекта является присутствие в нем субъекта мировой экономики и мировой политики. До сего дня таким статусом на постсоветском пространстве обладает только Российская Федерация. Объективно именно на нее ложится обязанность регулирования интеграционных процессов в регионе. В свою очередь эти процессы должны использоваться в интересах модернизации российской экономики и обеспечения национальной безопасности. От способности Москвы стать центром притяжения для сопредельных стран во многом зависят перспективы России в формирующемся многополярном мире.     

Экономики стран СНГ всего  два десятилетия назад составляли единый народно-хозяйственный комплекс, но практически ни один из проектов не продвинулся дальше первого-второго  этапов экономической интеграции.     

19 сентября 2003 года в Ялте главы  России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение об экономической интеграции. Целью Соглашения провозглашено создание единого экономического образования, обеспечивающего свободное движение всех факторов производства и эффективную координацию макроэкономической политики. Таможенный союз Республики Беларусь,Республики Казахстан и РоссийскойФедерации межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, действующий с 1 января 2010 г. - представляет собой попытку совершить качественный прорыв в интеграционном направлении. Представители Украины отказались подписать почти половину соглашений по Таможенному союзу. А те 14 соглашений, что украинцы подписали, касаются упрощенных таможенных процедур и все той же зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, 9 декабря этого года президенты России, Белоруссии и Казахстана заявили в декларации о формировании ЕЭП, что Единое экономическое пространство начинает действовать с 1 января 2011 года.     

Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