Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Введение 4
1 Теоретические основы международной торговли 6
1.1 Сущность, функции и роль внешней торговли 6
1.2 Направления и формы внешней торговли 9
1.3 Показатели внешней торговли…………………………………………....15
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.8
2.1 Анализ внешней торговли Республики Беларусь в 2009 г. по группам товаров Ошибка! Закладка не определена.9
2.2 Анализ структуры внешней торговли в 2009г. 22
3 Перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь 26
Заключение 35
Список использованных источников 35
Еще одним важным приоритетным направлением становится расширение номенклатуры поставляемых товаров. Наряду с традиционными поставками (калийные удобрения, продукция Белорусского металлургического завода) все чаще в экспорте в ту или иную страну появляются новые наименования - стекловолокно, продукция деревообработки, приборы и инструменты, насосы, двигатели, лекарственные средства, наручные часы, холодильники. Нельзя не отметить также устойчивый рост экспорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки сложнотехнической продукции: тракторов, грузовых автомобилей, частей и оборудования к ним, подшипников, увеличение продаж интегральных микросхем и устройств на жидких кристаллах в страны Азии. Кроме того, постепенно расширяется география поставок: в сферу деятельности наших экспортеров попадают страны и рынки, ранее ими по существу не освоенные (Ливан, Ангола, Бангладеш, Малайзия).
Но все же можно отметить, что рынки Азии и Африки до сих пор остаются недостаточно освоенными нашими экспортерами с точки зрения продвижения на них основных экспортных товаров - продукции предприятий машиностроения, электронной и нефтехимической промышленности. В то же время потенциально государства Азии и Африки могут считаться едва ли не самыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов, станков, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Нельзя забывать и о существующих возможностях для сбыта холодильников и других товаров бытового назначения, стройматериалов, изделий деревообработки. Исходя из этого, оказание поддержки белорусским экспортерам именно данной продукции (при сохранении высокого уровня поставок традиционных товаров) в настоящее время является одним из приоритетов торгово-экономической деятельности МИД и наших загранучреждений. Свою роль при этом Министерство видит, прежде всего, в оказании белорусским предприятиям информационного, политического и организационного содействия.
Чтобы прочно
закрепиться на перспективных рынках
государств Азии и Африки, необходимо
энергичнее работать по созданию совместных
производств, как это уже делается
в Китае (совместное производство колесных
тягачей), во Вьетнаме (создание сборочных
линий по производству мотоциклов),
Египте (совместное производство автомобилей
"МАЗ" и тракторов "МТЗ"), а
также по расширению дилерской сети
и системы сервисного обслуживания.
Только в этом случае предприятия
могут перейти от случайных, разовых
поставок к долговременному
В этой связи
можно упомянуть успешную работу
во Вьетнаме ПО "БелАЗ": грамотная
маркетинговая политика, наличие
полноценной товаропроводящей сети
(представительство, сервисный центр,
консигнационный склад), умение сохранить
и развивать отношения с
МИД
работает над созданием более
благоприятных общих условий
для внешнеэкономической
· расширение договорно-правовой базы двусторонних торгово-экономических связей (наиболее активно эта деятельность осуществляется в ОАЭ, ЮАР, КНР, Египте, Ливии, Республике Корея, Иране);
· расширение числа государств, с которыми установлены дипломатические отношения, что позволит наладить прочные межгосударственные связи с потенциальными торгово-экономическими партнерами. [13]
Таким образом, потенциал и перспективы развития сотрудничества Беларуси со странами Азии и Африки весьма значительны.
Можно говорить о том, что определенные результаты в этой области уже есть. В текущем году Беларусь достигла определенных успехов по развитию новых рынков для поставок белорусской экспортной продукции. Примером этого может служить состоявшийся 14-15 мая визит правительственной делегации в Татарстан, где Беларусь открыла новейшее производство современной модели белорусских тракторов.
Премьер-министр
Беларуси Сергей Сидорский по итогам
встречи с Президентом
Он напомнил, что до кризиса товарооборот между сторонами составлял 34 млрд. российских рублей и Татарстан входил в пятерку регионов России, с которым Беларусь имеет наибольший товарооборот. [14]
"Мы немного сбавили в кризисном году по объективным причинам. Но в то кризисное время с руководством Татарстана мы наметили шаги, которые должны были сгладить все негативные последствия", – сказал Сергей Сидорский.
В итоге все белорусско-российские предприятия, которые работают в Татарстане, с успехом выдержали финансовый кризис и не снизили объемы производства. За три месяца текущего года товарооборот между Беларусью и Татарстаном увеличился более чем на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. [14]
Сергей Сидорский рассказал, что в ближайшее время планируется объединить научно-технические разработки Татарстана с "прорывными проектами Беларуси". В частности, предполагается строительство белорусского торгово-логистического центра в технополисе "Химград".
Во время
встречи с Президентом
Также по
итогам встречи Премьер-министра Беларуси
с Президентом Татарстана было принято
решение расширять
Касаясь
сотрудничества в нефтяной сфере
с татарстанскими партнерами, Сергей
Сидорский также отметил, что "мы
с нашими коллегами ведем переговоры
по максимальному приближению
Также по итогам встречи Премьер-министра Беларуси с Президентом Татарстана была заключена договоренность о расширении модельного ряда поставляемых в Татарстан тракторов.
По словам Сергея Сидорского, Беларусь ежегодно экспортирует более 60 тыс. тракторов почти в 160 стран мира. [14] В связи с этим приходится осваивать новые технологии, проводить стратегию инновационного развития экономики. Стоит задача не только создавать предприятия в Беларуси, но и переносить технологии.
