Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Введение 4
1 Теоретические основы международной торговли 6
1.1 Сущность, функции и роль внешней торговли 6
1.2 Направления и формы внешней торговли 9
1.3 Показатели внешней торговли…………………………………………....15
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.8
2.1 Анализ внешней торговли Республики Беларусь в 2009 г. по группам товаров Ошибка! Закладка не определена.9
2.2 Анализ структуры внешней торговли в 2009г. 22
3 Перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь 26
Заключение 35
Список использованных источников 35
Торги на аукционах проводятся либо с повышением цены, либо с понижением («голландский аукцион»). Аукционный торге повышением цены может проводиться «с голоса» или с помощью жестов. В первом случае аукционист объявляет номер лота и называет начальную цену, спрашивая: «Кто больше?». Покупатели повышают цену на величину не ниже минимальной надбавки (0,01-0,025% первоначальной цены). Если очередное повышение цены не предлагается, то после троекратного вопроса: «Кто больше?» — лот считается проданным тому, кто назвал предыдущую цену.
При негласном торге покупатели подают аукционисту знаки о согласии повысить цену на заранее установленную надбавку. Аукционист, объявляя новую цену, не называет покупателя.
На аукционе с понижением цены аукционист понижает цену на заранее установленные скидки. Лот приобретает покупатель, который первым скажет «да».
В международной торговле сложилась весьма ограниченная номенклатура товаров, продающихся с аукционов (например, пушнина, чай, цветы, антиквариат). [5, с. 88]
Современные методы международной торговли представлены следующими видами:
1.Встречная торговля – самый давний вид международной торговли, заключающийся в обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание. К встречной торговле относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Разница в стоимости покрывается денежными платежами. Наиболее традиционная разновидность встречной торговли – бартерные операции, встречные закупки.
В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных закупок.
Первый вариант предполагает, что обязательство встречной закупки содержит контракт купли-продажи. Предполагается, что импортер оплатит полную стоимость товара в обмен на документы, подтверждающие поставку, а экспортер принимает на себя обязательство купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.
Второй вариант – подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает 70% денежными средствами и 30% – встречными поставками товара.
Согласно третьему варианту, импортер 50% оплачивает денежными средствами и 50% – встречной поставкой товара. [4]
2.Операции с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом. Они имеют признаки встречной торговли и являются сбалансированными и заранее оцененными.
3.Выкуп техники, бывшей в употреблении. Для экспортера это возможность выпускать более конкурентоспособную продукцию, а для импортера – освободиться от морально устаревшей техники или продать ее по остаточной стоимости. Как правило, применяется при сбыте легковых и грузовых автомобилей, компьютерной и копировальной техники, морских судов, сельскохозяйственных машин, металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования.
4.Компенсационные операции, по сути, напоминают бартерные, однако имеют и принципиальные отличия:
•в бартерной сделке обменивают товар на товар, а в компенсационной – список товаров на список товаров;
•бартерная сделка строго сбалансирована, а в компенсационной сделке может быть разница между стоимостью взаимных поставок.
5.Арендные и лизинговые операции являются перспективными видами международной торговли, поскольку составляют серьезную конкуренцию коммерческим операциям. Такие операции предполагают передачу арендодателем во временное пользование арендатору имущества за согласованную арендную плату на определенный срок с целью получения коммерческой выгоды. [4]
Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров — экспорта и импорта.
Под экспортом понимается вывоз за национальную границу страны товаров и услуг для реализации на внешнем рынке. Предметами экспорта считают товары, произведенные в стране, и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, т.е. вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.
Импорт — это ввоз товаров и услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается и реимпорт — обратный вывоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров.
Участие страны в МРТ и
международной торговле и место
региона в системе
Экспортная квота — доля ресурсов отдельной страны, вовлеченной в процесс международного разделения труда, — рассчитывается по формуле
Эк=*100,
где Эк — экспортная квота;
Э — величина валового экспорта;
ВВП — объем валового внутреннего продукта
Экспортная квота имеет важное аналитическое значение. Во-первых, она свидетельствует о степени зависимости производства национальной экономики от сбыта товаров на рынках других стран. Во-вторых, показывает возможности данной страны производить определенное количество продукции для продажи на мировом рынке. Максимально возможная величина экспортной квоты определяется разностью между объемом произведенного ВВП и величиной потребления внутри страны. Чем значительнее внутреннее потребление, тем меньше экспортная квота. Она может превышать 50%, а может составлять всего несколько процентов.[2, с.39-40]
Величина экспортной квоты зависит от многих факторов, прежде всего от объема внутреннего рынка, платежеспособного спроса населения, уровня экономического развития и экономического потенциала страны, определяемого общим объемом ВВП. При равенстве уровней экономического развития экспортная квота будет выше у страны с меньшим экономическим потенциалом.
Важное значение имеет отраслевая структура экономики: чем выше удельный вес энергетики, металлургии и других отраслей тяжелого машиностроения, тем меньше включенность страны в МРТ и соответственно величина экспортной квоты (при прочих равных условиях).
На уровень экспортной квоты влияет и обеспеченность страны природными ресурсами. Так, у богатых нефтью стран ОПЕК экспортная квота составляет более 50%. В то же время Япония, вынужденная импортировать полезные ископаемые, компенсирует затраты на ввоз увеличением экспорта.
Коэффициент опережения темпами роста валового экспорта темпов роста ВВП позволяет судить о тенденциях изменения степени участия стран в МРТ и мировой торговле. Он характеризует не только динамику экспорта, но и тенденцию развития концентрации производства ВВП в отдельных странах.
