Шпаргалка по "Медицине"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Признаки пригодности лекарственных веществ. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ в организме.
Основные симптомы при заболеваниях органов дыхания.
Энтеральный и парентеральный пути введения лекарственных средств.

Файлы: 1 файл

Вопросы по медицине.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

НЕВРАСТЕНИЯ

Этиология и патогенез — в основном соответствует описанным выше. В клинической картине ведущее место занимает астенический синдром. Клиническую картину определяют проявление слабости основных нервных процессов ВНД.

У взрослых и детей развитие неврастении обусловлено разными механизмами развития

патологии, что сопровождается разной клиникой заболевания. В этиологии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам, чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм родителей, их развод). Важную роль в развитии неврастении у детей играют также неправильный подход родителей к их воспитанию, чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами значение имеет ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, наследственная предрасположенность.

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в различных кружках и т. п.).

Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также и физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при отсутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза. Это и понятно, поскольку для развития невроза необходимы хронические конфликтные переживания, связанные со срывом в системе отношений личности. Многие авторы полагают, что умственные и физические перегрузки могут вызвать лишь отдельные элементы неврастенического состояния, но не самую неврастению. Поэтому при отсутствии сильных стрессовых переживаний такое состояние называют невротическим (В. К. Хорошко, Е. А Попов, В. В. Королев, Г. Е. Сухарева и др.).

Основная симптоматика. Повышенная раздражительность и утомляемость, нервозность, несдержанность, нетерпимость, расстройство сна разного характера (трудно уснуть, частые пробуждения, сон не освежает, сонливость днем), головная боль (характерны боли разлитого характера, типа «каски»), тяжесть и сдавленна головы («как будто одет обруч на голову»), нередко потливость, тахикардия, запоры. Возможны вспышки гнева, грубости.

При возбуждении нередки вегето-сосудистые реакции типа покраснения лица и красных пятен на

шее или бледность, головокружение, изредка возможны обмороки. Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции. Основное проявление неврастении у детей школьного возраста и подростков — состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны, повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражения и даже гнева, а с другой — повышенной истощаемостью аффекта с переходом к плачу, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, быстрым истощением активного внимания. Наряду с этим в структуру астенического синдрома при неврастении всегда входят нарушения вегето-сосуд истой регуляции — лабильность вазомоторных реакций, склонность к сосудистым обморокам, в частности, ортостатическим (при быстрой смене положения тела: вскакивании с постели, наклоне тела и т.д.), головные боли при утомлении, гипергидроз (потливость), повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон. Гипергидроз способствует простудным заболеваниям ребенка, что нередко отягощает у него течение астенического невроза.

Особую, встречающуюся преимущественно у детей младшего школьного и отчасти дошкольного возраста, форму истерических расстройств представляет истерический мутизм (нежелание разговаривать). Эта форма мутизма развивается у детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью и преобладанием тормозных процессов в характере в условиях повышенных требований к речевой и интеллектуальной деятельности. Например, при начале школьного обучения или при помещении ребенка в детский сад.

Доврачебная помощь больному неврастенией. Успокоить словами, дать внутрь капли валерианы (для взрослого 40-45 капель), корвалол (для взрослого 25-30 капель) или раствор бромистого натрия (1 столовая ложка). При более сильном возбуждении — таблетку одного препарат из группы транквилизаторов (элениум, тазепам, реланиум).

Симптоматические средства: при головной боли — анальгин, аспирин, при нарушении сна — настойка валерианы, корвалол (до 15-25 капель) и т. д.

Необходимо оградить больного от возможного раздражения и возбуждения: ссоры, напоминания о его просчете, неправильном поведении, от раздражающей его личности человека и т. д. Следует больного успокоить, создать по возможности комфортные условия отдыха: уложить в отдельной комнате, исключить громкие звуки (выключить радио, телевизор, не говорить громко), выключить свет или задернуть днем шторы и др.

ИСТЕРИЯ

Истерия — это форма невроза, основу которого составляют особенности нервно-психического поведения больного, зависящие от его возбуждения, повышенной эмоциональности и внушаемости. Истерией чаще болеют женщины и дети.

Этиология и патогенез. Этиология такая же, как и общих неврозов. При истерии, как было отмечено, на фоне истощения основных нервных процессов остается более сильным и менее управляемым процесс возбуждения, что и отражается на клинической картине заболевания. У некоторых больных в силу резкого превышения процесса возбуждения над остальными основными нервными процессами ВИД в сочетании с повышенной внушаемостью болезнь формирует особые проявления патологии. Назовем некоторые из них: различают истерическую слепоту, истерический припадок и истерический парез конечности.