Сергей
Сидорский подчеркнул, что модель
трактора МТЗ3022 является одной из современных
моделей. Она успешно работает более
чем в 100 странах мира. Ее использование
на полях позволяет заменить 3-4 обычных
трактора. Руководитель белорусского
правительства отметил, что использование
этой техники в Татарстане даст возможность
местным сельхозпредприятиям
Также огромные
перспективы наращивания
Заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков на встрече с главным аудитором контрольно-ревизионного управления Китая Сунь Баохоу сообщил, что в Китае в 2010 году будет открыто сборочное производство белорусских тракторов.
Вице-премьер
отметил, что Беларусь рассматривает
Китай в качестве стратегического
партнера. Отношения между странами
характеризуются высокой
В свою очередь Сунь Баохоу подчеркнул, что у стран есть возможности для наращивания товарооборота и их необходимо реализовывать. Например, стороны могут развивать сотрудничество в сфере тракторостроения. "Вчера мы посетили МТЗ. На предприятии передовые технологии, высокотехнологичное оборудование. Китай в этой сфере несколько отстает", - сказал Сунь Баохоу. [6]
Также КНР заинтересована в увеличении белорусского экспорта сельхозпродукции, в частности в увеличении экспорта белорусской молочной продукции. В Китае существует большая потребность в молочной продукции, особенно в сельской местности. Горожане же очень любят высококачественное мороженое. "Китайцы стремятся к увеличению потребления молока, особенно среди школьников. С учетом численности населения, можно сказать, что в Китае очень большой рынок для реализации молочной продукции, а значит, есть предпосылки для увеличения белорусского экспорта", - говорит Сунь Баохоу.
В свою очередь
исполняющий обязанности
В целом, по словам Ивана Жука, Гродненская область заинтересована в развитии экономических взаимоотношений с Китаем, создании совместных предприятий, в частности в рамках СЭЗ "Гродноинвест". "У сотрудничества нашего региона с Китаем есть большие резервы. За 2009 год товарооборот между регионом и Китаем составил $117 млн., в этом плане есть большой потенциал. [17] Мы заинтересованы в создании и иностранных, и совместных производств, в привлечении китайских инвестиций в экономику региона, наращивании взаимного товарооборота", - сказал он. [17]
Но рынки Азии не единственная цель Беларуси. С целью освоения новых рынков, а также для развития сотрудничества с Боснией и Герцеговиной в различных областях экономики Белорусская торгово-промышленная палата совместно с Внешнеторговой палатой Боснии и Герцеговины организует в конце июня первый в истории взаимоотношений двух стран деловой визит в Боснию и Герцеговину (г.Сараево), в ходе которого состоятся бизнес-встречи белорусских предпринимателей с предпринимателями Боснии и Герцеговины.
Цель визита – поиск деловых партнеров, посещение предприятий, создание СП, налаживание различных форм взаимовыгодного сотрудничества и т.п. [18]
Также Белорусская
торгово-промышленная палата информирует,
что 9 июня 2010 года состоится XIV Польско-Белорусский
экономический форум «
Цель форума: активизация двустороннего торгово-экономического сотрудничества, устранение имеющихся барьеров в двусторонней торговле, а также поиск путей по смягчению последствий мирового финансового кризиса, демонстрация поддержки экономического сотрудничества субъектов хозяйствования Беларуси и Польши со стороны правительств двух стран. [19]
Перспективы развития внешней торговли есть и со странами ЕС. Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский отмечает значительный прогресс в развитии белорусско-итальянского сотрудничества. Об этом он заявил на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом Италии в Беларуси Джулио Приджони, приуроченной к завершению его дипломатической миссии в Беларуси.
По мнению
Джулио Приджони, торгово-экономические
отношения Беларуси и Италии будут
активно развиваться. "За время
моей работы в Беларуси более 100 предпринимателей
из Италии смогли побывать в Минске
и Бресте, - рассказал он. - Если мы
будем работать и далее, то итальянский
промышленный округ появится не только
в Бресте, но и других городах, где
итальянские предприниматели
Что касается взаимоотношений с Россией, то, как известно, российская и белорусская экономики характеризуются тесной взаимосвязью и взаимозависимостью. Россия является основным рынком сбыта белорусской высокотехнологичной продукции и основным поставщиком сырья и энергоносителей, необходимых для ее производства. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий осуществляют сегодня взаимные поставки продукции. [11]
Хотя сотрудничество с Европейским союзом - стратегический приоритет для Республики Беларусь, на сегодняшний день оно является значительно менее тесным, чем с Российской Федерацией. Режим наибольшего благоприятствования в торговле ЕС с Беларусью действует де-факто, а не де-юре.
Тем не менее, ЕС уже сегодня является одним из основных кредиторов белорусской экономики и важным источником поступления в страну твердой валюты, инвестиционных ресурсов, современного менеджмента и высоких технологий. В то же время в экспорте Беларуси в ЕС преобладают сырье, полуфабрикаты и другие товары с низкой долей добавленной стоимости. Важной задачей внешнеторговой политики Беларуси является наращивание экспорта готовой и высокотехнологичной продукции в страны ЕС.
С целью углубления сотрудничества Беларуси и ЕС необходимо, во-первых, обеспечить диверсификацию структуры экспорта на рынках ЕС и СНГ с целью максимального снижения зависимости Беларуси от отдельных рынков и товаров. Приоритетное внимание следует уделять увеличению доли высокотехнологичной продукции в белорусском экспорте в страны ЕС. Для этого целесообразно усилить меры государственной поддержки предприятий-экспортеров посредством оказания им финансового, маркетингового, информационного, научного, правового, дипломатического и иных форм содействия. Необходимо обеспечить соответствие экспортной продукции стандартам ЕС.