Экономическая интеграция России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа

Краткое описание

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..4

Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7

1.1.Понятие экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7

1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16

1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20

Глава 2: Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов стран СНГ и России…………………………………………………37

2.1.Экономическое развитие России и значение экономической

интеграции для России…………………………………………………...37

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72

Заключение ……………………………………………………………….84

Список литературы ………………………………………………………86

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………..

Приложение 3……………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 229.83 Кб (Скачать)

Помимо чисто экономических  причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений  между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность  их политических конфликтов и позволяет  вести единую политику в отношении  других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало  их политическое противостояние, длившееся  со времен Тридцатилетней войны, и позволило  им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического  и геополитического соперничества.

В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной  торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного  характера. Международные экономические  интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них  входят страны с самым разным уровнем  развития и социально-экономическим  строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки  – это ЕС. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация  «Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.

Предпосылки международной экономической  интеграции состоят из: 
• Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

• Географической близости интегрирующихся  стран, наличие в большинстве  случаев общей границы и исторически  сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений  мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих  на одном языке. К изначальной  группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного  объединения, подключались другие соседние государства.

• Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического  сотрудничества и т.д. Экономическая  интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят  перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная  проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться  с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что  требует введения общей валюты. Также  и страны, у которых главной  является проблема обеспечения населения  водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические  сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости  и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино». После того как  большинство стран того или иного  региона стали членами интеграционного  объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные  с переориентацией экономических  связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся  за пределами интеграции. Некоторые  из них, даже не имея существенного  первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в  подключении к интеграционным процессам  просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое  заключение многими латиноамериканскими  странами соглашений о торговле с  Мексикой после ее вхождения в  Североамериканскую зону свободной  торговли - НАФТА.

Факторы развития  экономической интеграции:

1.Углубление МПП.

2.Социально-экономическая однородность  национальных предприятий.

3.Близкие уровни экономического  развития групп стран.

4.Тесное переплетение национальных  экономик на микроуровни.

5.Общие границы и условия  развития.

6.Развитие коммуникационных возможностей.

7.Общность культурных и исторических  традиций.

8.Целеустремленность государственных  органов и партий стран

относительно интеграционных процессов.

9.Объективна необходимость общего  решения глобальных проблем

человечества. 
Главные участники и организаторы интеграционного процесса:

1.Государства. 

2.Партии.

3.ТНК. 

4.Общественные организации.

Тенденциями международной экономической  интеграции является глобализация мировой  экономики и регионализация. Развитие МЭО, под воздействием специализации  и разделения труда, приводит к глобализации.

Основные черты глобализации: Изменяется форма производства, она переходит  в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики  на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т.д.).Регионализация - исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами. Признаками интеграции являются: взаимопроникновение  и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения  в экономике стран-участниц; необходимость  и целенаправленное регулирование  интеграционных процессов; возникновение  межгосударственных (наднациональных  или надгосударственных) структур (институциональные  структуры).

Условия интеграции:

1) развитая инфраструктура; 
2) наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база). 
Уровни интеграции: 
1) Наднациональный (государственный уровень); 
2) Национальный (межфирменный — ТНК); 
3) Транснациональный.    

  Развивающиеся страны создают  интеграционные группировки для  преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся  странах составляет приблизительно  от 35 до 40. 
Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.

Цели и значения международной  экономической интеграции:

1.Использование преимуществ экономии  от масштаба за счет расширения  размеров рынка, сокращения трансакционных  издержек.

2.Создание более стабильной  и предсказуемой среды для  взаимной торговли, а также благоприятной  внешнеполитической среды, т.е.  укрепление взаимопонимания и  сотрудничества участвующих стран  в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических  областях.

3.Создание блока стран для  участия в многосторонних торговых  и иных переговорах.

4.Содействие структурной перестройке  экономики стран, осуществляющих  глубокие экономические реформы,  при подключении их к региональным  торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком  уровне рыночного развития.

5.Поддержание молодых отраслей  национальной промышленности, для  которых в этом случае возникает  более широкий региональный рынок.

6.Достижение наиболее высокой  эффективности производства.

7.Возможность регуляции социально-экономических  процессов на региональном уровне.

8.Насыщение рынка товарами.

9.Обеспечение экономической и  политической консолидации и  международной военной безопасности.

10. Стимулирования притоков иностранных  инвестиций.

Преимущества экономической интеграции:

1.Увеличение размеров рынка  - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью  национального рынка), на этой  основе необходимо определение  оптимального размера предприятия.

2.Растет борьба между странами.

3.Обеспечение лучших условий  торговли.

4.Расширение торговли параллельно  с улучшением инфраструктуры.

5.Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

1. Для более отсталых стран  интеграция приводит к оттоку  ресурсов (факторов производства), идёт  перераспределение в пользу более  сильных партнёров.

2. Олигопольный сговор между  ТНК стран- участниц , что приводит  к повышению цен.

3. Эффект потерь от увеличения  масштабов производства при очень  сильной концентрации.

 

1.2.Причины и формы развития  международных экономических интеграций

Выделяют несколько взаимовыгодны  причин ведущих к развитию международной  экономической интеграции.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для  взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ кразного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, экономическое сближение  стран в региональных рамках создает  привилегированные условия для  фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий  развития отсталых районов, смягчение  положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда  и социального обеспечения.

Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных  регионах. Поэтому необходимо рассмотреть  объективные факторы, обусловливающие  этот процесс.

Помимо чисто экономических  причин у международной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений  между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность  их политических конфликтов и позволяет  вести единую политику в отношении  других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало  их политическое противостояние, длившееся  со времен Тридцатилетней войны, и позволило  им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического  и геополитического соперничества.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения  между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и  зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает  опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования  производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма – таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для  стран-участниц одинаковые возможности  в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется  платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Информация о работе Экономическая интеграция России и стран СНГ