Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Введение 4
1 Теоретические основы международной торговли 6
1.1 Сущность, функции и роль внешней торговли 6
1.2 Направления и формы внешней торговли 9
1.3 Показатели внешней торговли…………………………………………....15
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.8
2.1 Анализ внешней торговли Республики Беларусь в 2009 г. по группам товаров Ошибка! Закладка не определена.9
2.2 Анализ структуры внешней торговли в 2009г. 22
3 Перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь 26
Заключение 35
Список использованных источников 35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра международного бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Международные экономические отношения
на тему: Анализ внешнеторгового оборота РБ
Студент
ФМЭО, 3-й курс, ДАЗ-2
Руководитель
ассистент
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 с., 20 источник, 1 табл.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Объект исследования – международная торговля как форма МЭО.
Предмет исследования – внешнеторговый оборот Республики Беларусь.
Цель работы: анализ внешнеторгового оборота Республики Беларусь.
Исследования и разработки: в ходе исследования определено понятие внешнеэкономической деятельности, рассмотрено позитивное и негативное влияние внешней торговли на экономику страны; сделан анализ внешнеторгового оборота Республике Беларусь.
Методы исследования: диалектический метод, структурный анализ, системный подход, обобщение и систематизация.
Элементы научной новизны: определено состояние процессов внешней торговли в Республике и Беларусь и выявлены преимущества и недостатки дальнейшего развития.
Область возможного практического применения: выводы, изложенные в работе, могут быть использованы субъектами экономических отношений во внешнеэкономической деятельности для повышения эффективности этих отношений.
Автор работы
подтверждает, что приведенный в
ней расчетно-аналитический
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретические основы международной торговли 6
1.1 Сущность, функции и роль внешней торговли 6
1.2 Направления и формы внешней торговли 9
1.3 Показатели внешней торговли…………………………………………....15
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.8
2.1 Анализ внешней торговли Республики Беларусь в 2009 г. по группам товаров Ошибка! Закладка не определена.9
2.2 Анализ структуры внешней торговли в 2009г. 22
3 Перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь 26
Заключение 35
Список использованных источников 35
ВВЕДЕНИЕ
Переход
Республики Беларусь к рыночной экономике
со всей остротой поставил перед ней
проблему интеграции в мировую экономику.
Активизация участия нашей
Развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведет к созданию единой мировой экономики.
Постоянно
усложняющаяся структура
На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.
Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе.
Уже сегодня
нужно найти методы преодоления
негативных тенденций, препятствующих
приливу иностранных инвестиций
в нашу экономику, которые являются
более эффективными исходя из менталитета
народа, экономических условий, географического
положения и правового
Развитие внешнеэкономических связей Беларуси необходимо тесно увязывать с критериями роста экономики. Без решения данной задачи не могут быть адекватно решены ни политические, ни социально-экономические проблемы.
Экономическое
развитие и прирост населения
в разных регионах мира происходят
неравномерно, что также вызывает
необходимость расширять
Основной целью исследования стало выявление основных тенденций развития внешней торговли Республики Беларусь в условиях мирового кризиса. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные формы внешней торговли;
- провести
анализ состояния внешней
- определить пути совершенствования, приоритетные направления и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Объектом исследования работы является внешняя торговля, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь.
Автор считает, что теория и практика развития внешней торговли достаточно изучена в отечественной и зарубежной науке. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли как отечественные, так и зарубежные авторы: В. Фомичев, Е. Вавилова, Л. Бородулина и др.
В качестве теоретической базы для написания данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в данной области, и электронные ресурсы. Также при написании использованы статистические данные, данные Совета Министров Республики и Белорусско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и материалы периодических изданий.
Международная торговля
является формой связи между
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. [1, с.30]
Постоянно углубляясь и совершенствуясь, МРТ открывает безграничные возможности для международной торговли. Особенности развития промышленного производства и его различных отраслей в условиях НТР приводят к качественным преобразованиям всех элементов производительных сил, сдвигам в географии и товарной структуре мировых товаропотоков, усиливают зависимость национальных экономик стран от мирового рынка, порождают многообразие форм и направлений международной торговли. В свою очередь, участие в международной торговле способствует интенсификации национального воспроизводственного процесса и углублению специализации. Создается возможность организации массового производства, возрастают степень загрузки оборудования, эффективность внедрения новой техники и технологии. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости. По оценкам экономистов, увеличение экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост доли промышленного сектора в общей занятости на 0,62-0,78%. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) экспорт — важная составляющая процесса индустриализации и ускорения экономического подъема. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов. [2, с.24-25]
Динамичное развитие международной торговли в начале XXI в. обусловлено усилившимся воздействием научно-технического прогресса и тесно связанным с экспортом товара вывозом капитала.
Глобализация экономики приводит к постоянному «срастанию» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно и наглядно этот процесс протекает в рамках различных интернациональных группировок, которые уменьшают или вообще ликвидируют барьеры между странами на пути движения товаров.
Благодаря НТР все шире используются возможности компьютерных систем для реализации товаров и услуг, перевода финансовых средств. Появилась новая организационная форма международной торговли — электронная.
Существенное влияние на развитие международной торговли оказывает и деятельность ТНК, формирующих собственные внутренние рынки. В рамках таких рынков определяются конъюнктура, направление товарных потоков, цены на товары и общая стратегия развития самих рынков.
Поскольку в международной торговле участвует множество субъектов, экономические интересы которых не всегда совпадают, то в целом международные торги характеризуются острой конкуренцией.
Международные товарные потоки приобретают огромные масштабы и охватывает все регионы мира. Международная торговля по- прежнему занимает в них центральное место. Именно в сфере международной торговли реализуются экономические интересы ее участников.
Открытость или, наоборот, закрытость национальных экономических систем оказывает противоречивое влияние на хозяйствующие субъекты, состояние национальной экономики и уровень доходов населения. Сегодня ни одна страна, ни большая, ни малая, не может успешно развиваться без налаженных внешнеэкономических, прежде всего внешнеторговых, связей.
Для многих стран именно внешняя торговля послужила мощным фактором экономического роста. Практика показывает, что наиболее высокими темпами экономического развития отличались те страны, где быстро расширялась внешняя торговля, особенно экспорт (Германия в 1950—1960-х гг., Япония в 1970—1980-х, новые индустриальные страны Азии в 1990-х). [2, с.26]
Конкуренция на мировом рынке побуждает промышленные предприятия постоянно совершенствовать свою организационно-техническую деятельность, повышать качество выпускаемых товаров, что также способствует росту производительности труда и эффективности национальной экономики.
Увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Внешняя торговля многократно усиливает взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов. Нарушение функционирования экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно сказывается на экономике других стран.
Таким образом, роль международной торговли в мировом хозяйстве трудно переоценить. Во-первых, она способствовала возникновению таких форм МЭО, как валютно-финансовые и кредитно-денежные отношения. Во-вторых, с ее помощью реализуются результаты вывоза капитала, производственной специализации и кооперации, научно-технического сотрудничества и др. В-третьих, развитие международной торговли товарами определяет динамику международного обмена услугами. Наконец, международная торговля, содействуя углублению международных и межгосударственных связей, подготавливает предпосылки для экономической интеграции.