Импортная квота, показывающая, какую часть от ВВП составляет импорт, рассчитывается по формуле
Ик=*100,
где Ик — импортная квота;
И — величина валового импорта;
ВВП — объем валового внутреннего продукта.
Сопоставив импортную квоту с экспортной, можно установить соотношение между экспортом и импортом. Чаще всего эти величины не совпадают, но бывают и одинаковыми. [2, с.41]
Коэффициент опережения темпами роста валового импорта темпов роста ВВП дает представление о тенденциях развития импорта, о степени зависимости национальной экономики от закупок товаров за рубежом.
Внешнеторговая квота — общий объем внешнего товарооборота данной страны со страной-партнером или со всем мировым сообществом — рассчитывается по формуле
ВТк=*100,
где ВТК — внешнеторговая квота;
ВТ — величина внешнеторгового оборота;
ВВП — объем валового внутреннего продукта. [5, с.43]
Ассортимент внутренней торговли значительно шире внешнеторгового. Товары могут не продаваться за рубежом в силу их неконкурентоспособности либо изначальной невозможности поставки на внешний рынок, что обычно связано с особенностями национального потребления. Например, с существующими различиями традиционных продуктов питания европейских и азиатских народов.
Место региона в системе внешнеэкономических связей отдельной страны определяется путем анализа четырех показателей.
Доля экспорта страны в международный регион в ее валовом экспорте — этот показатель раскрывает место международного региона в общей системе внешнеэкономических связей данной страны. Например, рост доли экспорта отдельной страны в какой-либо регион на 20% означает, что развитие ее внешнеэкономических связей с этим регионом идет на 20% быстрее по сравнению с предыдущим периодом.
Коэффициент опережения темпами роста экспорта страны в международный регион темпов роста ее валового экспорта определяется путем соотношения темпов роста поставок отдельной страны соответствующего региона с темпами роста ее валовых поставок на мировой рынок. Коэффициент дает представление о скорости развития взаимного экономического сотрудничества с группой стран по сравнению с развитием всей системы внешнеэкономических связей. На его основании можно судить о том, как изменяется место данного региона в системе внешнеэкономических связей страны.
Доля экспорта отдельной страны во взаимном экспорте стран международного региона. Взаимный экспорт — это совокупный экспорт группы стран-партнеров на региональный рынок. Хотя взаимный экспорт группы стран в конечном счете и определяется общим объемом их совместного производства соответствующих товаров, но жесткой зависимости между этими величинами не существует.
Коэффициент опережения темпами роста экспорта страны в международный регион темпов роста взаимного экспорта группы стран данного региона: чем он выше, тем более существенное место данная страна занимает во взаимном экспорте региональной группы.
Объем мировой торговли (мировой товарооборот) исчисляется как совокупный экспорт стран мира. Такая методика обусловлена тем, что экспорт товаров всех стран мира одновременно является и их импортом (не считая стоимости транспортировки и страхования грузов), поэтому суммирование показателей мирового экспорта и импорта приводило бы к двойному счету.
Соотношение продукции, производимой на экспорт и для внутреннего рынка, по странам существенно различается.
Сопоставление мирового ВВП и мирового экспорта показывает, что доля товаров, поступающих в мировую торговлю, постоянно растет. Так, если в 1950 г. всего 10,2% мирового ВВП поступило в мировую торговлю, то в 2000 г. доля экспорта уже составила 19,5% всего ВВП. За 50 лет общий объем мирового ВВП вырос в 6,2 раза, а мировой экспорт — в 11,7 раза [2, с.43].
Важнейшей характеристикой международной торговли является торговое сальдо, т.е. разность стоимостных объемов экспорта и импорта.
Ориентиром для внешнеторговой политики служит индекс условий торговли — отношение индекса экспортных и импортных цен определенного товара страны в целом или группы стран. Этот показатель отражает соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и импорт каждой страны. Растущий индекс условий торговли показывает, что на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести большее количество импортных товаров. [2, с.43]
Таким образом, международная торговля представляет собой исторически первую, наиболее развитую форму международных экономических отношений. Ее воздействие на экономику отдельных стран проявляется по-разному. С одной стороны, она способствует экономическому прогрессу, с другой – может существенно его затормозить, особенно в странах со средним и низким уровнем экономического развития.
2
Анализ внешней торговли
Беларусь относится
к числу малых индустриальных
стран с ограниченными
Товарная структура
внешнеторгового обмена Беларуси в
принципе формируется в соответствии
с теориями мирохозяйственных связей.
Низкая обеспеченность топливно-сырьевыми
ресурсами обусловливает
В соответствии с таблицей объем внешней торговли Республики Беларусь рос последнее десятилетие вплоть до проявления кризисных тенденций, которые отразились на торговле в резком сокращении ее объема и увеличении отрицательного сальдо.
Таблица – Основные показатели внешней торговли
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Объем внешней торговли, млн долл. |
15972 |
15737 |
17113 |
21504 |
30265 |
32687 |
42085 |
52968 |
71952 |
49846 |
экспорт товаров, млн долл. |
7326 |
7451 |
8021 |
9946 |
13774 |
15979 |
19734 |
24275 |
32571 |
21282 |
импорт товаров, млн долл. |
8646 |
8286 |
9092 |
11558 |
16491 |
16708 |
22351 |
28693 |
39381 |
28564 |
Сальдо, млн долл. |
-1320 |
-835 |
-1071 |
-1612 |
-2717 |
-729 |
-2617 |
-4418 |
-6810 |
-7282 |