Истерические расстройства у детей и подростков вызываются перенесенным стрессом или хронической психотравмирующей ситуацией, часто связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т. д.), ущемленным самолюбием, недовольством своим положением в коллективе и ролью в семье, превышающими возможности притязаниями. Вместе с тем у детей дошкольного и младшего школьного возраста истерические расстройства могут возникать непосредственно в ответ на психотравму: наказание, замечание, высказанное в резком тоне, категорический отказ выполнить какую-либо просьбу, разлуку с матерью и т п. Соматовегетативные истерические расстройства встречаются у детей значительно чаще двигательных нарушений. Проявления их весьма разнообразны: боли в животе, особенно в эпигастральной области, в области сердца, головные боли, рвота, нарушение глотания, запоры, задержка мочеиспускания и т п. Ввиду повышенной внушаемости детей и подростков с истерическим неврозом характер соматовегетативных расстройств определяется особенностями соматических заболеваний у окружающих (больных родственников).

Основная симптоматика. Общее недомогание, неприятные ощущения в различных органах и участках тела, быстрая смена настроения от вспышки гнева, от крика со слезами до хохота. Демонстративность и театральность поведения, нередко временная потеря чувствительности на конечностях или определенных участках тела, порезы (слабость движений) и параличи (отсутствие движений), слепота, потеря речи и др. Частое проявление болезни — истерический припадок. Предшествует припадку стрессовая ситуация: угроза, отказ в получении желаемого, неожиданное негативное событие или сообщение и др. Среди истерических расстройств в детском возрасте преобладают двигательные (моторные) и вегетативные нарушения. Частым двигательным расстройством является астазия-абазия, т.е. неспособность стоять и ходить при сохранении пассивных и активных движений в лежачем положении. Астазия-абазия встречается чаще у девочек-подростков и отличается относительной длительностью (описан случай болезни около полугода).

Значительно реже у детей встречаются истерические парезы и параличи конечностей (преимущественно нижних), охватывающие либо всю конечность, либо часть ее. Еще более редки парезы глазодвигательных мышц, сопровождающиеся преходящим косоглазием, истерическая афония (потеря речи), связанная с временным парезом или параличом мышц голосовых связок. Редкой формой двигательных истерических расстройств в детском возрасте являются истерические гиперкинезы (быстрые непроизвольные движения, тремор).

Признаки истерического припадка. Падение на пол или на кровать (никогда не получает травм). Иногда с криком. Судорожные подергивания конечностей, заламывание рук, закатывание глаз и т. д. Больная реагирует на восприятие ее припадка окружающими, на которые направлено развитие припадка. Отмечается явная «работа на зрителя», в отсутствии окружающих припадок не развивается. Больной в сознании, однако оно сужено. У детей почти не встречаются развернутые истерические психомоторные припадки классического типа, описанные у взрослых. Изредка они могут возникать у подростков-девочек. Однако стертые формы истерических психомоторных припадков отмечаются нередко в раннем и дошкольном возрасте. Возникают они при недовольстве ребенка чем-либо, отказе выполнить его требование, связаны со стремлением добиться желаемого, обратить на себя внимание.

Внешне такие припадки выражаются в том, что ребенок с громким криком в плачем падает на пол, беспорядочно бьется руками, ногами и головой об пол, выгибает спину дугой. У некоторых детей подобные припадки возникают до 15—20 раз в день. Описаны истерические припадки даже у детей годовалого возраста: при недовольстве они падают навзничь, изгибаются дугой и совершают как бы плавательные движения. Если желание ребенка выполняется, припадок сразу проходит.

Особую форму примитивных истерических припадков у детей раннего возраста (примерно от 6 мес. до 3 лет) представляют аффект респираторные приступы. Они возникают в связи с какой либо ситуацией, вызывающей у ребенка сильное недовольство, обиду. Приступ начинается по типу описанных выше истерических припадков, однако вслед за этим наступают прерывистые глубокие вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания в экспираторной фазе (в связи с судорожным сокращением мышц гортани), с быстрым развитием цианоза. Сознание полностью не выключается. Приступ заканчивается глубоким вдохам. После этого нередко возобновляется плач или ребенок становится вялым. Истерический припадок успешно лечится.

Истерическая слепота. Больная полностью теряет зрение (при этом фотореакция зрачков на свет сохраняется, тогда как у настоящего слепого она отсутствует). Истерическая слепота успешно лечится.

Истерический парез конечности

Обычно после стресса бывает парез одной конечности, чаще руки (иногда сочетается с заиканием) Парез — это ограничение движений, слабость в конечности, а паралич — полное отсутствие движений в конечности. При истерическом парезе рефлексы в пределах нормы, тогда как при инсульте они чаще повышены, а при периферическом параличе — понижены. Истерический парез успешно лечится.

Доврачебная помощь. При приступе истерического припадка — чуткое, внимательное, тактичное, спокойное без суеты и повышенного внимания отношение к больному. Дать выпить холодной воды или валериановых таблеток или капель, в некоторых, случаях — элениум, тазепам, реланиум.

Часто прекращает истерический приступ просто выход близкого человека из комнаты, где находится больной (развитие истерического припадка и его продолжительность зависит от восприятия его «зрителями»). Цель истерического приступа испугать человека, перед которым приступ разыгрывается, добиться желаемого: истерик продолжает контролировать ситуацию и впечатление, которое он оказывает на присутствующих своим поведением (при эпилептическом припадке сознание у больного отсутствут). При потере к нему интереса, когда присутствующие уходят из комнаты, приступ гаснет.

При развитии истерической слепоты или пареза следует успокоить больного, дать ему успокаивающие лекарства. Не следует демонстрировать перед больным свою панику, кричать или плакать, больные истерией очень впечатлительны и внушаемы, поэтому истерические нарушения у них могут развиться еще больше и дольше удерживаться. Необходимо вызвать врача.

Отличие истерического припадка от приступа эпилепсии. Сам припадок часто связан с падением и судорогами — такая патология наиболее часто бывает у больных истерией (чаще женщин) и больных эпилепсией. Важно своевременно определить характер припадка, поскольку оказание доврачебной помощи при них разная. Перечислим основные критерии диагностики:

при истерическом припадке больной не теряет сознания, не получает травм при падении, судороги захватывают в основном большие группы мышц, судороги крупноразмашистые, нет прикусывания языка и непроизвольного мочеиспускания;

при эпилептическом припадке больной теряет сознание, судороги захватывают разные группы мышц лица, конечностей и туловищ, возможны большие повреждения (откусывание языка, черепно-мозговая травма, переломы костей конечностей), при приступе пена изо рта (иногда с кровью при прикусывании языка), после приступа часто недержание мочи и иногда кала, приступ нередко переходит в сон (в связи с развитием выраженного защитного процесса торможения в коре и подкорке головного мозга).

 

  1. Понятие об инфекционном процессе и эпидемическом очаге.

Инфекционные болезни имеют ряд характерных отличительных признаков, знание которых поможет учителю заниматься их профилактикой среди школьников, а в необходимых случаях и оказать доврачебную помощь.

Отличительные особенности инфекционных болезней:

• контагиозность и опасность быстрого распространения среди населения;

• источник инфекции — больной человек;

• причина возникновения — живой возбудитель;

• выработка стойкого иммунитета после некоторых инфекционных болезней;

• чередование определенных периодов (инкубационный, начальный, разгар болезни и период выздоровления).

В структуре общей детской заболеваемости инфекционные болезни составляют значительный процент. В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее часто встречаются так называемые детские инфекции (корь, ветряная оспа, скарлатина, коклюш, дифтерия), а также большая группа острых респираторных вирусных инфекций, включая грипп. У детей старшего школьного возраста отмечаются в основном те же инфекционные болезни, что и у взрослых: кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез и др.), различные формы вирусного гепатита, болезни, передающиеся половым путем, грипп и др.

Эпидемиология — наука о закономерностях развития и распространения инфекционных болезней в человеческом обществе, мерах их профилактики и ликвидации.

Эпидемический процесс — это процесс распространения инфекционных болезней в коллективе. Он включает три взаимосвязанных звена: 1) источник инфекции, выделяющий возбудителей; 2) механизм передачи возбудителей; 3) восприимчивое население.

Источник инфекции.

Источником инфекции может служить больной человек, бактерионоситель или больное животное, из организма которых возбудитель выводится в окружающую среду с испражнениями (фекалиями), мочой, рвотными массами и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Медицине"